Библиографическое описание:

Хохлова В. А. Изучение отношения студентов педагогического вуза к детям с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1043-1045.



 

The article deals with the problem of inclusive education of disabled children. It’s revealed the attitude of students, future teachers of primary school for disabled people.

Keywords: Federal State Educational Standard, disabled children, inclusive Education,comprehensive school.

 

В нашем обществе во все времена были дети, которых называли то «аномальные», то «дефективные», то «дети, имеющие нарушения развития». А сегодня — это дети с ограниченными возможностями здоровья. И всегда вставала проблема: как учить? и чему учить? В нашем государстве были разные формы их обучения. До 80-х годов XX века — обучение в специальных школах, 90-е годы XX века — интегрированное обучение в общеобразовательных школах, а сегодня — инклюзивное образование.

Инклюзивное образование предполагает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ОВЗ, и лиц, не имеющих таких ограничений [1, с. 27].

Согласно новым ФГОС в начальной школе наряду с нормативными детьми могут обучаться дети с ОВЗ, то есть в настоящее время наше общество более склонно принять инклюзивное образование как одну из форм обучение таких детей и имеет государственную поддержку.

Опираясь на Конституцию РФ, ФГОС, Федеральный закон о защите инвалидов в РФ, Конвенцию о правах ребёнка, выделяют 8 принципов инклюзивного образования предполагающих уважение людьми друг друга.

Разобравшись, что такое инклюзивное образование и каковы его принципы, задаёшься вопросом, готовы ли современные учителя к появлению в их классе детей с ОВЗ, ведь не каждый может взять на себя такую тяжёлую, порой не приносящую никакого результата работу.

С целью выявления отношения будущих учителей начальной школы к детям с ОВЗ нами было проведено анкетирование 25 студентов 2 курса. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Отношение к детям с ОВЗ студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование»

Варианты ответов

абс.

%

Нейтральное

4

16 %

Хотят помогать/помогают

21

84 %

Стараются избегать контактов с ними

0

0 %

 

Как видно из представленных данных, большая часть опрошенных (84 %) хотят помогать детям с ОВЗ, что может проявляться в разных видах деятельности, направленных на поддержание эмоционального и материального состояния детей. 16 % респондентов имеют нейтральное отношение к данной категории детей. Эти студенты имеют знакомых с ОВЗ: 64 %. И нами не было выявлено ни одного студента, который старался бы избегать контактов с ними.

В таблице 2 мы представили данные по личностным качествам людей с ОВЗ, выделенных студентами.

 

Таблица 2

Наличие положительных и отрицательных качества у лиц с ОВЗ по результатам анкетирования студентов

Положительные качества

%

Отрицательные качества

%

Доброжелательность

68 %

Завистливость

4 %

Упорство в достижении цели

64 %

Недоверие к окружающим

76 %

Работоспособность

8 %

Недостаток инициативы

16 %

Терпение

60 %

Чрезмерное чувство жалости к себе

32 %

Сила духа

4 %

Завышенные требования от других

16 %

 

Данные таблицы 2 показывают, что среди положительных качеств у людей с ОВЗ студенты выделяют такие качества как доброжелательность — 68 %, упорство в достижении цели — 64 %, терпение — 60 % и 4 % студентов отличают у этих людей наличие силы духа. Из отрицательных качеств чаще всего выступают недоверие к окружающим — 76 % и чрезмерное чувство жалости к себе — 32 %, реже отмечается завистливость — 4 %. Данные параметры могут выходить из личного общения опрошенных с людьми с ОВЗ или из информации, почерпнутой ими из средств массовой информации. Согласно данным опроса 64 % респондентов узнают о проблемах людей с ОВЗ из телевидения и 100 % от преподавателей.

 

Таблица 3

В какой школе лучше всего учиться детям с ОВЗ

Вид образовательного учреждения

абс.

%

Специальная школа

10

40 %

Общеобразовательная школа

1

4 %

Специальный класс массовой школы

14

56 %

Обучение на дому

0

0 %

 

Анализ таблицы 3 позволил выявить, что большая часть опрошенных студентов (56 %), считает, что детям с ОВЗ лучше обучаться в специализированных классах массовой школы, что может быть связано с пониманием важности обучения таких детей вместе со здоровыми сверстниками, 40 % респондентов выделили приоритетными специальные школы, считая, что там им будет оказано больше внимания и они смогут чувствовать себя комфортнее, и никто из студентов не выбрал обучение на дому, как лучший способ получения образования для детей с ОВЗ.

 

Таблица 4

Готовы ли Вы работать с ребёнком с ОВЗ

Варианты ответов

абс.

%

Да

11

44 %

Нет

6

24 %

Не знаю

8

32 %

 

Исходя из анализа данных, представленных в таблице 4, мы видим, что среди студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование», т. е. будущих учителей, в классе которых может оказаться ребёнок с ОВЗ — 44 % опрошенных готовы работать с такими детьми, 32 % не уверены в своём ответе и 24 % не готовы к такой работе. Это чаще всего связано с личными установками студентов, их социальной позицией, боязнью высокого уровня ответственности за детей с ОВЗ, неуверенностью в своих педагогических возможностях и нежеланием работать без получения положительных результатов обучения.

При этом хотелось бы отметить, что 48 % респондентов испытывают чувство особого уважения к лицам с ОВЗ, посещающим музеи, театры, концерты или занимающиеся самодеятельным творчеством. 88 % студентов считают, что эти люди имеют какие-либо дарования. И 44 % опрошенных отнеслись отрицательно к тому, что человек с ОВЗ может оказаться их родственником, а в случае, если он окажется их коллегой — 64 % относятся к этому положительно.

Стоит отметить, что 96 % студентов, принимающих участие в опросе, знают о наличии в России законов, защищающих права инвалидов; 68 % — считают, что людям с ОВЗ нужны льготы при приёме на работу, а 96 % отмечают важность льгот в транспорте, 84 % указывают на необходимость пособий для их родителей и все респонденты сходятся во мнении, что таким людям должна выплачиваться достойная пенсия по инвалидности.

Подводя итог, стоит заметить, что отношение к людям с ОВЗ и иклюзивному образованию в нашей стране имеет нестабильный характер, это вызвано тем, что Россия, в отличие от Западной Европы, начала процесс «открытия» совместного обучения детей, сравнительно не давно, что было вызвано закрытостью специальных учебных заведений от общественности в СССР. С целью регулирования данной проблемы современное общество вводит инклюзивное образование через государственные документы и стандарты, обязательные для всех граждан. Данные меры помогают социализации людей с ОВЗ и уважения к ним всех без исключения.

Но не стоит забывать, что инклюзивное образование должны обеспечивать высококвалифицированные специалисты, а именно: учитель-дефектолог, психолог, инструктор ЛФК, тьютор и другие, в зависимости от имеющегося у ребёнка нарушения. Один учитель начальных классов не справится с этой нелёгкой задачей. Будущих учителей необходимо готовить к работе с детьми с ОВЗ не только теоретически, но и практически, посещая различные учебные заведения, где они смогут получить опыт общения с данной категорией детей и настроить себя на работу с ними.

На наш взгляд, инклюзивное образование перспективная область общественной жизни, а доступность знаний для всех детей вне зависимости от уровня их умственной и физической подготовки один из важнейших принципов обучения на данном этапе развития системы образования.

 

Литература:

 

  1.                Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждения/ Под ред. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011, — 144 с.
  2.                Юденкова И.В., Щенникова С.В. Новые возможности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС второго поколения // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 2. — с. 25-27.
  3.                Юденкова И.В., Щенникова С.В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8 (36). — 114с.
Основные термины: ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, студентов педагогического вуза, disabled children, сегодня — инклюзивное образование, инклюзивное образование перспективная, инклюзивное образование должны, обучения детей, отношения студентов педагогического, of disabled children, Похожая статья, ОВЗ нужны льготы, XX века —, Подготовка студентов педагогического, физического воспитания студентов, личными установками студентов, school for disabled, опроса 64 % респондентов, будущих учителей, образовательной деятельности студентов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle