Библиографическое описание:

Габбасова В. В., Дробина Е. А. Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном транспорте // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 348-351.



 

Транспорт является важной частью инфраструктуры рынка, одним из общих условий производства. Основные задачи транспорта — удовлетворение потребностей населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещение товаров от производителя к потребителю, повышение экономической эффективности.

В России всегда были востребованы железнодорожные перевозки. Главными плюсами являются экономичность, надежность, возможность перемещения негабаритных, тяжелых грузов. Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят во многие регионы России.

В России доля железнодорожных перевозок на рынке транспортных услуг составляет 60 %.

Перспективным направлением развития железнодорожных грузовых перевозок в России является контейнеризация перевозок. Контейнеризация значительно повысила уровень механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, что способствует сокращению сроков времени обработки и доставки грузов.

Анализ преимуществ контейнерных перевозок

Доля международных контейнерных перевозок грузов в масштабах мирового рынка составляет около 60 % от общего числа грузоперевозок, и этот показатель имеет тенденцию к росту. Динамика контейнерных перевозок в мире в пересчете на TEU (Двадцатифутовый эквивалент — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) представлена на рис.1.

Рис. 1. Динамика развития контейнерных перевозок в мире

 

Основные преимущества:

1)      Контейнерные перевозки возможно осуществлять практически в любой населенный пункт, где есть железная дорога;

2)      Контейнерные перевозки обеспечивают сохранность груза. Риск хищения груза сводится к минимуму благодаря закрытому и опломбированному контейнеру. В процессе перевозки груза в контейнере отсутствует необходимость перегрузки товара на склад накопления, погрузочные работы сводятся к погрузке со склада отправителя контейнера и выгрузке на склад получателя, что снижает риск повреждения груза;

3)      Товар, находясь в контейнере, не соприкасается с другими грузами, что играет важную роль в перевозке некоторых грузов [1];

4)      Обеспечивается возможность перевозки контейнера не только железнодорожным транспортом, но и авто- и водным транспортом без перегрузки груза навалом;

5)      Контейнеры позволяют перевозить сборные грузы (объединение небольших грузов от нескольких заказчиков в один контейнер), что способствует снижению себестоимости перевозки.

Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом растет. Статистика грузооборота на железной дороге представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Статистика грузооборота на железнодорожном транспорте

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

млн. тонн

1108

1205,8

1241,5

1271,9

1236,8

1226,9

 

Однако доля контейнерных перевозок, несмотря на все вышеперечисленные преимущества, невелика — лишь около 1,5 %. Динамика объемов железнодорожных контейнерных перевозок представлена на рисунке 2 [2].

Рис. 2. Динамика объемов контейнерных перевозок на железной дороге

 

Объем грузов, перевозимых в контейнерах за последние три года, увеличился на 4,3 %.

Обзор необходимых условий для контейнерных перевозок

Для ускорения переработки контейнеров и снижения связанных с этим эксплуатационных затрат необходимо развитие контейнерных терминалов, внедрение прогрессивных, наукоемких и ресурсосберегающих технологий.

Контейнерным пунктом называется грузовой пункт на транспорте, на предприятиях промышленности, торговли или сельского хозяйства, оборудованный комплексом технических средств и сооружений, предназначенных для выполнения операций, связанных с прибытием, отправлением, перегрузкой, а также с временным хранением и сортировкой контейнеров [3].

Основным препятствием для развития контейнеризации грузов в России в настоящее время является отсутствие внутренней инфраструктуры для транспортировки, обработки контейнеров, соответствующей развитию транспортных мощностей.

С наиболее распространенными в мире 40-футовыми контейнерами в России может работать лишь 41 терминал, с 20-футовыми — 174. Для страны этого недостаточно. Владельцу груза проще использовать автомобили, а поскольку речь идет о перевозке грузовиками, то удобнее везти груз не в контейнерах, а в фурах.

Из-за неразвитой инфраструктуры среднестатистический контейнер, перевозимый по железной дороге страны, до 70 % времени находится на станциях и перегрузочных площадках, а не в пути, что резко снижает эффективность логистического процесса.

На большинстве станций не предусматриваются контейнерные площадки достаточной вместимости. На многих станциях их дальнейшее развитие стало затруднительным из-за территориальных ограничений. Это препятствует развитию перевозок в крупнотоннажных контейнерах.

Для обслуживания контейнерных поездов требуются пути длиной не менее 850 м (соответствуют 57 условным вагонам), а современный уровень развития станций и подъездных путей необщего пользования далеко не всегда (а точнее, довольно редко) это позволяет [4].

Другой фактор, препятствующий развитию контейнерных перевозок в России, — дефицит логистических центров. Логистический центр координирует складское и транспортное обслуживание, предоставляет информационное обеспечение и контролирует движение грузов. Он должен располагать развитой инфраструктурой, включающей в себя ряд складских терминалов, погрузочно-разгрузочную технику, подъездные пути, таможенные пункты и офисные помещения [4].

Перспективы железнодорожных контейнерных перевозок неразрывно связаны с развитием инфраструктуры, со строительством новых терминалов и площадок.

Проект развития контейнерных перевозок

В стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года особое внимание уделено контейнерным перевозкам. Проект развития контейнерных перевозок через территорию РФ позволит организовать ускоренную доставку грузов в направлении Дальний Восток — Западная граница России.

Основным проектом считается строительство скоростной железной дороги для ускоренной доставки контейнеров из Китая, Центральной и Восточной Азии в Европу — Трансевразийской контейнерной магистрали.

Такая магистраль позволит организовать контейнерные перевозки со скоростью 140–160 км/ч, а также скоростное пассажирское сообщение до 200 км/ч за счет совершенствования существующей инфраструктуры и строительства новых скоростных участков.

Разработан и реализуется проект «Транссиб за 7 суток». Основная составляющая проекта — запуск регулярных ускоренных контейнерных поездов, следующих по жесткому расписанию со скоростью 1500 км в сутки. Контейнерные поезда, как и пассажирские, будут следовать по расписанию, благодаря чему грузоотправитель будет знать точное время прибытия груза на определенную станцию. План реализации проекта включает сокращение стоянок контейнерных поездов, совершенствование графиков движения, ускорение технического осмотра на основе применения автоматики. Также предусмотрены модернизация парка подвижного состава, строительство контейнерных терминалов и внедрение электронного документооборота между всеми участниками транспортного процесса [5].

В 2015 году ОАО «Российские железные дороги» создали образец двухэтажной контейнерной платформы, испытали его в европейской части России и, в перспективе, намерены организовать движение поездов с такими платформами по Транссибу. Использование двухэтажных платформ должно снизить себестоимость перевозки [6].

Заключение

В статье рассмотрены основные преимущества контейнерных перевозок. Определены основные проблемы, препятствующие развитию контейнерных перевозок железнодорожным транспортом, определены основные векторы перспектив развития контейнеризации в России.

В целях оптимизации контейнерных перевозок и развития новых контейнерных маршрутов необходимо осуществлять интермодальные перевозки, подготавливаемые и выполняемые под единым руководством одного центра, а также запускать скоростные контейнерные поезда на направлениях наиболее оживленных грузопотоков, создавать высокотехнологичные контейнерные терминалы и многофункциональные логистические центры.

 

Литература:

 

  1.    Контейнерные перевозки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zhd-perevozka.ru. — (Дата обращения: 19.11.2015);
  2.    Гопкало О. О. Тенденции и проблемы развития инфраструктуры для контейнерных перевозок в России // Логистика. — 2014. — № 12. — С. 48–53;
  3.    Контейнерная транспортная система: конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// bibliofond.ru. — (Дата обращения: 20.11.2015);
  4.    Интереснее нефти / Д. Сиваков, Я. Клименко, И. Рубанов // Эксперт. — 2004. — № 3–7 с.;
  5.    Восточный полигон — Транссиб и БАМ: проект «Транссиб за семь суток» [Электронный ресурс] // Российские железные дороги. Режим доступа: http://rzd.ru. — (Дата обращения: 21.11.2015);
  6.    Игры в конструктор направили РЖД по верному пути — развиваться ввысь [Электронный ресурс] // Логистика в России. Режим доступа: http://logirus.ru/. — (Дата обращения: 22.11.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle