Библиографическое описание:

Москалева Е. А., Сычев И. В., Железный С. В. Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1001-1004.



 

В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнонаучного и профессионального циклов специальности 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы».

 

В связи с интенсивным развитием технологий усложняются существующие и появляются новые направления науки и техники. Обществу требуются качественно подготовленные специалисты, обладающие совокупностью знаний и умений, отвечающих современным условиям. Совершенствование учебного процесса с целью формирования профессиональной компетентности обучающегося может быть основано на совершенствовании методики преподавания, так как именно методика преподавания во многом, если не во всем, определяет эффективность образовательного процесса.

Методика — это фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату [1]. То, какие именно приемы используются и каким образом они составляют совокупность и определяет эффективность методики. Под эффективностью методики можно понимать быстроту достижения планируемого результата и полноту соответствия поставленной цели.

Одним из возможных направлений совершенствования методики преподавания естественнонаучных и технических дисциплин является развитие идеи о междисциплинарности, т. е. формировании междисциплинарных связей. Использование форм и методов занятий, основанных на междисциплинарном подходе, позволит обеспечить целостность и единство терминов и понятий, закрепление материала и доказательность суждений при изучении «дочерних» дисциплин, «спиральность» обучения. Под «спиральностью» мы понимаем взаимосвязь изучаемых понятий, обучение по принципу «от простого к сложному» и усложнение материала «на следующем витке» с опорой на изученное при постоянном поддерживании обратной связи с изученным ранее материалом.

Междисциплинарные связи дисциплин технического профиля в вузе целесообразно рассматривать, с одной стороны, как конкретные определения, понятия, следствия, законы, правила, и методы деятельности, отобранные из науки и внесенные в содержание учебной дисциплины, посредством взаимодействия между которыми достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных дисциплин в одно целое [2].

С другой стороны, междисциплинарные связи определяют целевую направленность обучения на формирование у обучающихся профессионально значимых знаний, умений и навыков, концептуального мышления, научного мировоззрения.

Для воплощения в реальный учебный процесс междисциплинарных связей и формирования на их основе ключевых компетенций необходимо для каждой специальности:

                    провести анализ образовательных федеральных стандартов высшего образования для выявления смежных дисциплин и «спиральности» обучения;

                    выявить общие цели, задачи и методы познания по смежным дисциплинам;

                    на основе проведенного анализа выделить области интеграции материала (междисциплинарные связи);

                    определить принципы формирования междисциплинарного материала;

                    используя выявленные принципы, определить темы и содержание отдельных занятий, в которых возможно использование междисциплинарных связей;

                    разработать методические комплексы (рабочие программы и методические пособия, указания и т. п.), реализующие выявленные междисциплинарные связи;

                    определить наиболее подходящие педагогические приемы установления междисциплинарных связей;

                    определить приемы мотивации деятельности обучающихся;

                    разработать комплексные задания, отвечающие требованиям формирования компетенций выпускника.

В качестве примера рассмотрим возможный вариант установления междисциплинарных связей для специальности 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы». Проведя анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [3], можно определить последовательность прохождения дисциплин с учетом принципов «от простого к сложному» и «спиральности», приведенную в табл. 1. При этом можно выделить междисциплинарные связи, приведенные в табл. 2. Сокращения, принятые в табл. 2, указаны в скобках в табл. 1.

 

Таблица 1

Последовательность прохождения дисциплин

Курс

Семестр

Дисциплина

1 курс

1 семестр

Математика (М)

Физика (Ф)

Информатика (И)

 

1 курс

2 семестр

Математика

физика

информатика

Экология (Э)

2 курс

3 семестр

Математика

Инженерная и компьютерная графика (ИКГ)

Основы теории цепей (ОТЦ)

Электроника (Эл)

2 курс

4 семестр

Математика

Радиоматериалы и радиокомпоненты (РМиРК)

Схемотехника аналоговых электронных устройств (САЭУ)

Метрология и радиоизмерения (МиРИ)

3 курс

5 семестр

Радиотехнические цепи и сигналы (РТЦС)

Цифровые устройства и микропроцессоры (ЦУиМП)

Источники электропитания радиотехнических систем (ИЭ РТС)

 

3 курс

4 семестр

Электродинамика и распространение радиоволн (ЭРРВ)

Радиоавтоматика (РА)

Оптико-электронные устройства (ОЭУ)

 

4 курс

5 семестр

Устройства сверхвысоких частот и антенны (УСВЧиА)

Безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Устройства генерирования и формирования сигналов (УГиФС)

 

4 курс

6 семестр

Основы компьютерного проектирования и моделирования радиотехнических систем (ОКПиМРТС)

Устройства приема и обработки сигналов (УПОС)

Радиотехнические системы (РТС)

 

5 курс

7 семестр

Основы организации производства радиотехнических систем (ООП РТС)

Основы конструирования и технологии производства радиоэлектронных систем (ОКиТП РТС)

Основы эксплуатации радиотехнических систем (ОЭ РТС)

 

 

Области интеграции должны быть определены совместно преподавателями по смежным дисциплинам. Например, для дисциплин «Физика» и «Электроника» областями интеграции в первую очередь являются разделы физики «Физика твердого тела» и «Молекулярная физика», а для дисциплин «Физика» и «Электродинамика и распространение радиоволн» — раздел физики «Электричество и магнетизм». В некоторых случаях выделять какие-либо области интеграции нецелесообразно, поскольку одна дисциплина является продолжением второй, как, например, в случаях «Электродинамика и распространение радиоволн» → «Устройства сверхвысоких» частот и антенны» или «Радиотехнические системы» → «Основы эксплуатации радиотехнических систем».

В рамках разработки комплексных заданий по дисциплинам необходимо предусмотреть согласование входных тестов. Так, например, входной тест дисциплины «безопасность жизнедеятельности», должен быть согласован с выходными тестами дисциплин «Физика», «Экология», «Основы теории цепей», «Электромагнитные поля и волны», «Источники электропитания радиотехнических систем», «Метрология и радиоизмерения». Программы этих дисциплин должны быть согласованы между собой. Для повышения эффективности процесса обучения должно быть исключено дублирование общих тем дисциплин. Соответствующие темы должны быть продолжением друг друга с увеличением глубины содержания и сложности материала (принцип «спиральности»). Это позволит обеспечить более глубокое изучение дисциплин профессионального цикла и дисциплин специализации

Согласованность содержания дисциплин может быть реализована в единстве интерпретации понятий, законов, теорий, явлений. На занятиях преподаватели должны акцентировать внимание обучающихся на преемственности дисциплин, закономерности развития окружающего мира, взаимосвязи между явлениями природы. Некоторым вопросам, менее существенным для формируемых компетенций, может уделяться меньшее внимание, что позволит более детально изучить другие, особенно важные для формируемых компетенций специалиста.

Таким образом, одним из путей совершенствования методики преподавания является формирование междисциплинарных связей. Формирование междисциплинарных связей в рамках какой-либо специальности является довольно сложным процессом, требующим серьезной проработки содержания дисциплин в контексте их вклада в формирование выходных компетенций специалиста.

 

.


 

Таблица 2

Междисциплинарные связи

 

М

Ф

И

Э

ИКГ

Эл

ОТЦ

РМи РК

САЭУ

Ми РИ

РТЦС

ЦУи МП

ИЭ РТС

ЭРРВ

РА

ОЭУ

БЖД

УГ и ФС

УСВЧ иА

ОКПи М РТС

УПОС

РТС

ООП РТС

ОКи ТП РЭС

ОЭ РТС

М

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

+

 

 

+

 

Ф

+

 

 

+

 

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

И

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

+

+

 

 

 

 

+

 

 

+

+

 

Э

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

+

+

+

+

ИКГ

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

+

 

Эл

 

+

 

 

 

 

 

+

+

+

 

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

+

 

+

+

ОТЦ

 

+

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

РМи РК

 

+

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

+

 

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

 

САЭУ

 

 

 

 

+

+

+

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

 

+

+

+

+

МиРИ

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

РТЦС

+

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

+

 

ЦУиМП

 

 

+

 

+

+

+

 

+

+

 

 

+

 

+

+

+

 

 

+

 

+

+

+

+

ИЭ РТС

 

+

 

 

 

+

+

+

+

+

 

+

 

 

+

+

+

 

 

+

 

+

+

+

+

ЭРРВ

+

+

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

РА

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

 

+

+

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

+

+

ОЭУ

 

+

 

 

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

УСВЧиА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

БЖД

 

+

 

+

 

 

+

+

+

+

 

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

УГиФС

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

ОКПи МРТС

+

 

+

+

+

 

+

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

 

УПОС

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

РТС

 

 

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

ООП РТС

 

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

ОКи ТПРЭС

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

ОЭРТС

 

 

 

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

 

 


Литература:

 

  1.    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  2.    Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография / Под ред. П. И. Образцова. — Орел: ОГУ,2011. — 338с.
  3.    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования по специальности 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы», квалификация «специалист», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle