Влияние физических упражнений скоростно-силового характера на развитие прыгучести баскетболистов 15–17-летнего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитин, А. С. Влияние физических упражнений скоростно-силового характера на развитие прыгучести баскетболистов 15–17-летнего возраста / А. С. Никитин, Е. С. Никитин, А. А. Гуляков, Э. М. Мухаметзянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1035-1039. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23733/ (дата обращения: 26.04.2024).

 

In this research the efficiency of an experimental method of use of speed-power character physical exercises for development of jumping ability of basketball players 15–17 years old is defined. The level of development of jumping ability of the basketball players was defined by means of the analysis of results of implementation by them two tests: «Standing high-jump», «Standing long-jump». It’s as a result, established, that dynamics of increase in height and length of a jump at basketball players, which speed-power preparation was carried out with introduction the method of development of jumping ability, created by us, for 9,7 % and 6,8 % is respectively higher, than at young men, training according to the contents of the approved additional educational program for basketball.

Key words: speed-power preparation, jumping ability, basketball players.

 

Постоянно растущая конкуренция в баскетболе свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов спортивной тренировки, которые могли бы максимально отвечать требованиям, определяемым спецификой данного вида спорта [2].

В исследованиях, проведенных рядом авторов, отмечается, что результативность соревновательной деятельности в баскетболе во многом зависит от уровня специальной физической подготовленности спортсменов, а именно — развития скоростно-силовых способностей, одним из проявлений которых, является прыгучесть [6,7]. Современный баскетбол предъявляет высокие требования к скоростно-силовым способностям спортсменов, в частности к прыгучести, развитие которой имеет одно из определяющих значений для эффективного выполнения технических приемов игры в условиях лимита времени [3,5].

Следовательно, необходимо внедрять в учебно-тренировочный процесс современные и результативные подходы в развитии скоростно-силовых качеств баскетболистов в условиях соревновательной деятельности [7].

Цель исследования: изучение особенностей развития прыгучести у юношей 15–17 лет, занимающихся баскетболом, в условиях воздействия физических упражнений скоростно-силового характера.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень развития прыгучести у баскетболистов 15–17 лет.
  2. Выявить эффективность влияния экспериментальной методики на развитие прыгучести у исследуемых юношей.

Материал и методы исследования

Исследования проводились с сентября 2014 г. по февраль 2015 г. в г. Казани на базе спортивного комплекса «Бустан», в которых приняли участие юноши возрастной категории 15–17 лет, занимающиеся в спортивной секции по баскетболу.

Учебно-тренировочный процесс у исследуемых баскетболистов состоял из трехразовых занятий в неделю продолжительностью по 2 часа каждое. При этом две тренировки были посвящены скоростно-силовой подготовке баскетболистов, которая проводилась в первой части занятия после предварительной общей разминки и «растяжки» (вторая часть была посвящена изучению технико-тактических действий в баскетболе). Третье занятие (игровое) — предусматривало совершенствование игровых взаимодействий между баскетболистами в процессе учебной игры.

Все исследуемые были разделены на 2 группы (по 10 человек в каждой):

          контрольная, где скоростно-силовая подготовка баскетболистов осуществлялась в соответствии с содержанием утвержденной образовательной программы [4];

          экспериментальная, скоростно-силовая подготовка в которой, проводилась с внедрением разработанной нами методики развития прыгучести.

Предложенная нами экспериментальная методика развития прыгучести у юношей 15–17 лет состоит из трех разделов:

I) «Прыжковые упражнения на месте». В данный раздел включены следующие физические упражнения:

  1. Серийные прыжки на месте, отталкиваясь двумя ногами.
  2. Серийные прыжки влево и вправо, отталкиваясь двумя ногами.
  3. Серийные прыжки на месте с поворотом налево и направо, отталкиваясь двумя ногами.
  4. Серийные прыжки на месте на одной ноге.
  5. Серийные прыжки на месте с выпадами.
  6. Серийные прыжки на месте, отталкиваясь двумя ногами, с выносом в фазе полета вперед-вверх согнутых обеих ног.
  7. Серийные прыжки на месте с касанием рукой баскетбольного щита.

II) Прыжковые упражнения на месте с использованием скамейки. В данный раздел включены следующие упражнения:

  1. Серийные прыжки через скамейку.
  2. Серийные прыжки на скамейку.
  3. «Многоскоки» на скамейке.

Каждое из представленных выше физических упражнений выполняется до момента, когда занимающийся начнет значительно сбиваться с заданного ритма.

III) «Прыжковые упражнения в движении».В данный раздел включены следующие физические упражнения:

  1. Прыжки с разбега, отталкиваясь одной ногой.
  2. «Бег толчками».
  3. «Бег прыжками».
  4. Прыжки с разбега, отталкиваясь двумя ногами.

Упражнения 1–4 (каждое) выполняются в два отрезка, равных длине баскетбольной площадки (2х28 м).

  1. Прыжки с разбега, отталкиваясь двумя ногами, с касанием рукой (правой или левой) баскетбольного щита.
  2. Прыжки с разбега, отталкиваясь одной ногой, с касанием рукой (правой или левой) баскетбольного щита.

Упражнения 5–6 выполняются в количестве 10 повторений.

Все физические упражнения выполняются в максимальном темпе, при этом после каждого из них баскетболистам дается 2–3-ех минутная пауза отдыха.

Для определения уровня развития прыгучести у баскетболистов 15–17 лет нами использовались следующие контрольные испытания:

1)                 Выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами и касанием одной рукой баскетбольного щита. Показатель вертикального прыжка определяли по формуле:

В10, где:

В1 — высота касания рукой баскетбольного щита (см);

В0 — длина тела исследуемого с поднятой максимально вверх одной руки (см).

Для определения высоты касания баскетбольного щита каждому исследуемому непосредственно перед выполнением прыжка на пальцы руки, которой будет производиться касание, интенсивно наносили гуашь. Результат определяли путем замера при помощи рулетки максимальной высоты оставленного на баскетбольном щите отпечатка (см). Длина тела исследуемого с поднятой максимально вверх одной руки измерялась также при помощи рулетки.

2)     Прыжок в длину с места (результат измеряли в см при помощи рулетки).

До выполнения контрольно-измерительных испытаний с исследуемыми баскетболистами была проведена общая разминка. Перед выполнением каждого тестового задания юноши осуществляли несколько пробных попыток.

Тестирование проводилось перед началом (сентябрь 2014 г.) и после окончания педагогического эксперимента (февраль 2015 г.), что позволило проследить динамику изменения прыгучести у баскетболистов в ходе экспериментальной работы.

Все данные цифрового материала подвергались математико-статистической обработке, при этом достоверность различий между полученными результатами выявлялась при помощи определения t-критерия Стьюдента [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Основной задачей педагогического эксперимента явилось выявление эффективности разработанной нами методики развития прыгучести у юношей 15–17 лет, занимающихся баскетболом, за счет определения их показателей при выполнении предложенных тестовых заданий. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели прыгучести у юношей 15–17 лет, занимающихся баскетболом, до и после педагогического эксперимента (M±m)

Группа исследуемых

Выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами, см

Прыжок в длину с места, см

До эксп.

После эксп.

До эксп.

После эксп.

Контрольная

41,3±0,8

43,0±1,2

207,9±5,8

213,8±5,2

Экспериментальная

41,9±1,5

47,7±2,0*#

209,6 ±5,4

229,9±6,1*#

Примечание: * — достоверность различий при сравнении с результатами до эксперимента (P≤0,05–0,01);

# — достоверность различий при сравнении с результатами контрольной группы (P≤0,05–0,01).

 

До проведения педагогического эксперимента результаты выполнения тестового задания «Выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами» в контрольной и экспериментальной группах исследуемых оказались примерно равными и составили 41,3±0,8 и 41,9±0,9 см соответственно.

Сравнивая результаты данного теста, полученные после педагогического эксперимента во всех исследуемых группах, следует отметить:

          как в контрольной, так и в экспериментальной группе, установлено увеличение высоты прыжка у исследуемых юношей, однако его интенсивность оказалась различной;

          у баскетболистов контрольной группы результаты выпрыгиваний вверх с места толчком двумя ногами улучшились на 4,1 %, а у экспериментальной — на 13,8 % (рис. 1). Следует отметить, что разница между приводимыми показателями (9,7 %) оказалась статистически достоверной (P≤0,05).

Рис. 1. Динамика результатов выполнения баскетболистами 15–17 лет тестовых заданий «Выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами» и «Прыжок в длину с места»

 

Анализ результатов выполнения юношами 15–17 лет, занимающимися баскетболом, тестового задания «Прыжок в длину с места» позволил установить незначительную разницу в показателях между контрольной и экспериментальной группой до проведения педагогического эксперимента, которая составила лишь 1,7 см (P≥0,05).

После проведенного педагогического эксперимента результаты выполнения исследуемыми тестового задания «Прыжок в длину с места» выглядели следующим образом (рис. 1):

          как в контрольной, так и в экспериментальной группе исследуемых произошло увеличение длины прыжка, однако, если у баскетболистов, занимающихся по общепринятой методике, оно составило 2,9 % (P≥0,05), то у занимающихся, подверженных разработанной нами методике развития прыгучести, данный процесс оказался более выраженным, при котором показатели прыжка в длину с места увеличились на 9,7 % (P≤0,05);

          следует отметить, что результаты прыжков в длину с места у юношей экспериментальной группы оказались на 6,8 % лучше, чем у баскетболистов контрольной группы. При этом данная разница в полученных показателях в высокой степени статистически достоверна (P≤0,05).

Заключение

Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента доказывают эффективность использования разработанной нами методики развития прыгучести при помощи физических упражнений скоростно-силового характера в процессе физической подготовки юношей 15–17 лет, занимающихся баскетболом.

Полученные результаты исследований позволяют констатировать более высокий прирост показателей, характеризующих прыгучесть, у баскетболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. По результатам выполнения всех контрольных испытаний в экспериментальной группе наблюдается достоверное их увеличение: в тесте «Выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами» — на 13,8 %, а в тесте «Прыжок в длину с места» — на 9,7 %.

Следует отметить, что при выполнении баскетболистами экспериментальной группы тестового задания «Выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами» установлено более выраженное увеличение результатов по сравнению с показателями после выполнения ими прыжка в длину с места. На наш взгляд, данный факт свидетельствует о более специфичном характере тестового задания «Выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами», использование которого в тренировочном процессе, позволит более объективно оценивать уровень развития прыгучести у баскетболистов.

 

Литература:

 

  1.      Абзалов, Р. А. Теория и методика физической культуры и спорта / Р. А. Абзалов, Н. И. Абзалов: учебное пособие.- Казань: Вестфалика, 2013.- 202 с.
  2. Богдановский, А. Н. Развитие специальных физических качеств юных баскетболистов / А. Н. Богдановский // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.- № 4(104).- 2008.- С. 127–128.
  3.      Губа, Д. В. Развитие скоростно-силовых способностей на секционных занятиях баскетболом. VII — IX классы / Д. В. Губа // Физическая культура в школе.- № 5.- 2012.- С. 58–59.
  4.      Никитин, А. С. Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Баскетбол» / А. С. Никитин, Н. И. Абзалов, С. С. Рябышева и др. // Молодой ученый.- № 1(2).- 2012.- С.173–175.
  5.      Корнеев, Р. А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии ее оценки / Р. А. Корнеев // Теория и практика физической культуры.- 2004.- № 3.- С. 48–50.
  6.      Ольхов, С. С. Специальная физическая подготовка баскетболистов высокой квалификации/ С. С. Ольхов, Т. Г. Ольхова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале.- 2006.- № 2.- С. 32–34.
  7.      Украинцева, Ю. А. Повышение скоростно-силовых качеств (прыгучести) у юношей 17–20 лет, занимающихся баскетболом средствами степ-платформы / Ю. А. Украинцева, Г. А. Гуторова, С. А. Дайнеко, А. В. Сулимова // Современные проблемы науки и образования.- № 6.- 2014.- С. 935.
Основные термины (генерируются автоматически): место толчком, экспериментальная группа, прыжок, баскетбольный щит, место, нога, педагогический эксперимент, баскетболист, методика развития прыгучести, упражнение.


Ключевые слова

скоростно-силовая подготовка, прыгучесть, баскетболисты., баскетболисты

Похожие статьи

Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола

Сопряженное развитие скоростных и силовых качеств, а также быстроты: Прыжки через гимнастическую скамейку толчком обеих — рывок на 5-6м для овладения мячом, неподвижно лежащим на баскетбольной площадке; Прыжки на месте с доставанием подвешенного на...

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по...

— «Тот, кто обладает силой и прыгучестью, быстротой» выполнит дальше всех прыжок в длину с места.

1) стоя на правой ноге, руки на поясе, сделать свободные загребающие движения левой ногой (затем повторить упражнения, поменяв ноги) «Лошадка»

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

Процесс становления мастерства баскетболистов занимает длительный промежуток

В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая

нормативов по следующим тестам: бег на 20 м, высота выпрыгивания, прыжок в длину с места.

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе...

Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15

Поэтому полученные средние значения по группе юных баскетболистов (69,5 балла) не

Нами разработан и внедрен в тренировочный процесс комплекс упражнений для развития...

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Специальные силовые упражнения. Прыжковая подготовка. Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ. Методика обучения младших школьников городецкой росписи.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения.

· прыжок в длину с места; · кол-во прыжков на скакалке за 60 сек; · шестиминутный бег

Таким образом, в экспериментальной группе, отмечается положительная динамика развития...

Психологическая подготовка баскетболистов | Статья в журнале...

Использование во время спортивной подготовки современной методики тренировки, эффективного использования педагогических и

Влияние физических упражнений скоростно-силового характера на развитие прыгучести баскетболистов 15–17-летнего возраста.

Влияние метода динамических усилий на развитие...

Прыжок в длину с места, см. Бег 6 м, с.

Комплекс упражнений для астеников направлен на развитие отстающего качества прыгучести с преобладанием упражнений на вертикальный и горизонтальный прыжок: прыжковые упражнения на тренажере «лестница», в том числе с...

Похожие статьи

Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола

Сопряженное развитие скоростных и силовых качеств, а также быстроты: Прыжки через гимнастическую скамейку толчком обеих — рывок на 5-6м для овладения мячом, неподвижно лежащим на баскетбольной площадке; Прыжки на месте с доставанием подвешенного на...

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по...

— «Тот, кто обладает силой и прыгучестью, быстротой» выполнит дальше всех прыжок в длину с места.

1) стоя на правой ноге, руки на поясе, сделать свободные загребающие движения левой ногой (затем повторить упражнения, поменяв ноги) «Лошадка»

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

Процесс становления мастерства баскетболистов занимает длительный промежуток

В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая

нормативов по следующим тестам: бег на 20 м, высота выпрыгивания, прыжок в длину с места.

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе...

Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15

Поэтому полученные средние значения по группе юных баскетболистов (69,5 балла) не

Нами разработан и внедрен в тренировочный процесс комплекс упражнений для развития...

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Специальные силовые упражнения. Прыжковая подготовка. Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ. Методика обучения младших школьников городецкой росписи.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения.

· прыжок в длину с места; · кол-во прыжков на скакалке за 60 сек; · шестиминутный бег

Таким образом, в экспериментальной группе, отмечается положительная динамика развития...

Психологическая подготовка баскетболистов | Статья в журнале...

Использование во время спортивной подготовки современной методики тренировки, эффективного использования педагогических и

Влияние физических упражнений скоростно-силового характера на развитие прыгучести баскетболистов 15–17-летнего возраста.

Влияние метода динамических усилий на развитие...

Прыжок в длину с места, см. Бег 6 м, с.

Комплекс упражнений для астеников направлен на развитие отстающего качества прыгучести с преобладанием упражнений на вертикальный и горизонтальный прыжок: прыжковые упражнения на тренажере «лестница», в том числе с...

Задать вопрос