Библиографическое описание:

Братищева А. В. Опыт реализации программы по развитию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1067-1071.

 

В статье представлены экспериментальные данные по формированию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии. Статья предназначена для специалистов в области психологии, педагогики, теологии, учителей, студентов.

 

Нами был проведен эксперимент по формированию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии, в который было включено 20 учащихся, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах (5 девочек и 5 мальчиков). Возраст испытуемых составил 16–17 лет.

После проведения методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), полученные результаты показывают, что в экспериментальной группе 90 % учащихся ориентируются на инструментальные ценности (100 %: 10 чел. х 9 чел.= 90 %) и только 10 % (100 %: 10 чел. х 1 чел. = 10 %) учащихся ориентируются на терминальные ценности.

В контрольной группе полученные результаты показывают, что 70 % учащихся ориентируются на инструментальные ценности (100 %: 10 чел. х 7 чел. = 70 %) и только 30 % (100 %: 10 чел. х 3 чел. = 30 %) учащихся ориентируются на терминальные ценности. Данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования ценностных ориентаций учащихся с использованием методики М. Рокича в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе экспериментальной работы

 

Таким образом, как в контрольной, так и в экспериментальной группах большинство учащихся ориентированы на инструментальные ценности, т. е. на ценности — средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально–этической сферы учащихся.

После проведения методики «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева в экспериментальной и контрольной группах мы получили следующие результаты, которые представлены на рис. 2, 3. [4, с.16]

Рис. 2. Уровни сформированности СЖО у учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

 

Рис. 3. Уровни сформированности СЖО у учащихся контрольной группы на констатирующем этапе исследования

 

Диагностика подтвердила предположение о том, что работа по формированию СЖО в православной гимназии организована недостаточно эффективно и, как следствие, нами был разработан и апробирован авторский комплекс занятий, направленных на развитие СЖО.

После проведения экспериментальной работы мы получили следующие результаты: увеличилось количество учащихся (50 %), ориентированных на терминальные ценности, что свидетельствует о повышении уровня развития морально–этической сферы учащихся.

Рис. 4. Результаты исследования ценностных ориентаций учащихся с использованием методики М. Рокича в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе экспериментальной работы

 

За положительное направление измерения в начале и в конце эксперимента был взят уровень учащихся, ориентированных на терминальные и инструментальные ценности. Преобладающее направление изменения — положительное. С помощью G-критерий знаков определим направления сдвига в значениях исследуемого признака в двух выборках. Критерий позволяет определить изменяются ли значения переменной при переходе от одного измерения к другому в сторону улучшения или сторону ухудшения. Он не предназначен для определения интенсивности сдвигов.

 

Таблица 1

Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (терминальные ценности)

Количество сдвигов в группах

Экспериментальная группа

Положительных

3

Отрицательных

7

Равных

0

Сумма (n)

5

Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп

0

Критические значения критерия знаков Gкр при

3 (p>0,05)

Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей

Неслучаен, достоверен

 

Таблица 2

Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (инструментальные ценности)

Количество сдвигов в группах

Экспериментальная группа

Положительных

7

Отрицательных

3

Равных

0

Сумма (n)

5

Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп

0

Критические значения критерия знаков Gкр при

3 (p>0,05)

Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей

Неслучаен, достоверен

 

Таким образом, проверив результаты исследования с помощью G-критерия знаков, мы можем сделать вывод, что количество учащихся, ориентированных на терминальные ценности, повысился, т. е. увеличилось количество учащихся, убежденных в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

То есть, мы можем наблюдать смену ценностных ориентиров, господствующих в процессе обучения и основанных на прагматизме и приоритете материальных ценностей в ходе получения образования на те, которые основаны на непреходящих человеческих ценностях и направлены на благо общества. [5, с.29]

Рис. 5. Уровни сформированности СЖО у учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе исследования (по Д. А. Леонтьеву)

 

За положительное направление измерения в начале и в конце эксперимента был взят уровень СЖО учащихся. Преобладающее направление изменения — положительное.

 

Таблица 3

Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (по Д. А. Леонтьеву)

Количество сдвигов в группах

Экспериментальная группа

Положительных

6

Отрицательных

0

Равных

0

Сумма (n)

3

Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп

0

Критические значения критерия знаков Gкр при

0 (p<0,05)

Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей

Неслучаен, достоверен

 

Проверив результаты исследования с помощью G-критерия знаков, мы можем наблюдать положительную динамику в уровне сформированности смысложизненных ориентаций учащихся-старшеклассников православной гимназии.

Таким образом, нами отмечен положительный сдвиг применения в образовательном процессе предложенных мероприятий. [7, с.44]

 

Литература:

 

  1.      Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. Конспектив.рассмотрение / Б. С. Братусь. — М.: Флинта, 2000.
  2.      Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003.
  3.      Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия. — 2005.
  4.      Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. СЖО. — М.: МГУ, 1992.
  5.      Ульянова И. В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе / И. В. Ульянова // Научно-методический журнал МАНПО «Педагогическое образование и наука». — 2008. — № 10.
  6.      Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс] / Д. И. Фельдштейн // Проблемы современного образования / www.pmedu. 2010.– № 2.(дата обращения 07.11.2015)
  7.      Шмерлина И. А. Учить или воспитывать? // журнал социологических наблюдений и сообщений «Социальная реальность». — 2008. — № 6.
Основные термины: ценностных ориентаций учащихся, ориентаций учащихся с использованием, Уровни сформированности СЖО, терминальные ценности, учащихся с использованием методики, морально–этической сферы учащихся, формированию смысложизненных ориентаций, исследования ценностных ориентаций, инструментальные ценности, православной гимназии, этапе экспериментальной работы, констатирующем этапе, положительное направление измерения, этапе исследования, учащихся православной гимназии, констатирующем этапе исследования, Результаты исследования ценностных, направление изменения — положительное, в экспериментальной и контрольной группах, в контрольной и экспериментальной группах

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle