Библиографическое описание:

Марченко Н. Л. Формирование здорового образа жизни на уроках истории // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 831-835.



Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Марченко Наталья Леонидовна, учитель истории

МБОУ «СОШ№ 7» (г. Абакан, Республика Хакассия)

 

Ключевые слова: здоровье, здоровье сбережение

 

Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень (1533 — 1592) французский писатель

Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса была, есть и будет актуальной во все времена. Современные ученики не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Поэтому перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников. Цели здоровье сбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требование: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а так же должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровье сберегающего обучения истории. Да здоровье, это драгоценность, которую нужно сохранить и это единственная ценность, которая есть у человека. В 5 классе учащийся впервые знакомиться с предметом историей- историей древнего мира, мира загадочного и очень далекого. Этот период развития человечества дал нам эволюцию от первобытно общинного человека к миру греческих полисов, в которых было развитие гармоничное, как физической культуры и интеллекта. И главным принципам было активный образ жизни человека до глубокой старости. Для достижения здоровье сбережения на уроках истории можно использовать учебный материал с валеологическим содержанием, путём использования исторических примеров с какими-либо сведениями о здоровье, о нормальных показателях здоровья. Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепляют знания о здоровом образе жизни. Вот пример такого урока истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в древности» (интегрированный урок с уроком физической культуры)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
  2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.
  3. Формирование ценностей здорового образа жизни, потребности в нём.
  4. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:

  1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
  2. Изучение новых понятий по данной теме.
  3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:

        рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;

        объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов, на что были направлены;

        назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

  1. Определять цель, проблемув учебной деятельности, выдвигать версии.
  2. Планировать деятельность в учебной ситуации.
  3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

  1. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
  2. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
  3. Доказывать, сравнивать, анализировать — выделять главное.
  4. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

  1. Оценивать свои и чужие поступки.
  2. Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

  1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
  2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование:

мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На наш сегодняшнюю встречу мы пригласили в гости, с горы Олимпа- бога Зевса, бога Посейдона и бога Аида. Встречаем их и просим занять свои почетные места. Фрагмент из фильма: « Путешествие в Элладу».c 1-5 минуту. Ребята какого из богов прославили мы сейчас с вами?

Ответ учащихся: « Зевса!»

Бог Аид: « Чем же знаменит бог Зевс?

Ответ учащихся: « Главный олимпийский бог, Бог грома и молнии»

Бог Зевс: «Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными»

Изучение Нового материала:

Старик опоздавший сценка ( все знаю правила приличия, но соблюдают их лишь в древней Спарте)

Постановка целей урока:

Учитель:Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем нашей встречи? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)

  1. История возникновения Олимпийских игр;
  2. Организация и проведение олимпиады;
  3. Знаменитые атлеты.
  4. И немного поговорим о здоровье — одной из главных ценностей человеческой жизни, источнике радости. И подтвердим высказывание древне- греческого философа Сократа : «Здоровье- не все, но всё без здоровья ничто»

Проблемное задание:

— Сегодня на нашей встрече, прослушав рассказы, поучаствуя состязаниях, проводя собственные исследования, к концу нашей встречи вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что здоровье- не все, но всё без здоровья ничто»?»

Бог Аид: «Ребята, я хотел бы вам рассказать, как из за какого события бог Зевс повелел устраивать Олимпийские игры, участниками, которых мы сегодня станем ( легенда об олимпийских играх стр.159)

Бежит глашатай с факелом (Я принес вам радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»).

Бог Аид: глашатай, что ты нам хочешь сказать своим призывом?

Учащийся:

  1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
  2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.
  3. Игры были честными.

Бог Аид: « Братья, а с праздником нас поздравить пришли нимфы и сатиры- танец учащихся

Работа с картой Слайд

Бог Аид

  1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался в Южной Греции на территории области — Эллида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

  1. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Местом их проведения была избрана Олимпия, так как до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

Бог Аид: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований.

Ученик По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить обще греческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, — преступником.

Ученик

Еще одна легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в Олимпии он совершил один из своих подвигов — вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

Бог Аид: «Ребята, а в каком году были устроены первые Олимпийские игры и кто мог участвовать в них?»

Ответ учащихся:

Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Бог Аид:

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

Бог Аид: «На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?»

Ученик: Это была легендарная Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры, когда все узнали, что на олимпийских играх присутствует женщина. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов!

Слайды. Пять незабываемых дней.

Команды: Спартанцы Афиняне

девиз: На щите или со щитом! Мы ловкие, умелые и здоровые

Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований:

Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.

Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Физкульт-минутка:

Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку. Представьте, как разминались атлеты, метатели копья, метатели диска, кулачные бойцы, борцы.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои

Пятиборье соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Работа с презентацией и текстом учебника. (с.157, 4 абзац)

  1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию — 192 м (от этого названия произошло наше слово — стадион).
  2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину
  3. Борьба — панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю.

4 — 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) — это гонки колесниц.

Они проходили в четвертый день соревнований.

Слайд

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничных, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение,

Проведения состязаний среди участников команды,

Каждое состязание учащийся.

5-й день Олимпиады.

В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды — венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Вручение венков, команде победителей

Выступление поздравление- учащихся 5 «Б»

Слайд

Бог Аид:

Слава о победителях переживала их в веках. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах, и узнаем, о ком греки складывали легенды.

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский (Сценка с получением венка), Полидам, Феаген

Учитель:

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

—Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена — французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили

IV. Закрепление изученного материала.

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

(можно использовать белые и черные карточки)

  1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере.
  2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.
  3. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
  4. Победителю в беге досталась главная награда — венок из золотых листьев.
  5. Пятиборье это бег, метание копья и диска, борьба, прыжки в длину.

Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока.

Слайд

Ученики называют факты, говорящие о том, что здоровье- не все, но всё без здоровья ничто?» Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение:

«Сегодня на уроке, я узнал, что….

Выставление оценок за урок.

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените, пожалуйста, сегодняшний урок. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке.

VI. Домашнее задание:

Слайд

Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ от имени участника или зрителя по теме: «Здоровье- не все, но всё без здоровья ничто»?»(в 4 в учебнике на стр. 154).

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидание

Песня «Олимпийский Мишка».

Вывод. Цель уроков обучения учащихся здоровому образу жизни — формирование у обучающихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие. Организация уроков по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач: -формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности; -выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

        закрепление гигиенических навыков и привычек;

        приобщение к разумной физической активности;

        обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

При построении уроков следует помнить, что:

        Необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут;

        Введение нового материала начинается на 10–12-й минуте; -Динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи;

        Домашнее задание дается творческого характера. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя— помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. . Значит, ребенку должно быть интересно на уроке.

 

Литература:

 

  1. АнтоноваЛ.Н. Психологические основания реализации здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л. Н. Антонова, Т. И.Шульга, К.Г.Эрдынеева.— М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с.— (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001–2005гг».).
  2. Воротилкина И. М.Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle