Библиографическое описание:

Куликова Д. Н., Шишикин В. Г., Гончарова К. И. Энергетическая стратегия КНР в начале XXI века // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 672-676.



 

В статье приводятся основные принципы энергетической стратегии КНР, которые нашли отражение в двух Белых книгах энергетики КНР, опубликованных властями страны.

Ключевые слова: энергетика КНР, Белая книга энергетики, энергетическая стратегия, энергетическая политика, принципы энергетической политики КНР, энергетическая безопасность.

 

Изучение энергетической стратегии КНР на данном историческом этапе необходимо для понимания энергетической ситуации в мире, поскольку доля КНР в производстве энергии весьма высока. Более того, это может быть полезным для дальнейшего прогнозирования глобальных изменений в сфере энергетики. Четкие очертания стратегия энергетического развития КНР принимает в 2007 г., когда правительство КНР издает первую «Белую книгу энергетики Китая». В ней китайское руководство отчетливо сформулировало основные принципы, которыми в дальнейшем КНР будет руководствоваться в вопросах энергетической политики:

                    Отдавать приоритет сбережению. КНР рассматривает сохранение ресурсов в качестве основы государственной политики, и подчеркивает важность как развития, так и сбережения, при этом приоритет отдается сбережению. Для этого, КНР активно меняет структуру экономического роста, регулирование структуры промышленности, поощряет научные исследования и развитие энергосберегающих технологий, популяризирует энергосберегающие продукты, перенимает опыт управления энергией, улучшает энергосберегающее законодательство и стандарты, и повышает энерго-эффективность.

                    Опора на внутренние ресурсы. КНР в основном полагается на себя, чтобы увеличить запас энергии, и старается удовлетворить растущий спрос на рынке путем неуклонного расширения внутреннего предложения надежных энергетических ресурсов.

                    Поощрение различных моделей развития. КНР будет продолжать развивать свои угольные ресурсы последовательно, стимулировать энергетику, ускорять разведывание нефти и природного газа, поощрять добычу сланцевого газа, поддерживать гидроэлектроэнергию и другие возобновляемые источники энергии, активно способствовать развитию ядерной энергетики, развивать научную разработку заменителей энергоресурсов, оптимизировать свою энергетическую структуру, реализовывать принцип дополнения между различными видами энергоресурсов, а также гарантировать стабильное снабжение энергией.

                    Защита окружающей среды. КНР поставил перед собой цель построения ресурсосберегающего, экологически чистого общества и стремится координировать развитие энергетики с охраной окружающей среды. Он пытается сделать так, чтобы обе содействовали друг другу в интересах устойчивого развития.

                    Сотрудничество на основе взаимной выгоды. КНР работает искренне и прагматично с международными энергетическими организациями и другими странами по принципу равенства, взаимной выгоды и обоюдного выигрыша, чтобы усовершенствовать механизм, расширить сферы сотрудничества и сохранить международную энергетическую безопасность и стабильность [1].

Можно сказать, что декларируемые в Белой книге энергетики Китая принципы — это, во многом, отражение, общемировых тенденций в вопросах энергетики. Ориентация на энергосбережение и на сокращение негативного воздействия энергетики на окружающую среду в это время стала основным трендом ведения энергетической политики в Европе и США.

Отдельная глава в Белой книге посвящена вопросам внешней энергетической политики КНР. Руководство КНР отмечает, что «с ускорением экономической глобализации, КНР стала лидировать в становящихся все более тесными связях с окружающим миром в области энергетики. Развитие китайской энергетики не только удовлетворило потребностям собственной экономики и социальному прогрессу, но также и привнесло возможности и огромное пространство для развития остального мира» [1]. Здесь перечисляются международные организации и союзы, в рамках которых КНР проводит свою энергетическую политику, среди них — такие как ОПЕК, АСЕАН, АТЭС, Международный энергетический форум, Мировая энергетическая конференция. Также там есть указания на двусторонние контакты КНР.

Долгое время КНР получала более половины энергоносителей с Ближнего Востока, где сосредоточено 65 % мировых запасов нефти и 35 % мировых запасов природного газа. При этом данный регион имеет важное стратегическое значение для будущей энергетической безопасности КНР. В отношении стран региона Ближнего Востока Китай придерживается стратегии «двух импортов и одного экспорта» (Лян цзнь и чу), подразумевающей импорт сырой нефти и нефтепродуктов, привлечение нефтяного капитала стран в разведку труднодоступных месторождений и реконструкцию нефтеперерабатывающих предприятий КНР, а также экспорт китайского капитала для инвестирования в нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие отрасли стран Персидского залива в рамках стратегии «выхода за рубеж» (Цзоу чу цюй). Тем не менее, в связи с ростом потребностей, для КНР одной из наиболее важных задач, в рамках формирования новой энергетической политики, стал поиск новых надежных поставщиков энергоносителей, в объемах, достаточных для поддержания дальнейшего стабильного интенсивного экономического роста [2].

Также, в Белой книге содержатся принципы ведения внешней экономической политики:

                    Улучшение внешнего сотрудничества в разведке и разработке нефтяных и газовых ресурсов. КНР осуществил совместный режим на основе договоров о разделе продукции с другими странами в области нефти и газа. В 2001 г. КНР обнародовал пересмотренные «Правила по внешнему сотрудничеству для эксплуатации нефти океанического происхождения», а также «Правилами внешнего сотрудничества в эксплуатации наземных нефтеносных источников». Китай защищает законные права и интересы иностранных предпринимателей, участвующих в эксплуатации совместных источников нефти. Он призывает иностранных предпринимателей к участию в сотрудничестве в области разведки и развития нефтяных источников, таких как исследование рисков для нефти и природного газа, создании резервуаров нефти и газа с низкой проницаемостью, и улучшения темпов восстановления старых месторождений. КНР поощряет иностранные инвестиции в строительство и эксплуатацию нефте- и газопроводов, а также специальных нефтяных и газовых хранилищ и портовых причалов.

                    Поощрение иностранных инвестиций в разведку и разработку нетрадиционных энергоресурсов. Иностранные инвесторы, которые инвестируют в исследования и восстановления парагенетических и сопутствующих минералов и утилизацию отходов, или разработку минеральных ресурсов в западных районах Китая, имеют право пользоваться льготной политикой снижения или освобождения от компенсационных сборов на минеральные ресурсы.

                    Поощрение иностранных инвесторов вкладывать средства и работать энергетических объектов, таких как электростанции. КНР поощряет иностранные инвестиции в производство и поставки электроэнергии и газа, а также в строительстве и эксплуатации тепловых электростанций с мощностью одного генератора 600000 кВт и выше, электростанции сжигания чистого угля, электростанции, показывающие тепло и мощность когенерационных ГЭС в основном для производства электроэнергии, атомных электростанций, в которых китайская сторона занимает доминирующую долю, а также электростанций с возобновляемых источников энергии или новых источников энергии. Он призывает иностранных инвесторов вкладывать средства в технологии и оборудования для тепловых, гидро- и атомных электростанций со значительно большим генерирующих мощностей, а также для тепловой десульфурации питания. Он также призывает их инвестировать в строительство и эксплуатацию угольных объектов трубопроводного транспорта.

                    Дальнейшее улучшение условий для иностранных инвестиций. Китайское правительство сохранило свои обязательства перед ВТО, которые оно сделало, когда КНР вступила в организацию — был проведен мониторинг и устранены административные регламенты и ведомственные правила, касающиеся рационального использования энергии, которые не соответствуют правилам ВТО. В свете спроса прозрачности ВТО, Китай произвел улучшение системы сбора статистики и ослабил государственный контроль, что позволило оперативно выпустить статистические данные по энергетике, необходимые для обеспечения открытости и прозрачности энергетической политики, статистики и информации.

                    Дальнейшее расширение сферы иностранных инвестиций. Китай уделяет первостепенное внимание введению иностранных передовых технологий, управленческого опыта и высококвалифицированных кадров для дальнейшего смещения фокуса от инвестирования в ископаемые энергоресурсы к возобновляемым ресурсам, подчеркивая разведку и развитие с развитием торговли услугами и полагается в основном на иностранные займы и прямые иностранные инвестиции.

                    Активизация взаимовыгодного сотрудничества в исследовании и использовании энергии. Для обеспечения мировой энергетической безопасности, крайне важно, укреплять диалог и сотрудничество между энергетическими экспортерами и странами-потребителями энергоресурсов. Международное сообщество должно активизировать консультации и координацию в отношении энергетической политики для улучшения международного мониторинга энергетического рынка и механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации, для более эффективного содействия развитию технологий нефте- и газодобычи, чтобы расширить энергоснабжение, способствовать глобализации и диверсификации энергопотоков, обеспечению стабильного и устойчивого энергобаланса на международном уровне, поддерживать разумные цены на энергоносители на международном рынке, а также максимально обеспечить энергетические потребности всех стран [1].

Таким образом, мы видим, что политика КНР в работе с иностранными партнерами включает в себя привлечение внешних инвестиций для развития энергетической отрасли внутри страны и поддержку китайских энергетических компаний для выхода на иностранные рынки.

С одной стороны, правительство КНР поощряет иностранные компании, инвестирующие в разведку нефтегазовых ресурсов в сложных районах с большим потенциалом залежей нефти, берущие на себя риски по освоению еще нетронутых залежей, вкладывающие капитал в повышение эффективности добычи на старых нефтепромыслах, принимающие участие в строительстве нефтегазовой инфраструктуры [3]. С другой стороны, правительство КНР поддерживает китайские предприятия, непосредственно инвестирующие капитал в иностранные компании или занимающиеся транснациональным хозяйствованием, поощряет китайские предприятия в соответствии с международной практикой и экономическими принципами рынков к принятию участия в международном энергетическом сотрудничестве и в строительстве энергетических инфраструктурных объектов в зарубежных странах к развитию сотрудничества по предоставлению технических услуг энергетическим объектам [1].

География инвестиционных проектов китайских корпораций страны обширна и охватывает страны Африки, ряд стран Латинской Америки, такие как Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Эквадор, которые имеют богатые запасы углеводородного сырья. КНР тесно сотрудничает с такими странами как Новая Зеландия (нефть и газ), Иран (нефть), Ирак (нефть), Сирия (нефть), Узбекистан (нефть и газ), Филиппины (строительство трубопровода), Афганистан (нефть), Южный Судан (нефть).

                    Создание системы для разработки и популяризации передовых технологий. Энергосбережение и диверсификация составляют долгосрочный план для глобальной энергетической безопасности. Международное сообщество должно стремиться к развитию и популяризации технологий энергосбережения, содействовать всестороннему использованию энергии, а также поощрять каждую страну в целях повышения энергоэффективности. Необходимо активно пропагандировать сотрудничество в вопросах высокоэффективной утилизации ископаемых видов топлива, таких как, например, использование технологии «чистого угля», поощрять сотрудничество международного сообщества в использовании крупных энергетических технологий, таких как возобновляемые источники энергии, водородная энергетика и атомная энергетика, и проводить исследования в области энергетики, используя чистые, экономичные, безопасные и надежные ресурсы, чтобы в будущем на их основе построить новую мировую энергосистему. В целях устойчивого развития человечества, международное сообщество должно также справиться с проблемами, касающимися ввода капитала, защиты прав интеллектуальной собственности и популяризации передовых технологий, с тем, чтобы привлечь все страны и дать им возможность поделиться своими достижениями на благо человечества.

                    Поддержание безопасной, стабильной и здоровой политической среды. Сохранение мира и стабильности в регионе является необходимым условием для обеспечения глобальной энергетической безопасности. Международное сообщество должно совместно работать, чтобы поддерживать стабильность в производстве и экспорте нефти, обеспечивать безопасность международных энергетических транспортных маршрутов и избегать геополитических конфликтов, которые влияют на энергоснабжение в мире. Различные страны должны урегулировать споры и разрешать противоречия путем диалога и консультаций. Энергетические вопросы не должны быть политизированы, а также в них следует избегать применения фактора силы [1].

В 2007 г. Китай продолжил ежегодную кампанию по упорядочению добычи и транспортировки нефти и газа, главным организатором которой выступало Министерство общественной безопасности. В ходе этой кампании, китайским стражам правопорядка удалось расследовать многочисленные факты незаконного бурения нефтяных скважин, хищения газа и нефти из трубопроводов, проходящих по 8 провинциям и автономным районам КНР. На тот момент, это была шестая по счету кампания подобного рода, проводимая в Поднебесной. Только в 2006 г. была пресечена деятельность 650 преступных групп, занимавшихся незаконным нефтегазовым промыслом. Обвинения были предъявлены свыше 7,5 тыс. человек, было закрыто около 2 тыс. подпольных заводов по переработке похищенного топлива, где полиция конфисковала более 30 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. «Всего за 2002–2006 гг. было ликвидировано более 9 тыс. подпольных перерабатывающих предприятий и изъято свыше 76 тыс. тонн произведенных ими нефтепродуктов, что позволило вернуть в государственный бюджет свыше 3 млрд. юаней», — прокомментировал Лю Цзиньго [4].

Пресс-канцелярия Госсовета КНР 24 октября 2012 г. обнародовала Белую книгу «Китайская энергетическая политика», в которой всесторонне описаны нынешнее развитие энергетики и стоящие перед страной вызовы в этой области. В ней также изложены мероприятия страны по формированию системы развития современной энергетики и усилению сотрудничества с международным сообществом в энергетической сфере. В Белой книге отмечается, что за период реализации политики реформ и открытости китайская энергетика сохраняла ускоренный рост, обеспечив всестороннее развитие угольной, электроэнергетической, нефтегазовой отрасли, а также возобновляемых источников энергии и новых энергоресурсов, и внесла весомый вклад в поддержание долгосрочного, стабильного и быстрого роста народного хозяйства и повышение уровня жизни населения [5].

В 2011 г. в КНР объем производства первичных энергоресурсов достиг 3,18 млрд. т. условного топлива. По этому показателю страна занимает первое место в мире. В Белой книге подчеркивается, что китайское правительство видит одной из своих стратегических задач сохранение долгосрочного, стабильного и поступательного использования энергоресурсов. При этом, КНР придерживается таких принципов, как приоритет экономии, развитие за счет внутренних возможностей, диверсификационное развитие, охрана окружающей среды, научно-технологические инновации, углубление реформы, международное сотрудничество и улучшение народного благосостояния.

В 12-м пятилетнем плане социально-экономического развития КНР на 2011–2015 гг. поставлена задача: к 2015 г. в Китае доля не ископаемого топлива в потреблении первичной энергии должна увеличиться до 11,4 %, энергопотребление на единицу ВВП — сократиться на 16 процентов по сравнению с 2010 г., объем выбросов углекислого газа на единицу ВВП — сократится на 17 % по сравнению с 2010 г., отмечает Белая книга. Китайское правительство дало обещания, что к 2020 г. доля не ископаемого топлива в потреблении первичной энергии увеличится до приблизительно 15 %, объем выбросов углекислого газа на единицу ВВП сократится на 40–45 % по сравнению с 2005 г. «Китай как ответственная держава готов прилагать неустанные усилия к достижению поставленных целей», отмечается в Белой книге. Китай не представлял, не представляет и не будет представлять угрозы для энергетической безопасности мира, подчеркивается в Белой книге. Страна готова на основе равенства, взаимной выгоды и общего выигрыша активизировать сотрудничество со странами-производителями и странами-потребителями энергии, а также международными энергетическими организациями в целях совместного продвижения поступательного развития мировой энергетики, сохранения стабильности на мировом энергетическом рынке и стабилизации цен на нем, обеспечения безопасности и бесперебойности энергопоставок [5].

Дефицит электроэнергии, по информации китайского комитета по электричеству, в 2006 г. испытывали лишь три китайских региона по сравнению с 25 в 2005 г. «Рост мощностей энергетики КНР позволит сбалансировать в целом спрос и предложение электроэнергии страны и создать ее излишек для поставок в регионы, что позволит избежать сезонного дефицита электроэнергии», — говорит Ван Епин, заместитель главы госкомитета по контролю и управлению электроэнергетикой. Энергетическая стратегия определяет темпы роста потребления энергии, а также структуру энергетического баланса — доли производства и потребления различных видов энергии, а также доли энергии, произведенной в Китае и импортированной [6].

Энергетическая стратегия включает в себя разработку соответствующих целевых показателей для трех временных горизонтов: рамочная стратегия развития энергетики на период до 2050 г.; долгосрочная программа развития основных отраслей энергетики на период до 2030 г.; детальная программа на 12-ю пятилетку (2011–2015 гг.). Разработка стратегии развития энергетики на период до 2050 г. координируется Государственным комитетом по развитию и реформе (ГКРР) КНР. Институт энергетики (China Energy Research Institution) разработал количественную модель — Integrated Policy Assessment Model of China (IPAC), непосредственно используемую при сценарных расчетах развития энергетики КНР и состоящую из трех блоков: экономический блок: содержит модель экономики КНР, в которой более детально описаны энергоемкие секторы; технологический блок: включает более 40 секторов и свыше 600 технологий, существующих и перспективных, а также «дорожную карту» реализации этих технологий; эмиссионный блок: позволяет моделировать влияние эмиссии парниковых газов [7].

Прогнозирование развития энергетики Китая на период до 2050 г. носит сценарный характер и осуществляется в соответствии со сценариями, учитывающими основные возможные пути развития экономики Китая. Главным энергетическим управлением (ГЭУ) КНР поставлена задача сохранять добычу нефти в 2011–2015 гг. на уровне 200 млн. т., с этой целью принято решение интенсифицировать поисково-разведочные работы. Добыча угля будет ограничена уровнем 3600 млн. т. В электроэнергетике суммарные генерирующие мощности достигнут в 2015 г. — 1440 ГВт, в 2015 г. — 1760 ГВт (по состоянию на конец 2011г. они составляли 950 ГВт). Производство энергии без использования горючих ископаемых составит 11,4 % от общего объема потребления первичной энергии в 2015 г. и 15 % в 2020 г. В 2010 г. добыча природного газа (ПГ) в Китае составила 94,464 млрд. м3, импорт — 16,716 млрд. м3, в том числе импорт сжиженного природного газа (СПГ) — 13,093 млрд. м3, импорт трубопроводного природного газа (ТПГ) из Туркмении — 3,618 млрд. м3, экспорт ТПГ (в Гонконг и Макао) — 4,074 млрд. м3, чистый импорт — 12,642 млрд. м3, чистое потребление — 107,106 млрд. м3. Мощность ветровых электростанций к 2015 г. планируется увеличить до 55 млн. кВт. Крупные ветровые электроэнергетические комплексы в 12-й пятилетке планируется построить в провинциях Ганьсу, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Цзянсу, Хэбэй, Шаньдун, Чжэцзян, Фуцзянь, СУАР и Шанхае [7].

Таким образом, можно сказать следующее: энергетическая стратегия Китая сводится к обеспечению безопасного и стабильного доступа к энергоресурсам, обеспечению формирования справедливого и свободного от политики мирового энергетического рынка, а также к сокращению собственных затрат энергии за счет внедрения новых технологий. При этом, можно сказать, что на протяжении всего периода с начала экономических реформ, основная цель энергетической политики КНР, обеспечить китайскую экономику необходимым количеством энергии при приемлемых затратах, оставалась неизменной. В соответствии с этой целью формировались задачи на том или ином этапе стоящие перед китайской энергетикой. Однако, ввиду постоянного усложнения экономической структуры КНР и непрерывного изменения внешних условий, достижение этой цели все еще находится в перспективе.

 

Литература:

 

  1. White Paper on Energy. China’s energy conditions and policies. [Электронный ресурс — Китайский информационный Интернет-центр]. Режим доступа: http://www.china.org.cn/english/environment/236955.htm#7 — Загл. с экрана.
  2. Фан Тинтин. Энергетическая политика КНР на современном этапе. [Электронный ресурс — сайт «Человек и наука»]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/energeticheskaya-politika-knr-na-sovremennom-etape — Загл. с экрана.
  3. National Development and Reform Commission, “11th Five Year Plan on Energy Development”. [Электронныйресурс — официальныйсайтКалифорнийскогоуниверситета]. Режимдоступа: http://china.usc.edu- /ShowArticle.aspx?articleID=1010&AspxAutoDetectCookieSupport=1 — Загл. с экрана.
  4. Китай: бурное развитие. [Электронный ресурс — газета «Энергетика и промышленность России»]. Режим доступа: http://www.eprussia.ru/epr/81/5699.htm — Загл. с экрана.
  5. China’sEnergyPolicy 2012. [Электронный ресурс — Китайский информационный Интернет-центр]. Режим доступа: http://www.china.org.cn/government/whitepaper/node_7170375.htm — Загл. с экрана.
  6. Китай: бурное развитие энергетики. [Электронный ресурс — официальный ресурс «Ростепло.ру»]. Режим доступа: http://www.rosteplo.ru/news.php?zag=1181066136 — Загл. с экрана.
  7. Энергетика Китая. [Электронный ресурс — сайт «Вэбэкономи.ру»]. Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=975&type=news — Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle