Библиографическое описание:

Абрамян Г. А. Значение показателей ликвидности и платежеспособности предприятия в условиях ужесточения требований к оценке его кредитоспособности // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 193-195.

 

Одной из главных задач финансового управления на любом предприятии является обеспечение беспрерывного пополнения оборотных средств, что позволит своевременно производить расчеты с контрагентами и не нарушать производственный цикл. Соответственно, для большинства предприятий характерна постоянная потребность в повышении финансовой обеспеченности на приемлемых условиях, к которым следует отнести:

        низкая процентная ставка;

        удобный график погашения (отсрочка платежей по основному долгу);

        минимальное залоговое обеспечение.

Учитывая, что основным источником пополнения оборотных средств для предприятий в современных условиях является банковский кредит, предприятию необходимо постоянно поддерживать ключевые финансовые показатели на должном уровне, чтобы соответствовать требованиям коммерческих банков к своим заемщикам.

В то же время вследствие ухудшения состояния кредитных портфелей едва ли не всех российских коммерческих банков (см. рисунок 1) к предприятиям предъявляются все более жесткие требования к их финансовой устойчивости при оценке кредитоспособности.

Рис. 1. Динамика суммы просроченной задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего бизнеса за период с 2009 по 2014 годы [1]

 

Непосредственно сама система оценки кредитоспособности заемщиков-предприятий, как правило, состоит из следующих этапов [2]:

  •        анализ документов заемщика на полноту и достоверность;
  •        анализ общей информации о заемщике (деловая репутация, степень зависимости от аффилированных лиц и самостоятельность в принятии решений, участие в судебных разбирательствах);
  •        анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика, в т. ч.:

          анализ рынка, на котором работает заемщик (экономическое состояние отрасли, доля данного предприятия на рынке, политика предприятия в области ценообразования, устойчивость спроса на продукцию, динамика развития предприятия в отрасли, экономические перспективы региона, в котором находится заемщик),

          анализ выручки от реализации продукции,

          общий анализ активов и пассивов,

          анализ рентабельности,

          анализ показателей ликвидности,

          анализ показателей финансовой устойчивости,

          анализ движения денежных средств,

          анализ задолженности перед бюджетом и другим обязательным платежам,

          анализ качества управления и деловых связей заемщика.

          анализ кредитуемой хозяйственной операции;

          анализ предлагаемого обеспечения,

          анализ источников погашения обязательств перед банком;

          оценка кредитного риска заемщика.

Стоит отметить, что все вышеуказанные элементы анализа кредитоспособности актуальны и важны при работе банка с заемщиком. Но в современных условиях именно ликвидность и платежеспособность как показатели кредитоспособности выходят на первый план по значимости, так как именно эти показатели позволяют оценить финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы — ведь кредиты, выдаваемые на пополнение оборотных средств, носят краткосрочный характер и, как правило, их срок не превышает одного года. Именно ликвидность и платежеспособность в наиболее общем виде характеризуют способность предприятия в полном объеме производить расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами и кредиторами.

Прежде всего заметим, что ликвидность и платежеспособность — это различные, хотя и взаимосвязанные, характеристики.

Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличия у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Иными словами, ликвидность означает формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами. Под ликвидностью же отдельно взятого актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, на протяжении которого эта трансформация может быть осуществлена [3].

Платежеспособность, в свою очередь, означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения [3]. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются [7]:

          наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

          отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Следовательно, говоря о ликвидности и платежеспособности предприятия как характеристиках его текущего финансового состояния, целесообразно сопоставлять краткосрочные обязательства с оборотными активами как реальным и экономически обоснованным их обеспечением.

Соответственно, кредитные инспекторы при анализе кредитной заявки тщательнейшим образом рассчитывают ряд показателей, количественно выражающих степень ликвидности и платежеспособности предприятия. Эти показатели могут быть как абсолютными, так и относительными [4]. Из абсолютных основным является показатель, характеризующий величину собственных оборотных средств (WC). Наиболее распространенный алгоритм расчета показателя WC, используемый коммерческими банками, таков:

WC= CA–CL,

где СА — оборотные активы;

СL — краткосрочные обязательства.

Экономическая трактовка индикатора WC может быть и такой: он показывает, какая сумма оборотных средств останется в распоряжении предприятия после расчетов по краткосрочным обязательствам [4]. Данный показатель позволяет составить банку представления о наличии у предприятия необходимой для потенциального погашения кредита свободы маневра и финансовой устойчивости с позиции краткосрочной перспективы.

К относительным показателям ликвидности относят [5]:

          коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам);

          коэффициент быстрой ликвидности (отношение суммы дебиторской задолженности и денежных средств к краткосрочным обязательствам);

          коэффициент абсолютной ликвидности/платежеспособности (отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам).

Вышеперечисленные показатели являются ключевыми для оценки ликвидности и платежеспособности. Стоит отметить, что кредитные инспекторы проводят оценку ликвидности и платежеспособности предприятия достаточно осмысленно. Например, если величина собственных оборотных средств отрицательна, то финансовое положение предприятия в краткосрочной перспективе рассматривается как неблагоприятное, при этом расчет коэффициентов ликвидности уже не проводится.

Необходимо отметить, что краткосрочная задолженность предприятия погашается им различными способами, например, за счет реализации внеоборотных средств. Вместе с тем понятно, что вынужденная распродажа основных средств для погашения текущей кредиторской задолженности нередко является свидетельством предбанкротного состояния и потому не может рассматриваться коммерческим банком как нормальная операция, обеспечивающая необходимый уровень ликвидности предприятия. Таким образом, среди большого количества направлений и средств повышения ликвидности и платежеспособности предприятия необходимо выбрать именно те, которые не вызовут сомнения у коммерческого банка с точки зрения сохранности механизмов бесперебойного осуществления его операционной деятельности. К таким направлениям можно отнести [6]:

          создание четкого и детального плана по оперативному внутреннему анализу текущей платежеспособности, ежедневному контролю за поступлением средств от продажи продукции, погашения дебиторской задолженности и прочими поступлениями денежных средств, а также по контролю за выполнением платежных обязательств перед поставщиками, банками и прочими кредиторами;

          достижение сбалансированности денежного потока, которое заключается в комплексе мероприятий как по ускорению привлечения денежных средств, так и по замедлению их выплат.

Очевидно, что именно на показатели ликвидности и платежеспособности и следует акцентировать внимание предприятиям, для того чтобы быть благонадежным заемщиком для любого коммерческого банка. Это обусловлено их большим влиянием на текущее финансовое положение, что в условиях ужесточения требований к кредитоспособности заемщиков со стороны кредиторов, становится однозначно необходимым элементом финансового планирования на любом предприятии.

 

Литература:

 

  1.                Официальный сайт Центрального Банка РФ (http://www.cbr.ru/)
  2.                Абрамян Г. А. Концептуальная модель оценки кредитоспособности малых и средних предприятий как инструмент модернизации системы кредитования [Текст] / Г. А. Абрамян // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 21 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 190–196. — ISBN 978–5-906626–95–0.
  3.                Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001.
  4.                Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий): учебник. — Москва: Проспект, 2015. — 352 с.
  5.                Г. В. Савицкая. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; учебник. 5-е издание. –М.;Инфра-М, 2010.-525с.
  6.                Гинзбург А. И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий: учебное пособие / А. И. Гинзбург — Спб.: Питер, 2011. — 180с.
  7.                Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л. Н. Чечевицина. — Ростов-н/Д, Феникс, 2011. — 262с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle