Библиографическое описание:

Мазурик М. И. Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 474-477.

 

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в современной дошкольной образовательной организации, рассмотрено проектирование, как технология социального воспитания.

Ключевые слова: проектная деятельность, ФГОС дошкольного образования, образовательные и воспитательные возможности ДОО, развитие детей, сотрудничество взрослого и ребёнка, образовательный результат.

 

Современное развитие качественного образования невозможно без построения следующих элементов: преддошкольного, дошкольного, школьного и высшего образования. Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении является одним из элементов современной системы образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266–1 сформулированы принципы государственной политики в области образования «общедоступность образования, адаптированность системы образования, к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников» (статья 2). Социальная политика государства в сфере образования ориентирована на развитие преддошкольного образования, что является наиболее эффективным с точки зрения социально-педагогического проектирования долгосрочных социальных и образовательных программ.

Отечественная педагогика большое внимание уделяет исследованиям процессов педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды.

Приоритетными направлениями в области социальной педагогики являются исследования в области социального развития, социальной адаптации детей, социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Адаптация в научных исследованиях рассматривается в четырех основных аспектах: медико-биологическом (Р. М. Баевский, А. А. Солнцев, Р. В. Танкова-Ямпольская), психологическом (Г. М. Андреева, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Л. Колберг, Р. Мертон, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), социологическом (Дж. Г.Мид, Т. Парсонс), педагогическом (Р. К. Айсина, Н. М. Аксарина, Л. Н. Галигузова, О. И. Давыдова, А. В. Иванов, И. А. Липский, А. В. Мудрик, С. Л. Новоселова и др.).

Социально-педагогическое проектирование является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Таким образом, педагогическое проектирование — это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Вместе с тем в условиях развития системы дошкольного образования, большое внимание уделяется проблемам обеспечения стандарта качества дошкольного образования. Прежде всего, формированию в ДОО образовательного пространства, стимулирующего детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка.

Тем самым использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Метод проектов рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реализация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются собственные проблемы.

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые — педагоги Т. А. Куликова и О. И. Давыдова.

Т. А. Куликова к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени [3, с. 48].

О. И. Давыдова педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта [2, с. 48].

В современных педагогических исследованиях, например, в работах Е. С. Полат [8], проектная деятельность трактуется как интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, ценностно -ориентационной, преобразовательной, коммуникативной деятельности: изучаются вопросы формирования инициативы в игре, в общественно полезной деятельности.

И. В. Никитина в своем исследовании проектной деятельности как средства организации образовательной среды определяет воспитательный проект как дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию музея или в собственное, авторское направление в работе.

Как показывает практика, управление оказывает эффективное, целенаправленное и регулирующее воздействие на развитие дошкольной организации лишь при условии, если одним из управленческих инструментов является проектирование. Это означает, что развитие дошкольной организации обеспечивается посредством решения возникающих в процессе социальной жизнедеятельности различных проектных ситуаций, связанных с созданием новых или модернизацией уже существующих видов деятельности, что само по себе определяет направления, который могут иметь прогрессивный характер.

Следовательно, проектирование образовательной программы является источником формирования содержания дошкольного образования, с одной стороны, и конечных результатов его освоения — с другой. В данном случае, необходимо учитывать специфику дошкольного образования, основанного на признании самоценности дошкольного периода детства, его роли в развитии личности [3, с.77].

Проектирование содержания образовательного процесса на основе ФГТ складывалось из следующих шагов: — проектирование образовательного процесса на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей; — тема — общий смысловой контекст содержания. При этом особого внимания заслуживает организация единого образовательного пространства: взрослые и ребенок.

С введением федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования (далее — ФГОС ДО) задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

В дошкольной организации воспитание и развитие ребенка происходит, прежде всего, в контексте игры, а также в других формах совместной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, что напрямую определяет структуру и содержание деятельности педагога дошкольного образования. Миссией педагога является обеспечение оптимальных условий для успешного воспитания, развития, социализации ребенка на этапе дошкольного детства. Таким образом, образовательная программа является ключевым документом, определяющим для каждой конкретной образовательной организации, организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются умения, свидетельствующие о позитивной роли проектирования в развитии личности:

          исследовательские (умение осмыслить задачу, умение генерировать идеи, выдвигать гипотезы, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение искать информацию и добывать знания; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение проектировать процесс);

          коммуникативные (умение вступать в диалог; умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; владение монологической речью; умение презентовать идею и варианты решения поставленных проблем).

В соответствии с поставленными задачами используются технологии социального воспитания, способствующие организации и реализации проектной деятельности, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности и целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте.

В современной педагогике определены следующие технологии проектной деятельности: вербальный метод; демонстрация; практический метод; метод наблюдения; самостоятельная работа с информацией; метод упражнений; исторический метод. Данные, определенные нами методы, соответствующим образом влияют на технологии обучения.

Последователи научной школы В. И. Слободчикова развивают представление о процессе проектирования на основе выделенных ими базовых этапов, концептуализируя то общее дело, которое совершается в некотором социокультурном пространстве [1]. Концепция представляет собой совокупность разнопрофессиональных, разнопредметных взглядов на исходный замысел (идею) и разнопозиционных отношений к нему; программирование совокупности видов деятельности в своей логической и временной последовательности, имеющих как основу предшествующую концептуальную разработку; планирование действий по реализации проекта.

Таким образом, к использованию социального проектирования как педагогической технологии имеет смысл предъявлять требования, соотносимые с использованием метода проектов в образовании: наличие социально значимой проблемы, для решения которой требуются интегрированные знания; высокая значимость (практическая, теоретическая, познавательная) предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность субъектов проектирования (индивидуальная, парная, групповая).

 

Литература:

 

  1.                Бережнова О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения Управление дошкольным образованием М.: № 5 2014г,С. 35
  2.                Куликова, Т. А. Ребенок и взрослые в едином образовательном пространстве/ Куликова Т. А.// Ребенок в современной образовательной среде: материалы научно-практической конференции МГПУ. — М.: МГПУ,2011.- С.148–153
  3.                Майер А. А., Давыдова О. И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-288 с.
  4.                Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle