Библиографическое описание:

Гуляков Е. Г. Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности как средство профилактики информационной зависимости учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 777-779.



 

Современное состояние информационного пространства характеризуется тем, что оно зачастую трансформируется в источник негативного воздействия. В этой связи одной из наиболее острых социальных проблем становится проблема формирования и развития различных зависимых форм поведения, связанных с воздействием коммуникативной среды, при этом в силу своих возрастных особенностей в группу риска попадают учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Появление качественно новых угроз безопасности лиц школьного возраста, а также отсутствие педагогических условий обеспечения их информационной защиты в системе общего среднего образования свидетельствует о целесообразности внедрения в учебный процесс методик профилактики информационной зависимости учащихся. При этом стоит отметить, что для наиболее полной реализации целей и задач, связанных с профилактикой информационной зависимости позволяет школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Таким образом, сегодня остро назрела необходимость разработки и внедрения методик профилактики информационной зависимости учащихся в рамках школьного курса ОБЖ. При этом указанные методики базируются на ряде структурно-функциональных компонентов. Среди которых можно выделить:

        целевой;

        содержательный;

        организационно-деятельностный;

        аналитико-результативный.

Так целевой компонент, предполагает, что основной целью профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ является формирование у них установок здорового и безопасного образа жизни посредством построения правильных способов взаимодействия с источниками информационного воздействия и формирования качеств, обеспечивающих защиту от возможности развития информационной зависимости.

Так как профилактическая работа в средних общеобразовательных учебных учреждениях носит превентивный характер, то необходимо, чтобы каждый учащийся понимал, что только он отвечает за свое здоровье, чтобы он знал сущность и последствия информационной зависимости, а также причины ее формирования. Важным аспектом при этом является формирование у учащихся позитивных личностных регуляционных механизмов, способствующих их конструктивному поведению в рамках здорового образа жизни.

Обозначенные целевые установки методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ определяют содержательный компонент, который реализуется по следующим направлениям профилактической работы:

        образовательное направление, которое основывается на формировании у школьников знаний о социальных и психологических последствиях информационной зависимости, причинах ее развития, последствиях, способах отказа от деструктивных моделей взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ);

        рефлексивное направление, основывающиеся на формировании у школьников, через процесс его социальной самореализации, здоровой рефлексивной позиции;

        ценностное направление, связанное с формированием и коррекцией ценностных ориентаций учащихся;

        формирование навыков коллективного взаимодействия, предполагающих включение учащихся в коллективную деятельность, которая развивает и усиливает модели поведения, препятствующие развитию информационной зависимости и уменьшающие воздействие факторов риска.

Для реализации целей методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ в рамках организационно-деятельностного компонента предполагает использование следующих групп методов:

        диагностические методы:наблюдение, тестирование, анкетирование и анализ. Эти методы необходимы для мониторинга ситуации и анализа динамики изменений;

        информационные методы: лекции, беседы, дискуссии,

        демонстрация видеоматериалов, разъяснения. Эти методы служат для предоставления учащимся необходимой информации по проблеме информационной зависимости;

        методы личностного развития:проведение тренинговых занятий, направленных на снижение уровня тревожности, повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, личностно-ориентированное взаимодействие, групповая и индивидуальная работа;

        методы коллективного взаимодействия:методы поведенческих навыков, включающих изучение и воспроизведение жизненных ситуаций; обсуждение и анализа проблем, связанных с информационной зависимостью; моделирование ситуаций выбора; коллективная творческая деятельность.

Чтобы получать объективную оценку успешности профилактики информационной зависимости учащихся, а также вести мониторинг состояния данной проблемы, необходим еще и аналитико-результативный компонент, позволяющий выделять критерии эффективности методики профилактики информационной зависимости школьников, так:

        когнитивный критерий, позволяет оценивать степень сформированности у учащихся знаний о негативном влиянии информационной зависимости;

        социально-психологический критерий, отражает степень сформированности у учащихся адекватных моделей взаимодействия со СМИ;

        личностный критерий,отражает степень сформированности и закрепленности у школьников ценностных установок, рефлексивной позиции, позитивной самооценки, препятствующих развитию информационной зависимости.

Только при реализации указанных принципов и подходов методика профилактики зависимых форм поведения среди учащейся молодежи сможет стать эффективным средством решения важнейших задач современного образования направленных на формирование здоровой, всесторонне развитой личности обучающегося. При этом методика профилактики информационной зависимости школьников должна соответствовать всем требованиям и целям образовательного процесса в Российской Федерации и учебного предмета ОБЖ, без затруднений вписывается в учебный процесс, не нарушая его концепции и закономерностей.

 

Литература:

 

  1.                Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2.                Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
  3.                Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
  4.                Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
  5.                Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
  6.                Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
  7.                Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
  8.                Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9.                Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  10.            Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
  11.            Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  12.            Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
  13.            Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle