Библиографическое описание:

Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 688-690.



 

Общество и государство играют важную роль в становлении государства и права. Долгое время научные деятели вообще не делали различий между обществом и государством. Лишь в эпоху Просвещения ученые стали разделять политическую основу государства и общество. Общество возникло задолго до государства, и длительное время обходилось без власти и государственной организации. Объективна потребность в государстве и власти появилась по мере усложнения общественной организации. В таком обществе менялась социальная основа, возникали социальные противоречия, вследствие которых возникали и увеличивались антиобщественные элементы. Следовательно, государство пришло на смену устаревшим и отжившим родовым объединениям.

Весь мировой опыт истории доказывает, что обществу со сложной структурой и организаций, раздирающую общественными противоречиями, присуща внутренняя государственная организация с достаточно устоявшийся государственной властью. В противном случае такому общественному объединению грозит саморазрушение. Значит, государство представляет собой сложный социальный институт, выполняющий многие функции, а именно: управление государственными делами, защита государственных интересов, борьба с антигосударственными явлениями, имеющая аппарат управления и принуждения. [3,c.73]

С появлением государства возникает и государственная власть, взаимодействующая с обществом. Отношения государства и общества сложны и противоречивы. Как форма организации общество нуждается в системе государственного управления, позволяющая решать возникшие в нем государственные противоречия, преодолевать кризисные ситуации. Но вместе с тем, государство и государственная власть может возвышаться над обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять или разрушать общественные организации.

Итак, государственная власть и общество взаимосвязан между собой, государственные идеи помогают обществу быть наиболее цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность.

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Государственная власть является основным признаком любого государственного объединения. [1,c.18]

С изменением общественных отношений менялась и сама власть, стали выделяться различные виды власти, а именно: родовая, племенная, политическая, экономическая, родительская, церковная и другие разновидности. Это позволило создать обществу разные классификации власти. Согласно данной классификации, власть можно подразделять на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти можно отнести власть одного класса (одной социальной группы) над другими: государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров и другие формы проявления власти. Многие политологи отожествляют «политическую» и «государственную» власть. Так, например, профессор М. И. Байтин считает синонимами термины «политическая» и «государственная» власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле — есть власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие ученый, как профессор Ф. М. Бурлацкий, профессор Н. М. Кейзеров, различают эти категории, и употребляю понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическая власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно ее звено — государство. [2,c.145]

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти, имеющая свои особенности:

                    Реализуется только через государство и его органы, при этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распределяет свои полномочии во всех без исключения общественных сферах и людей проживающих в данном обществе;

                    Государственная власть всегда публична в обществе. Под публичностью понимается индивидуальный характер государственной власти. В данном смысле власть функционирует публично в обществе. Такая власть осуществляется профессиональным аппаратом;

                    Государственная власть суверенна, она обладает верховенством как внутри страны и независима вовне. Верховенство государственной власти проявляется, прежде всего, в том, что выше ее внутри страны нет никакой другой власти и все обязаны, подчинятся ей. Независимость власти проявляется в том, что самостоятельна в своих решениях.

                    Государственная власть — универсальна, она распространяется по все стране и на все население;

                    Государственная власть обладает монопольным правом на законотворчество, издаваемые и принимаемые законы обладают высшей юридической силой. В этом случае государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех.

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должная проявлять определенное искусство управления, то есть осуществлять политику. [3,c.87]

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости. Говоря о государственной власти необходимо разобраться в вопросе, что же такое власть.

Во-первых, власть присуща любой устойчивой политико-социальной организации или устойчивому общественному объединению. Иными словами, власть в данном подтексте выступает определенным этапом развития общества. Так как общество это сложная система, оно всегда нуждается в управление, которого упорядочивает и систематизирует общественные сферы и подсистемы. Это развитие, направленное на существование общества происходит благодаря наличию власти. Власть существует в обществах разного типа: традиционном, индустриальном, постиндустриальном. В таких обществах есть сословная, классовая организация, следовательно, власть — это явление социальное.

Во-вторых, как говорит профессор В. Н. Протасов, власть всегда выступает в качестве общественного отношения, то есть власть присуща только людям и возникает она только между людьми. Власть не может возникнуть в отношениях между человеком и вещью, между человеком и животным.

В-третьих, власть реализуется не просто в форме общественных отношений, а влатеотношений. В этом случае, данные отношения являются двусторонними, где есть объект и субъект властеотношений. Субъект представляет роль властвующего, а объект — подвластного индивида. При этом надо заместить, что данные отношения выстраиваются на интеллектуально-волевой процессе, это значит, что проявление власти и подчинение ей должны быть осознанными.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть — зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства. [1.c.102]

Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. [4, c,85]

Многие политологи определяют, что власть всегда основана на силе и принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть физическое принуждение, психологическое подавление, властный авторитет, умение убеждать и многое другое. Необходимо понимать, что принуждение, оно не всегда связанно непременным насилием, оно может носить косвенный характер, оно в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчинится воле властвующего вопреки своим убеждением, то такая форма является принуждение; и наоборот если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение. [4,c.52]

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными — отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. [5, C.42]

Государственная власть становилась и появлялась в обществе длительное время первоначально на основе традиций, обычаев, родовых запретов. В дальнейшем все правовые и властные ограничения легли в основу законным писанных документов.

 

Литература:

 

  1.                Ефимов А. Ф. Принципы законности и проблемы их реализации / Под общ редакцией в. М. Ведяхина Тольятти,2000
  2.                Комаров С. А. Общая теория государства и права М., 2005
  3.                Коркунов Н. М., Лекции по общей теории государства и права СПб, 1989
  4.                Лазарев В. В., Липец С. В. Теория государства и права Учебник длявузов М., 2001
  5.                Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права Учебник для вузов М., 1999

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle