Библиографическое описание:

Баранова А. В. Авторитет современного менеджера сферы образования: некоторые подходы к руководству педагогическим коллективом // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 919-921.



 

The author justifies the need for reliance on complex and system approachesin the manual pedagogical collective of modern educational organization.Describing the implementation of these approaches in the work of modern manager education,characterized by the notion and some peculiarities of the authority of heads of preschool educational organizations.

Keywords: the authority of the modern manager,preschool educational organization, management.

 

Ранее нами были рассмотрены некоторые аспекты в деятельности современного менеджера сферы образования: дана характеристика наиболее ценных качеств руководителя ДОО, описаны особенности реализации им функциональных обязанностей [2].

В данной статье мы более подробно остановимся на концептуальных подходах, которые, по-нашему мнению, должны быть положены в основу руководства педагогическим коллективом образовательной организации.

Активная жизненная позиция руководителя ДОО проявляется в высоком уровне его нравственного сознания, в социальной зрелости, в ответственности за реализацию задач, выдвигаемых государством.

Руководитель, работающий по призванию, чуток ко всему новому, передовому. Его потребность быть в курсе современных достижений определяется высоким профессиональным долгом. Он понимает, что требование комплексного подхода к воспитанию должно найти конкретное выражение в его собственной работе.

Подходить к процессу руководства комплексно — это значит учитывать единство и взаимопроникновение всех сторон руководства.

Формирование личности педагога происходит гармонично, если руководитель помнит, что помогая педагогу, он направляет его, а направляя — помогает, учитывая, что в педагогическом процессе одновременно решаются как запланированные задачи, так и те, которые трудно предусмотреть.

Так, например, на установочном педагогическом совете, являющейся одной из функций руководителя ДОО, реализуется не только ведущая задача — утверждение годовых задач, которые будет осуществлять педагогический коллектив в течение учебного года, но и целый ряд попутных задач, связанных с творческой самостоятельностью педагога, нравственных чувств, обеспечением теоретической, психологической, методической поддержки педагога, созданием условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития потенциала каждого педагога, способствование профессиональной успешности педагога посредством вовлечения его в различные формы и виды методической работы в ДОО. Одновременно руководитель осуществляет индивидуальное руководство педагогами, следит за их профессиональным ростом.

Руководитель ясно отдаёт себе отчёт в том, что невозможно решить ни одну из поставленных задач изолированно от других и, что педагог стимулируется не только «специальными» мерами, но и целым комплексом воздействий, оказываемых на него непрерывно педагогами, родителями, детьми, и окружающей обстановкой.

Причём успех руководителя зависит не только от умения проникать в суть основных и попутных задач. Важно ещё найти пути и средства их реализации.

Самое убедительное доказательство плодотворной работы руководителя — его коллектив: общий уровень развития ДОО, знания и умения педагогов, устойчивые навыки, их поведение и трудолюбие.

Если руководитель не сумел осмыслить суть комплексного подхода к руководству коллективом, то в конечном итоге это сказывается на профессионализме педагогов, их моральном поведении, общем развитии ДОО. Явная дисгармония будет прослеживаться и в нравственном развитии: педагоги бойко рассуждают о том, что хорошо и что плохо, но потребность поступать в соответствии с известными и доступными моральными нормами у них не сформирована; знают правила поведения, но в конкретных жизненных ситуациях не умеют руководствоваться ими.

Причины разрыва между знаниями педагога правил поведения и умения поступать в соответствии с ними чаще всего кроются в отсутствии умелого использования руководителем всех многообразных путей, средств, методов и приёмов. Некоторые руководители склонны злоупотреблять словесными методами, забывая о том, что гармоничное развитие коллектива требует и «гармонии руководства».

«Эффект руководства» каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия как на коллектив в целом, так и на педагога в частности.

Между воздействиями руководителя существуют десятки, сотни, тысячи зависимостей и условностей. Эффективность и процесс руководства в конечном счёте определяется тем, как эти зависимости и условности учитываются, точнее реализуются на практике [1,3].

Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая закономерность превращается в пустой звук, если не реализуются сотни других закономерностей.

Работа руководителя сложна и многообразна. С подъёмом и вдохновением трудиться тот, кто влюблён в свою профессию, кто ставит новые цели и задачи, успешно реализует их и добивается высоких результатов.

Особенность эффективного руководителя ДОО — в педагогической направленности и зоркости, высокой требовательности и уважении к сотрудникам, разумной доброте и строгости к ним.

Эффективное управление основано на взаимодействии субъектов деятельности. Только когда деятельность приносит удовлетворение всем участникам, тогда и эффективное управление приносит положительные результаты. Эффективный руководитель грамотно определяет приоритеты: что — первостепенно, что — второстепенно, координирует свои действия.

Совершенно очевидно, что успех деятельности руководителя возможен лишь в том случае, если руководитель пользуется авторитетом в коллективе, если он является для них эталоном доброты, мудрости и справедливости. Педагоги стараются быть похожими на такого руководителя, подражать его манерам, стремятся проявлять те же душевные качества, которые присущи их наставнику.

Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство, как его сила и ценность. Вот почему эффективность усвоения всего, чему учат, зависит от того, с кем соприкасаешься.

Поведение руководителя должно быть свидетельством тех требований, которые он предъявляет. Остро подмечается педагогами, когда слова и дела руководителя не совпадают.

Например, руководитель требует вежливости от педагогов, но сам допускает резкий тон или приветливо беседует с педагогом, а за спиной сплетничает и обсуждает этого педагога.

В понятие «авторитет» каждый руководитель вкладывает свой смысл. Один понимает авторитет как признание его профессиональных и моральных достоинств, выражающихся в доверии коллектива, в их готовности слушаться руководителя и подражать ему. Он глубоко осознаёт, что педагог не безучастный объект воспитательных усилий, и потому ищет установления с ним душевных связей. Другой руководитель в своей деятельности утверждает власть руководителя над подчинённым. Его влияние основывается на «методе» принуждения («Я руководитель и имею право приказывать, подчинённый обязан подчиняться»).

Невозможно завоевать авторитет, если у руководителя неправильное представление о своем долге, если у него слабая морально-этическая подготовка и недостаточно высок уровень нравственной культуры.

Авторитет трудно завоёвывать, но ещё труднее его удержать. Стоит сорваться, допустить несправедливость, бестактное замечание, и достоинства руководителя ставится коллективом под сомнение.

Педагоги ценят руководителя за объективность оценок их знаний и поступков, за то, что он относится ко всем с одинаковой симпатией и строгостью, за то, что умеет разобраться по совести, кто прав, а кто виноват.

Справедливость руководителя — это основа доверия педагогов, один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Истоки многих аморальных проявлений — лживости, страха, лицемерия, подозрительности, озлобленности — берут своё начало в неверии педагога в руководителя. Если же педагоги уверены, что их радости и волнения, огорчения и обиды, промахи и падения будут правильно поняты, то у них отпадает необходимость кривить душой, действовать исподтишка, прибегать к обману.

Внимание руководителя к педагогам — это внимание и забота обо всех и о каждом. Руководитель непременно заметит, как чувствует себя педагог, с каким настроением он организовывает свою деятельность.

Главное предназначение руководителя — в создании систем и эффективном управлении ими. Для этого надо научиться мыслить системно: современно и исторически широко и изобретательно, точно и образно одновременно, видеть необычное в обычном, соединять несоединимое, уметь видеть единство в разделённости и разделённость в связи, искать неожиданные решения, за повседневностью видеть перспективу, смело заглядывать вперёд и при этом пристально всматриваться в прошлое, уметь видеть отдельно, в общем, и наоборот, общее — в отдельном.

Системный подход в управлении — это, прежде всего видение объекта и процесса управления как системы, осознанное, мысленно-конкретное представление образовательной организации и процесса управления ею как сложных, целостных, динамических систем [4,5,6].

Овладение системным подходом руководителем образовательной организацией лежит в основе формирования его профессионального, управленческого мышления.

Каждый руководитель — это в первую очередь создатель и конструктор систем: системы организационных отношений в педагогических коллективах, системы управления формированием качества знаний, системы обобщения и распространения передового педагогического опыта, системы работы с родителями, системы воспитательной работы и т. д. Эти и многие другие системы должны не просто называться системами, а создаваться, формироваться, развиваться современными руководителями образовательных организаций.

 

Литература:

 

  1.      Балыхин Г. А. Управление развитием образования / Г. А. Балыхин. — М.: Экономика, 2003. — 432 с.
  2.      Баранова А. В. Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности / А. В. Баранова, Т. В. Наумова // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 926–929.
  3.      Лоранж П. Новый взгляд на управление образованием: задачи руководства / П. Лоранж. — М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 400 с.
  4.      Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  5.      Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании /Э В. П. Симонов. — М.: Высшее образование, 2007. — 357 с.
  6.      Савостенок П. Н. Управление персоналом в системе образования: Учебное пособие / П. Н. Савостенок. — Мн.: Академия последипломного образования, 2002. — 214 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle