Библиографическое описание:

Быканова О. А. Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой грамотности социально-ориентированной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 760-762.



 

С 9 по 17 марта 2015 г. в России впервые прошла Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, организатором которой выступил Проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Мероприятие было приурочено ко Всемирной неделе денег. В 17 регионах страны было проведено множество разнообразных мероприятий, целью которых было привлечение внимания молодежи к необходимости финансового планирования своей деятельности в современном мире.

Каждый день любого человека насыщен социально-экономическими связями: общение с одноклассниками, родственниками, коллегами; осуществление товарно-денежных операций в форме покупок товаров и услуг. Социальные связи могут быть изучены и проанализированы с точки зрения законов психологии, финансово-экономические — на основе знания математических принципов и свойств. Современный мир часто не дает времени на размышления, следовательно, необходимо учиться действовать быстро и правильно.

Основным предметом, позволяющим освоить анализ и построение логических цепочек для решения социальных и экономических задач, является математика. Существенно меняется подход к преподаванию математических дисциплин и в средних учебных учреждениях, и в высших. Связано это в первую очередь с большим количеством информации, поступающей из различных источников. Возникает потребность оценки информации на ее истинность и возможность применения в личных и общественных целях.

В рамках экспериментальной программы “Экономическая математика и информатика» проводится научно-исследовательская деятельность в течение всего времени проведения практики и написание курсовой работы по выбранной теме, в которой на основе современных данных обучающиеся выбирают различные направления исследовательской деятельности. Одним из наиболее интересных с точки зрения потребителя выбиралось направление: «Потоки платежей, расчет кредитных выплат и анализ различных видов кредитов».

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» реализуется в рамках летней профильной практики для учащихся 10 классов в целях подготовки для поступления в экономические вузы. Исследовательские задачи, предлагаемые обучающимся, опираются на методы математического анализа, которыми уже владеют десятиклассники.

Учащиеся сами определяли свою социально — экономическую «легенду» для формирования заявки на кредит, которая складывалась из следующих элементов:

          цель (или объект), на который предполагается потратить денежные средства;

          сумма кредита;

          срок погашения кредита;

          вид кредита (с аннуитетными или дифференцированными платежами);

          средства, из которых предполагается оплачивать взносы для погашения кредита;

          заработная плата заемщика;

          расходы заемщика, не связанные с погашением кредита (проживание, питание и другое);

          индивидуальные особенности заемщика в связи с отношением к риску;

          социально-экономическое положение заемщика на рынке труда (постоянная работа, сдельная, стабильность компании);

          инфляционные процессы в стране;

          общая мировая тенденция в экономике и развитии стран.

Определив свою «легенду», обучающиеся могли самостоятельно выбрать на рынке банковских услуг тот банк и конкретные условия кредита, которые с точки зрения исследователя были более привлекательными. Для улучшения качества работы школьников обучали пользоваться необходимыми компьютерными программами, что демонстрировало применение и математических и технологических знаний и приемов. Так достаточно быстро можно было получить схему погасительных взносов за кредит. Получив таблицу сухих чисел, школьники начинали анализировать свои действия согласно графику выплат денежных сумм. Выводы, к которым приходили исследователи, а по совместительству потенциальные потребители банковских услуг, были часто неожиданными даже для них самих. Для многих было откровением тесная связь уровня жизни с количеством денег, потраченных на поддержание этого уровня.

Можно считать, что такая исследовательская работа проводила некий виртуальный курс в будущее. Для усложнения задачи некоторым обучающимся преподаватель ставил искусственную проблему:

          потеря работы, как следствие ухудшение материально-денежного состояния (требовалась реструктуризация долга в банке);

          резкое изменение в мировой экономике;

          тяжелая болезнь.

Такой виртуальный тур в придуманный мир товарно-денежных отношений позволил в процессе обсуждений (каждый представлял свой план действий, а другие школьники высказывали свои замечания и предлагали варианты действий) понять некоторые финансовые моменты современной жизни.

Летняя профильная практика для учащихся 10 классов включает в себя большое количество различных образовательных и воспитательных элементов, которые служат задачам развития интереса к финансово-экономическим процессам современного общества, а также позволяют заинтересовать учащихся в углублении математических знаний.

Авторская методика позволяет осуществлять не только обучающую функцию, но и воспитательную. Современное высшее профессиональное образование требует формирования у будущих специалистов большого количества общекультурных и профессиональных компетенций. Однако работу по освоению общекультурных компетенций необходимо проводить и с будущими абитуриентами. Так, предлагаемая летняя профильная практика на базе РЭУ им. Г. В. Плеханова способствует выработке следующих компетенций у будущих студентов и профессионалов:

          владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

          умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

          стремится к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК — 10);

          владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15).

Непрерывность и преемственность математического обучения и образования позволяет достигнуть качественного прорыва в вопросе привлечения мотивированного абитуриента в высшее учебное учреждение экономического профиля на основе развития интереса к будущей профессии и повышения уровня математических знаний.

Исследовательская деятельность позволяет расширить горизонты применения методов качественного количественного анализа, определиться с выбором будущей профессии, а также проявить свои личностные качества.

 

Литература:

 

  1.                Быканова О. А., Филиппова Н. В. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе// Педагогика высшей школы. 2015, № 1 (1), с.47–49.
  2.                Быканова О. А., Филиппова Н. В. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015, С. 249–251.
  3.                Быканова О. А. Прогрессивная система контроля качества студентов. Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом. Сборник материалов межд. научной конференции. Волгоград, 24–25 мая 2013 г.
  4.                Быканова О. А., Филиппова Н. В. Непрерывность математического образования в экономическом вузе, как составная часть подготовки высококвалифицированных экономистов в реалиях современного мира // Молодой ученый. 2015, № 10(90), с.1104–1105.
  5.                Быканова О. А., Филиппова Н. В. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза. Образование и воспитание, 2015, № 3(3), с.40–41.
  6.                Быканова О. А., Филиппова Н. В. О подходе интеграции обучения математики и экономическим дисциплинам по летним школьным программам. Инновации и инвестиции, 2015, № 5, с.159–162.
  7.                Филиппова Н. В. Педагогические аспекты усиления профильной направленности обучения математике в экономическом вузе. Педагогические науки, 2009, № 3, с.62–64.
  8.                Филиппова Н. В. О применении систем компьютерной математики и компьютерных технологий для решения экономических задач. Современные гуманитарные исследования. 2009, № 3, с.174–175.
  9.                Филиппова Н. В. О педагогических подходах работы с одаренными детьми через научно-исследовательскую работу по математике. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014, № 4, с. 214–217.
  10.            Хачко О. И. Летняя финансово-экономическая школа на базе экономического вуза как один из дополнительных аспектов при выборе будущей профессии// Молодой ученый. 2015, № 18(98), С. 499–502.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle