Библиографическое описание:

Пудовкина Н. В., Нестерова Л. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православных традиций // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 813-816.



 

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе православных традиций, которые призваны содействовать росту уникального потенциала отечественной культуры и образования, сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей многонационального народа России.

Ключевые слова: православные обычаи и традиции, духовно-нравственные ценности, культурное наследие, подрастающее поколение, Христианский праздник Пасха.

 

В настоящее время, полное противоречий и тревог, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан, истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активнодействующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

С этой точки зрения данная тема является востребованной и актуальной задачей. Она определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Целью статьи является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской православной культуре.

Научная новизна состоит в выявлении условий развития духовно-нравственных ценностей и в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.Практическая значимость — заключается в усвоении младшими школьниками вечных ценностей в воспитании достойных граждан России, настоящих патриотов своей Родины, знающих историю и традиции своего народа, духовно обогащаясь, становясь добрее, милосерднее, уважительно относясь к старшему поколению.

В последнее время мы все чаще говорим о качестве обучения, при этом забывая о качестве воспитания. Вместе с тем при этом все больше уделяется внимания ценностям, которые должны быть положены в основу учебно-воспитательного процесса школы. Это, прежде всего духовно-нравственные ценности, которые так необходимы современному человеку. Развитие их в самосознании еще маленького человека, гражданина, принесет оздоровление всему живому: и человеческой душе, и Природе, будет способствовать восстановлению гармонии отношений духовно-нравственного и материального. Самые главные ценности, о которых мы должны говорить сегодня с современными школьниками — это Родина большая и малая, крепкая семья, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков. Эти ценностные ориентиры вырабатывались нашим обществом веками [1].

В последние годы появились научные исследования, посвященные проблемам нравственного и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения в современных условиях [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации наметили государственные приоритеты, в которых на первый план выходит воспитание гармонично-развитой и высокодуховной личности.

Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы видим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.

Принципиальная разница заключается в том, что, при обучении учащихся по новым стандартам, помимо уроков в первой половине дня, планируется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки Российской Федерации. Она состоит из шести основных направлений. Одно из них духовно-нравственное воспитание.

Воспитание как культурный процесс предполагает в качестве своей цели человека, в образе которого интегрируются все достижения культуры на определенном историческом этапе. Человек культуры как субъект, способный усваивать, критически оценивать и преобразовывать социокультурный опыт, извлекать из ценностей культуры личностные смыслы, проектировать и осваивать новые образцы культурной жизни, является общей целью личностно-ориентированного воспитания подрастающего поколения.

В нашей стране вместе живут и трудятся представители свыше 120 народов с многообразием и взаимным проникновением национально-этнических культур, поэтому воспитывать детей надо на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.

Стратегия работы учителя начальных классов заключается в том, что любой ребенок должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в социум, поэтому правильно-организованная учебно-воспитательная работа в начальной школе имеет большое значение.

История Родины, родного края со всеми обычаями и традициями, во всем многообразии и красоте должна прийти к детям на урок. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурному наследию своего народа расширяет представление об окружающем мире, воспитывает положительную мотивацию, формирует правильное поведение. Вот почему так важно, чтобы дети наши как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам прадеды наши, веками отбирая все самое лучшее, бережно сохраняя, передавая его из поколения в поколение.

Особую роль в приобщении детей к народной культуре играют народные праздники как средства выражения национального характера. Праздник не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает духовно-нравственным содержанием.

К таким общенародным праздникам относятся: Рождество Христово;

Пасха Христова; Масленница (честная, широкая, веселая); Троица и др.

Праздник Святого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление».

Своим воскресением Христос избавил людей от смерти, дал надежду всем нам на вечную жизнь [2].

Христианский праздник Пасха был установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Пасху считают одним из самых древних праздников. На Руси праздник Пасха празднуется с Х века. Пасха всегда была любимым и общенародным праздником. Русские люди заранее готовились к празднику великим постом. У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют «чистым», потому что в этот день каждый православный человек стремится очиститься внешне и духовно. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. Начиная с Чистого Четверга, готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи.

В субботу вечером все отправлялись в церковь на праздничное богослужение. Незадолго до полуночи колокольный звон возвещал о приближении минуты Воскресения Христова. Далее под несмолкаемый трезвон колоколов совершался крестный ход вокруг храма. Это самое зрелищное событие в эту ночь.

Служба длится до самого утра. В конце службы верующие начинали приветствовать друг друга, восклицая: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются яйцами — «христосуются».В России Пасха считается семейным праздником; за праздничным столом собираются все родственники и после 40-дневного поста едят скоромную пищу: мясо, яйца, куличи, пасху и сладости.

Центральное место в пасхальной обрядности занимало крашеное яйцо. Оно являлось символом праздника. Яйцо во многих культурах (от древнегреческой до этрусской) символизирует начало жизни, солнце.

Существовали отдельные правила дарения пасхальных яиц. Пожилым людям подносили яйца темных цветов, ведь их жизнь подходила к концу, детям дарили зеленые или голубые, молодежи — красные, ведь именно ей продолжать род на земле, хозяевам дома, куда шли гости — желтые, желая хорошего урожая и благополучия.

Красный цвет — символ жизни, силы природы, воскрешения; белый — цвет чистоты, безгрешной жизни; желтый — цвет солнца, достатка, богатства; голубой — символ неба, воды, здоровья, божественности; зеленый — цвет весны, единства мира растений и животных; коричневый цвет обозначал мать-землю.

В прошлом на Руси в праздник Пасхи устраивались различные игры и забавы. Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян и демонов. Люди верили, что, катая яйца, можно заставить злых духов плясать, валяться, кувыркаться, что причиняло им якобы ужасные страдания.

На Пасху повсюду разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Пасхи не было без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей. На деревенской площади или ближайшем выгоне вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски — возводились качели. На них качались решительно все, возле качелей образовывалось что-то вроде деревенского клуба: веселые девушки, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками. Молодые заводили хороводы, затевали игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы [3].

Чтобы выяснить уровень владения младших школьников информацией о символах и традициях праздника Пасхи, мы использовали метод анкетирования среди учащихся начальных классов.

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что во всех семьях учащихся принято праздновать христианский праздник Пасху и все учащиеся знают историю возникновения праздника, связывая его с воскресением Иисуса Христа. Сто процентов обучающихся ответили, что главными атрибутами пасхального стола являются яйцо и кулич. В то же время они отмечают, что главным символом пасхального стола является яйцо, однако 60 % детей не знают, почему яйцо символ Пасхи и почему пасхальное яйцо красного цвета. Около 20 % опрошенных детей ходят в церковь на Пасху и принимают участие в проведении пасхальных игр.

В заключение хотелось бы отметить, что наши дети — наследники богатейшей культуры — фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православной традиции позволит ребенку почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.

 

Литература:

 

  1.              Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /под редакцией А. Я. Данилюка. — М.: Просвещение. 2011.
  2.              Круглый год. Русский земледельческий календарь /Сост., вступ. ст. и прим. А. Ф. Некрыловой; Ил. Е. М. Белоусовой. — М.: Правда. 1989. -496 с.
  3.              Обычаи и традиции русского народа / Панкеев И. А. — М.: ОЛМА-ПРЕСС. 1999.
  4.              Подласый И. П. Педагогика Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. — М., Владос, 2004. — 574 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle