Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Быканова, О. А. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза / О. А. Быканова, Н. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/188/ (дата обращения: 26.04.2024).

Современные условия существования государства и его технологического развития предполагают также развитие всех составляющих успешного движения на пути совершенствования государственных структур. Взаимодействие средних и высших учебных заведений позволяет сочетать научный и практический подходы к формированию личностных и профессиональных компетенций гражданина и специалиста. В РЭУ им. Г. В. Плеханова в основу решения обозначенных задач положен принцип непрерывности и преемственности интеграции обучения дисциплинам естественно-научного цикла, в частности математики, организовано отделение непрерывного экономического и математического образования (ОНЭМО).

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» позволяет обеспечить такие запросы, как:

-          обучение финансовой грамотности подростков, что является приоритетным направлением Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;

-          формирование и развитие у школьников устойчивого интереса к финансово-экономическим процессам современного общества;

Одним из составляющих компонентов данной авторской программы является проведение научно-исследовательской деятельности в течение всего времени проведения практики и написание курсовой работы по выбранной теме. На основе современных данных обучающиеся выбирают следующие направления исследовательской деятельности:

-          построение математической модели экономического процесса;

-          изучение свойств функций в экономике — функции спроса и предложения;

-          системы уравнений — задача о межотраслевом балансе, модель Леонтьева;

-          сравнение различных способов начисления процентов на вклад при помощи приведения к эффективной годовой ставке;

-          понятие современной и наращенной стоимости денег;

-          влияние инфляции на современную стоимость денег и способы борьбы с инфляцией на бытовом уровне;

-          потоки платежей, расчет кредитных выплат и анализ различных видов кредитов;

-          «скорая финансовая помощь» или как не попасть в финансовую ловушку.

Следует отметить тот факт, что в ЕГЭ 2015 года включены задачи экономического содержания, разбирая которые школьники учатся анализировать денежные потоки и смысл процентных ставок. Такие задачи оказались полезны не только школьникам, но и родителям. Будущие абитуриенты в рамках летней практики, составной частью которой является авторская программа «Экономическая математика и информатика», могут провести сравнительный анализ различных схем выплат потребительских кредитов — на основе аннуитетных и дифференцированных платежей. Исследовательская работа, выполненная на основе современных данных (Сбербанк, ВТБ и другие), позволяет сделать вывод о целесообразности обращения за кредитом, а также выбрать наиболее приемлемый вид кредита и способа начисления процентов в зависимости от следующих объективных факторов:

-          время, на которое взят кредит;

-          сумма кредита;

-          возможность периодических выплат (источники выплат — зарплата, пенсия, стипендия, другие);

-          величина инфляции;

-          анализ стабильности собственной платежеспособности;

-          анализ возможности досрочной выплаты или реструктуризации кредита в случае невозможности выполнять обязательства перед кредитором.

Следует отметить, что каждый школьник делает вывод о целесообразности кредита различных видов кредитов не только сумма переплаты является определяющей, но и другие условия.

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» ориентирована на школьников 10 классов, но прослушать курс могут быть допущены и девятиклассники. Необходимым условием является только знание математики и желание саморазвития. Основной целью программы является развитие интереса к финансово-экономическим процессам современного общества, а также углубление математических знаний, на основе которых возможен анализ реальных процессов и построение математических моделей для решения разнообразных задач. Реализация данной программы несет также и воспитательную функцию, приучая будущих граждан страны к ответственности за последствия своих действий.

 

Литература:

 

1.         Байденко В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап. /В. И. Байденко, Дж. ван Зантворт. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.

2.         Подопригора В. Г. Непрерывное математическое образование в экономическом вузе // Успехи современного естествознания. — 2004. — № 3 — С. 78–80

3.         Молодин В. И., Черевикина М. Ю. Интеграция науки и образования для подготовки специалистов XXI века. Опыт СО РАН. 2005г.

4.         Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.

5.         Евгений и Наталья Винокуровы. Экономика в задачах. 50 непростых задач о предложении денег и средних ценах, издержках и прибыли, спросе и предложении, производстве и инфляции, экспорте и импорте. — М.: Начала-пресс, 1995.

6.         А. С. Симонов. Экономика на уроках математики. М.: “Школа-Пресс”, 1999.

7.         Быканова О. А., Филиппова Н. В. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе. «Педагогика высшей школы» № 1 (1), март 2015 г., с.47–49.

8.         Быканова О. А., Филиппова Н. В. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 249–251.

9.         Быканова О. А. Индивидуальные контрольные задания по дисциплине «Финансовая математика». М., ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.

10.     Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.

11.     Математическое моделирование социальной и экономической динамики (MMSED-2007), 20–22 июня 2007 г., Москва, Россия: Труды 2-й Междунар. конф. = Mathematical modelling of social and economical dynamics (MMSED-2007): Proc. of the 2nd Intern. Conf./ МГУ им. М. В. Ломоносова, Рос. АН и др. — М.: РУДН, 2007. — 368 с.

12.     Быканова О. А., Филиппова Н. В. О подходе интеграции обучения математики и экономическим дисциплинам по летним школьным программам, «Инновации и инвестиции», г.Москва, № 5, 2015г.

13.     Быканова О. А., Филиппова Н. В. Непрерывность математического образования в экономическом вузе, как составная часть подготовки высококвалифицированных экономистов в реалиях современного мира. г. Казань, «Молодой учёный». № 10 (90). Май, 2015 г.

14.     http://mathege.ru/or/ege/

15.     http://alexlarin.net/

16.     http://reshuege.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Экономическая математика, авторская программа, задача, различный вид кредитов, Российская Федерация, современное общество, школьник, экспериментальная программа.

Похожие статьи

Непрерывность математического образования в экономическом...

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» позволяет обеспечить такие запросы, как. - влияние инфляции на современную стоимость денег и способы борьбы с инфляцией на бытовом уровне.

Экспериментальная программа «Экономическая математика...»

Российская Федерация, Экономическая математика, высшее образование, современное общество, экспериментальная программа, современная стоимость денег, принцип непрерывности, развитие интереса, задача.

Экономические задачи на уроках математики | Статья в журнале...

С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товаров в рассрочку, при выплате

Использование задач с экономическом содержанием на уроках и внеклассной работе по математике создает условия для

Практико-ориентированнный подход в обучении решению...

Задача по повышению финансовой грамотности была поставлена в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период. − умение разбираться в особенностях современных финансовых продуктов (вкладов, кредитов, займов, вложений в ценные бумаги).

Программа внеурочной деятельности по математике...

Вид программы: авторская.

Презентация «Математика в современном мире». 4.

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма проведения, занимательный характер.

Формирование экономической культуры учащихся...

– операциональный компонент, представляющий собой способности школьника в практическом и осознанном применении экономических знаний, «экономические» действия в современном обществе

Типовые задачи образовательной области «финансовая...»

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г. Москва). Образовательная область «Финансовая математика», связанная с финансовыми расчетами

Типовые задачи второго уровня доступны для рассмотрения в программах учебных дисциплин бакалавриата.

Оптимизационные задачи в школьном курсе математики

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению оптимизационных задач математики.

Экономические задачи на уроках математики | Статья в журнале...

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих...

Деловая игра как метод формирования математической...

Экономические задачи на уроках математики | Статья в журнале... Решение: Пусть — сумма кредита, процент годовых по кредиту.

На современном этапе ускоренном темпе развития общества необходим человек новой формации.

Похожие статьи

Непрерывность математического образования в экономическом...

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» позволяет обеспечить такие запросы, как. - влияние инфляции на современную стоимость денег и способы борьбы с инфляцией на бытовом уровне.

Экспериментальная программа «Экономическая математика...»

Российская Федерация, Экономическая математика, высшее образование, современное общество, экспериментальная программа, современная стоимость денег, принцип непрерывности, развитие интереса, задача.

Экономические задачи на уроках математики | Статья в журнале...

С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товаров в рассрочку, при выплате

Использование задач с экономическом содержанием на уроках и внеклассной работе по математике создает условия для

Практико-ориентированнный подход в обучении решению...

Задача по повышению финансовой грамотности была поставлена в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период. − умение разбираться в особенностях современных финансовых продуктов (вкладов, кредитов, займов, вложений в ценные бумаги).

Программа внеурочной деятельности по математике...

Вид программы: авторская.

Презентация «Математика в современном мире». 4.

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма проведения, занимательный характер.

Формирование экономической культуры учащихся...

– операциональный компонент, представляющий собой способности школьника в практическом и осознанном применении экономических знаний, «экономические» действия в современном обществе

Типовые задачи образовательной области «финансовая...»

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г. Москва). Образовательная область «Финансовая математика», связанная с финансовыми расчетами

Типовые задачи второго уровня доступны для рассмотрения в программах учебных дисциплин бакалавриата.

Оптимизационные задачи в школьном курсе математики

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению оптимизационных задач математики.

Экономические задачи на уроках математики | Статья в журнале...

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих...

Деловая игра как метод формирования математической...

Экономические задачи на уроках математики | Статья в журнале... Решение: Пусть — сумма кредита, процент годовых по кредиту.

На современном этапе ускоренном темпе развития общества необходим человек новой формации.

Задать вопрос