Библиографическое описание:

Бакиева И. А., Насиров С. М. Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 345-348.



 

В современном мире экономикой движут инновации, которые характеризуют процесс преобразования знаний и идей в востребованную потребителем ценность и приводят к повышению производительности, а, следовательно, к росту бизнеса. Инновационная активность является ключевым фактором динамичного развития и конкурентоспособности современной экономики. Если не было бы инноваций новые товары, новые услуги и новые бизнес-модели никогда бы не появились, а производители продолжали бы производить старые вещи старыми способами. Инновационными могут быть как товары и услуги для внешних потребителей, так и технологии, бизнес-модели, стратегии, организационные структуры, и процессы, обеспечивающие инновационное развитие собственного бизнеса.

Инновации — это процесс непрерывного экспериментального обучения, продуктом которого являются новые, использованные на практике, знания. Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат. [1 с. 13]В широком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых, прогрессивных технологий, видов продукции и услуг, а также организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и иного характера.

Как экономическая категория инновация представляет собой экономические отношения, возникающие между домохозяйствами, частным капиталом и государством по поводу создания и внедрения новых, прогрессивных технологий, новой продукции в условиях становления экономики знаний за счет привлечения как государственного, так и частного капитала. Если за счет инноваций предусматривается улучшение текущего положения мы сталкиваемся в случаем эволюционных инноваций, а если за счет инноваций создается нечто абсолютно новое в случаем радикальных инноваций.

Быть инновационным значит быть не таким, как все, извлекая из этого прибыль. Для получения прибыли важна достижения достаточного уровня развитости интеграции науки, образования и бизнеса. Так как инновации очень важны в жизни общества, постараемся анализировать инновационные процессы в нашей жизни с учетом их взаимодействие в сфере науки, образования и бизнеса.

Сначала рассмотрим роль и значение инноваций в каждой сфере, а потом будем анализировать их взаимодействие. Согласно современным концепциям для инновации в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, применимость в производстве, способность удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль.

Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Основной целью интеграции науки, образования и бизнеса является обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы страны на основе эффективного развития научно-образовательных структур как центров передовой науки, создания инноваций в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Инновации в области науки определены основных направлениях социально-экономической развитии стран. В качестве примера можем рассматривать основные меры, определенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В этой Концепции уделено внимание в первую очередь, на повышение эффективности функционирования сферы науки на основе оптимизации сети государственных научных организаций, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, повышения качества регулирования в данной сфере, которое должно обеспечить рост результативности научных исследований и разработок, эффективное использование бюджетных средств, их концентрацию в целях реализации на конкурсной основе перспективных программ и проектов в рамках приоритетных направлений развития науки. Кроме этого, уделено внимание на приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации, интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров, развитие материально-технической базы фундаментальной и прикладной науки. [2].

Инновационная стратегия стран, содержанием которой является создание механизмов «взаимодействие науки, образования и бизнеса», требует непрерывного притока специалистов высшей квалификации. В данном случае главной задачей выпускника является обеспечение внедрения готовой научной идеи в сферу практической деятельности.

Инновации в сфере образования — это процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект при решении актуальных проблем в этой сфере. Наиболее важная особенность инноваций в сфере образования — приносимая ими ценность. Ценность определяется: качеством и уникальностью подготавливаемых кадров, насколько они удовлетворяет нужды общества или решает ее проблемы дополнительными выгодами, связанными с реализацией инновации. Инновационная деятельность работника образовательного учреждения характеризует качественную составляющую его профессионального труда, т. е. нацеленность его на создание и использование инноваций в своей работе.

Результат инновационной деятельности в сфере образования обеспечивает дополнительную по сравнению с предшествующим организационно-экономической формой экономическую или общественную выгоду.

Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового подхода к образовательным услугам. Задача создания инноваций в сфере образования — наиболее эффективное удовлетворение социальных потребностей индивидов или групп. В этом отношении социальные инновации должны быть направлены, прежде всего, на внешних пользователей — клиентов.

Основные шаги по реализации инновационной функции в образовательной системе уже предпринимаются, и как показывает анализ в правильном направлении. Основная задача довести благие начинания до логического завершения и не перестараться в какой-либо одной области. Вместе с тем, существуют актуальные проблемы, связанные с использованием инноваций в системе образования, и, прежде всего, в системе высшего профессионального образования, при подготовке конкурентоспособного специалиста.

К недостаткам инновационного обеспечения системы высшего профессионального образования следует отнести низкую инвестиционную привлекательность системы образования, что ведет к снижению конкурентоспособности образования некоторых стран, например, России на мировом рынке образовательных услуг. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3 % — 0,5 %, в то время как доля США — 36 %, Японии — 30 %, Германии — 17 % [3].

Хотя инновации в сфере науки и образования являются отправной точкой, без предпринимательской активности никакой потребительской ценности создано не будет.

В современных условиях лидерами на рынке становятся фирмы, которые вводят инновации быстрее конкурентов. Это значит, что в первую очередь важны ввод предпринимателем своего мастерство и умение создавать инновационные бизнес-модели, предпринимательского лидерства, а также других инструментов превращения идей в успешный бизнес.

Ключ к успеху инноваций — не просто творчество, а предпринимательское творчество. Рассмотрим это в следующем условном примере. Предположим, если в какой –либо стране уровень изобретательности равен 100 %, а уровень предприимчивости изобретателей равен 15 %, то коэффициент инновационной активности в данной стране 1×0.15=15 %. Если рыночно развитых странах уровень изобретательности в 5 раз меньше, чем в данной стране, т.е 20 %, но уровень предприимчивости изобретателей равен 100 %, то и уровень инновационной активности у них на 5 % выше, чем в данной стране, т.е 0.2×1=20 %. Для того, чтобы достичь до уровня рыночно развитых стран, в данной стране надо поднять уровень предприимчивости изобретателей до 20 %, а для того, чтобы обгонять их хотя бы до 21 % при неизменности этого уровня рыночно развитых странах.

Решение данной задачи позволит своевременно и гибко реагировать на потребности рынка в передовых технологиях и наукоемкой высокотехнологичной продукции, ускорить ее создание и производственное освоение, обеспечить повышение уровня инновационной активности и конкурентоспособности экономики страны за счет эффективного использования инновационного потенциала малого предпринимательства и удовлетворения спроса на инновации со стороны крупного бизнеса.

Выход из создавшегося положения видится в преобразовании высших учебных заведений в инновационные университеты предпринимательского типа, представляющие собой научно-образовательные комплексы, в которых органично соединены научно-образовательные и бизнес-структуры. [4 С.12–23].

Учитывая, что в Узбекистане свыше 60 процентов — это молодежь в возрасте до 30 лет проблемы, связанные с реформами и модернизацией во всех сферах, в том числе и сфере образования становятся необходимыми.

Хотя за истекшие годы проделана огромная по масштабам и глубине работа по кардинальному обновлению и реформированию сферы науки, образования и бизнеса, несмотря на это, укрепление научного потенциала высших учебных заведений и интегрирование учебного процесса с инновационной деятельностью и бизнесом, как и в других странах СНГ, так и в Узбекистане не теряет свою актуальность.

Узбекистан на сегодняшний момент обладает всеми возможностями для устойчивого развития науки, образования и частного бизнеса, что становится залогом её будущего процветания. Повышение научную подготовленность национальных кадров, укрепления взаимодействие науки, образование и частного сектора с учетом повышения качества научных исследований, квалификации специалистов с высшим образованием и применимости научных разработок в практике предпринимательской деятельности считаются приоритетными направлениями активизации инновационных процессов в Узбекистане.

В заключении можем сказать следующие предложения по поводу укрепления взаимодействия науки, образования и бизнеса:

        всесторонне изучение международного опыта по укреплению связи между наукой, образованием и частным бизнесом для внедрения и реализации в практике стран СНГ, в том числе Узбекистане с учетом международных стандартов и национальных особенностей;

        эффективное финансирование науки и образования для достижения большей эффективности и результативности взаимодействия науки, образования и частного бизнеса;

        расширение внебюджетной деятельности научных учреждений, высших учебных заведений и привлечение средств частного бизнеса для обеспечение самофинансирования жизнедеятельности бюджетных учреждений путем заключение комплексных договоров стратегического сотрудничества между учреждениями и представителями частного бизнеса;

        совершенствование научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений для укрепление связей образования с наукой;

        достижение максимально возможного в современных условиях уровня материально-технического обеспечения учебного — научного процесса в высших учебных заведениях.

        высшие учебные заведения должны одновременно заниматься и фундаментальной наукой, и прикладной наукой через сотрудничество с бизнесом.

        позитивным результатом попыток сотрудничества бизнеса и высших учебных заведений расширяются, потому что высшие учебные заведения при подготовке специалистов учитывают нужды бизнеса, а представители частного бизнеса приходя в высшие учебные заведения, развивают там собственные образовательные курсы.

 

Литература:

 

  1.                Минниханов Р. Н., Алексеев В. В., Файзрахманов Д. И., Сагдиев М. А. Инновационный менеджмент, 2003
  2.                Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.http://www.google.com
  3.                Хватова Т.Ю, Национальные инновационные системы зарубежных стран: цели и стратегии развития — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — С.212.
  4.                Илышев А. М. Проблемы трансформации крупного технического вуза в инновационный университет предпринимательского типа (взгляд изнутри) / А. М. Илышев, Н. Н. Илышева, И. Н. Воропанова // Инженерное образование. 2004. № 2

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle