Автор: Степанова Ирина Александровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 456 раз

Библиографическое описание:

Степанова И. А. Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 118-121.

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются подросток в процессе жизни и развития.

Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в подростковой среде. Проблема воспитания и перевоспитания была и остается одной из ведущих в педагогике. Методологические, теоретические и методические аспекты воспитания детей и молодежи освещены в фундаментальных работах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанского, Л. И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой и др.

Социальное становление подростков группы риска у нас в стране всегда рассматривалось с позиции общественной, социальной педагогики и психологии. Вопросы их жизненного самоопределения, причинотклоняющегося поведения активно обсуждались П.П. Блонским, В. Н. Сорока-Росинским, А. Макаренко, А.А. Реаном, Б. Н. Алмазовым, А. Беличевой, Л. Я. Олиференко и др.

Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. М. 1998 [4].

Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, одно из важных мест занимают проблемы борьбы с такими аддиктивными явлениями как наркомания, алкоголизм, токсикомания. Эти отрицательные явления угрожают здоровью населения страны, а, следовательно, влияют и на национальную безопасность.

 Названные проблемы можно решить только совместными усилиями государственных органов власти, образовательных и медицинских учреждений, общественных организаций и семьи.

Так же одной из острых проблем на сегодняшний день становится проблема компьютерной зависимости детей в России. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. Она приобретает особую значимость в связи с высоким ростом развития компьютерных технологий. Не проходит безобидно влияние на развитие личности ребенка распространение компьютерных игр, популяризация социальных сетей. Всё это оказывает большое влияние на воспитательный процесс современного молодого поколения [3,1].

За последние годы существенно изменилась досуговая деятельность детей, практически отсутствует альтернатива времени, которое школьники проводят за компьютером. Всё это говорит о необходимости внедрения в школьную программу специального курса направленного на профилактику с компьютерной зависимостью.

В период прохождение производственной практики с 25 ноября по 27 декабря 2013 года на базе ГБОУ школы №495 Московского района нами было проведено исследование по профилактике компьютерной зависимости учащихся 5-6х классов в процессе обучения ОБЖ. Цель исследования заключалась в разработке мероприятий по профилактике компьютерной зависимости в курсе ОБЖ 5-6х классов. Задачи исследования:1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения подростков. 2. Изучить особенности профилактики в подростковой среде. 3. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению подростков. 4. Разработать профилактические мероприятия компьютерной зависимости в рамках курса БЖ в 5-6х классах.

В опросе принимало участие 22 ученика 5 класса, из них 10 мальчиков и 12 девочек, а так же 25 учеников 6 класса, из которых 11 девочек и 14 мальчиков. Всего участвовало 47 человек. Данные классные коллективы начали формироваться в 2007 и 2008 году. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается

На первом этапе был проведен анализ литературных источников по изучаемой проблеме, который показал, что в настоящее время действительно существует проблема компьютерной зависимости школьников. Подростки и дети не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика находится в напряжении, что выражается в появлении, тревоги, болезненного раздражения, нарушения сна, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания и естественный биоритм.

На первом же этапе исследования нами была использована шкала Интернет зависимости Чена, которая позволяет параллельно измерять специфические симптомы зависимости среди которых: толерантность, симптом отмены, компульсивности и в тоже время еще и исключительно психологические аспекты такие как: способность управлять собственным временем и наличие внутриличностых проблем [5, 6].

Анализ результатов шкалы Интернет - зависимости Чена показала следующие результаты:

Было выявлено, что у 53% школьников существует склонность к возникновению интернет - зависимого поведения; у 43% учащихся показан минимальный риск к развитию интернет - зависимого поведения, а у 4% уже существует сформированное интернет - зависимое поведение, что говорит о необходимости проведении профилактики на данной стадии с целью не дать развиться этой зависимости

Распределение результатов непосредственно по шкалам показало, что в зависимости от склонности к формированию аддиктивного поведения, у ребят недостаточный уровень развития коммуникативных способностей, существует тревога и навязчивые размышления о том что происходит в Интернете в случае его отсутствия (шкала симптомов отмены), желание пользования сетью увеличивается, несмотря на конфликтные ситуации дома (шкала толерантности), пренебрежение своим здоровьем, нарушение сна.

Все это говорит о необходимости формировать навык общения у детей, вовлекать их во внеклассную деятельность, предлагать альтернативу времени которое они могут провести в сети Интернет.

На основании полученных данных нами был проведен второй этап исследования, в ходе которого был разработан проект для учащихся 5- 6 классов по профилактике компьютерной зависимости.

Цель проекта: Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов, осознанный выбор безопасного поведения. Задачи проекта: 1. Активизировать размышления о значимости здоровья и здорового образа жизни. 2. Познакомиться с основными признаками и последствиями интернет - зависимости. 3. Познакомиться с правилами безопасного использования интернета. 4. Развить навыки безопасной работы с компьютером.

Для привлечения детей к дискуссии нами предполагалось проведение внеклассного мероприятия «Профилактика компьютерной и Интернет зависимости. История. Причины. Правила безопасности». После проведения внеклассного мероприятия нами предполагается проведение игры по станциям «Здорово жить в реальном мире!», для закрепления и актуализации полученных знаний. Так же для привлечения родителей к дискуссии мы разработали план родительского собрания «Безопасность ребенка в Интернете» с целью объединения усилий учителей и родителей по профилактике аддикций школьников, связанных с работой на компьютере.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- интегральный показатель наличия зависимости в исследуемой группе (т.е. склонность к возникновению Интернет - зависимого поведения у конкретной группы учащихся 5-6 классов) проявляется у 53% школьников. Это указывает на необходимость проведения профилактических мероприятий на данной стадии с целью не дать развиться этой зависимости;

- у школьников с выявленной склонностью к возникновению Интернет - зависимого поведения повышенным, является показатель шкалы симптомов отмены и шкалы проблем, связанных со здоровьем, а так же снижен уровень коммуникативных способностей;

- в программе школьного курса ОБЖ для 5х-6х классов информация представлена в минимальном объеме, и не несет в себе каких-либо навыков для борьбы с компьютерной зависимостью. На основании этих данных нами был разработан проект для учащихся 5- 6 классов по профилактике компьютерной зависимости, который включает в себя ряд мероприятий для активизации мыслительного процесса учащихся о значимости здоровья и здорового образа жизни, а главное развить навыки безопасной работы с компьютером;

- важным в вопросе реализации профилактики компьютерной зависимости у учащихся становятся аспекты формирования информационной культуры обучающихся [1] как необъемлемой части становления личности ребенка.

 

Литература:

1.      Арестова О.Н., Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский «Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия», Вестник Московского университета. – Сер. 14. – Психология. – 1996. – № 4. – С. 14–20.

2.      Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов Ребко Э.М., Федорова А.П. Молодой ученый. 2014. № 1. С. 566-568.

3.      Малыгин В. Л. «Интернет -зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика» / В. Л. Малыгин. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с. (75-78, 92-93 стр.)

4.      Менделевич В.Д. «Психология девиантного поведения», Издательство: Речь, Год: 2005, С. 445 (125-134 стр.)

5.      Учебное пособие для студентов факультета клинической психологии по дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»: «Интернет - зависимое поведение. критерии и методы диагностики»

6.      http://www.doctornik.ru/internet-zavisimost-podrobno

7.      Профилактика наркозависимости среди несовершеннолетних и молодежи
Соломин В.П., Макарова Л.П., Маликова Т.В., Матусевич М.С., Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М., Станкевич П.В., Тарасов А.М. учебно-методическое пособие / Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерной зависимости, профилактике компьютерной зависимости, компьютерной зависимости учащихся, Профилактика компьютерной зависимости, проблема компьютерной зависимости, Интернет зависимости, зависимости Чена, компьютерной зависимости детей, компьютерной зависимости школьников, зависимости учащихся 5-6х, Похожая статья, мероприятия компьютерной зависимости, процессе обучения, профилактики компьютерной зависимости, Интернет зависимости Чена, «Основы безопасности жизнедеятельности», компьютерной зависимостью, аддиктивного поведения, показатель наличия зависимости, формирования информационной культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос