Библиографическое описание:

Уланова С. Л. Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 30-33.

 

Современным обществом востребована личность, способная творить и оценивать прекрасное в искусстве. В педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического и творческого развития детей. В работах А. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова установлено, что дети способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между ними, отражать их в образной форме. Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, планировать свою творческую деятельность [5, с. 9]. Отсюда вытекает необходимость уроков не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в частности декоративно-прикладным искусством.

Проблема творческого развития детей средствами искусства исследовалась Д. Б. Богоявленской, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготским, А. А. Мелик-Пашаевым, С. А. Рубинштейном, Б. М. Тепловым и другими. Отечественные ученые доказали, что развитие творческих способностей детей происходит при овладении ими общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Таким эффективным обучением является обучение технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

В школьной практике знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует определенной подготовки. Народная пластика – это образы, близкие мировосприятию и мироощущению младшего школьника, это художественный язык, доступные их пониманию и усвоению. Практика доказала, что именно с игрушки начинается эстетическое освоение младшими школьниками окружающего мира. Через народную игрушку ребенок связан с наследием окружающего мира, с добротой, народной мудростью.

Влияние декоративно-прикладного искусства и декоративной деятельности на воспитание детей дошкольного возраста рассматривалось исследователями в разных аспектах.

Так, А. А. Грибовская, Ю. В. Максимов, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. А. Флерина считали декоративное творчество важным средством художественного развития детей.

Использованию декоративных образцов как средству эстетического развития дошкольников значительное внимание уделяли Р. С. Зырянова, Т. С. Комарова и другие.

Т. С. Комарова глубоко исследовала проблему развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, необходимой для любой деятельности, в том числе декоративной, и ручного художественного труда [4]. Т. С. Комаровой определено содержание работы по формированию детского творчества средствами народного декоративно-прикладного искусства по трем направлениям:

1. Обогащение представлений детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства: некоторые сведения о промысле, материале, характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения и узора и др.). Детей учат рассматривать предметы, узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводят к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

2. Обучение детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами работы народных мастеров. На данном этапе развивают умение составлять на бумаге узоры разной геометрической формы, украшать объемные предметы (лепка, готовые формы – стаканы, тарелки из бумаги, предметы из папье-маше и пр.), используя элементы геометрические и растительные, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные); изготавливать глиняные игрушки, изучать особенности технологии этого изготовления.

3. Формирование декоративного творчества при знакомстве с народным искусством, при обучении рисованию, лепке (из пластилина, теста, глины), аппликации.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире.

Развивая детское декоративное творчество, детей знакомят с определенным видом декоративно-прикладного искусства (его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами), с различными видами орнаментов (геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным); учат законам построения различных композиций.

Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Он возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятка (ныне территории г. Кирова).

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка отличается предельной простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи – процесс занимательный и творческий, никогда не повторяющийся. По мнению Н. Шмыревой, «нет двух абсолютно одинаковых изделий – каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима» [3, c. 125].

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Если раньше много времени тратилось на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус – готова юбка барыни. Она полая, внутри со стенками толщиной 4–6 мм. Стенки конуса выравнивают – вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик голову. Все выполняется из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают дымковскую игрушку деталями – кокошником, муфтой, сумочкой, собачкой, косичкой, шляпкой и т. д. [2, с. 69].

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной – светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700-900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). После печи заготовка получается коричнево-красной.

Финальная часть процесса изготовления дымковской игрушки – роспись. Для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность [1, с. 35].

Обучение младших школьников технологии изготовления дымковской игрушки может быть успешным, если соблюдать следующие условия:

– учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

– раскрывать для учащихся особенности технологии изготовления дымковской игрушки;

– создавать эмоциональный комфорт и творческую обстановку на уроках изобразительного искусства;

– адаптировать методику обучения технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Для реализации методики обучения младших школьников изготовлению дымковской игрушки предлагаются следующие обучающие занятия:

1. Урок на тему: «Дымковская игрушка».

Целью данного урока было познакомить учащихся с дымковской игрушкой. В число задач урока вошло: знакомство детей с историей развития дымковской игрушки; эстетическое развитие детей; формирование представлений учащихся о технологии изготовления дымковской игрушки; воспитание интереса к изобразительному искусству.

2. Урок на тему: «Путешествие в город мастеров: Дымковская игрушка и технология ее изготовления». Целью урока было знакомство учащихся с технологией изготовления дымковской игрушки. В число задач урока вошло: создание художественного образа; развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся; развитие представлений учащихся о технологии изготовления дымковской игрушки; воспитание усидчивости, воли, художественного вкуса.

3. Урок на тему: «Орнамент дымковской игрушки». Целью урока было знакомство учащихся с выполнением орнамента дымковской игрушки. В число задач урока вошло: обучение росписи дымковской игрушки узорами; развитие чувства цвета при составлении узора дымковской игрушки, воображения; закрепление знаний детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом; воспитание самостоятельности и творчества.

В ходе данных уроков большой акцент был сделан на обучении учащихся технологии изготовления дымковской игрушки, на выработке знаний об истории дымковской игрушки, особенностей ее обжига, росписи, характерных деталей народного промысла. В ходе уроков дети изучают отличительные особенности деталей дымковской игрушки: раньше они могли издавать шум (свист, грохот, треск и пр.). Считалось, что злые духи, таким образом, изгонялись из дома, с полей, огородов. Дети узнают, что дымковская игрушка – одна из разновидностей шумовых инструментов, что значительный слой дымковской игрушки составляют свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных, – небольшие по размеру фигурки.

Учащиеся усваивают отличительные черты дымковской игрушки: специфические стилизованные формы; белый фон; яркая раскраска; способность издавать шум, свист (по возможности).

Процесс изготовления дымковской игрушки младшими школьниками проходит в два этапа: создание собственно формы; раскраска формы.

Дети учатся выполнять дымковскую игрушку средствами лепки из различных материалов: художественной глины, пластилина, самозатвердевающей полимерной глины, соленого теста.

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства реализовывается творческой деятельностью учащихся в ходе следующих этапов:

– выбор образца дымковской игрушки, готового изделия (выбранные образец дети мысленно членили на составляющие, выделяли основу, оценивали форму и т. д.);

– создание основы дымковской игрушки (туловища животного или человека). Основу создают из комка глины шарообразной формы. Сначала скатывают шарик нужного размера, затем вытягивают, стягивают, сплющивают его в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки;

– изготовление придатков (выработка навыка работы с глиной);

– соединение придатков с туловищем дымковской игрушки (для этого «конечности» дымковской игрушки прижимают к ее туловищу; затем с помощью воды создают плавный переход между придатками и туловищем игрушки);

– соединение придатков с туловищем дымковской игрушки (для этого «конечности» игрушки прижимают к ее туловищу, а потом, с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создают плавный переход между придатками и туловищем игрушки);

– оформление украшений дымковской игрушки (колечек, шариков, колбасок, канавок). Осуществляется сушка готового изделия, затем дымковская игрушка красится в яркие цвета (красный, синий, желтый, оранжевый, белый, зеленый).

Итак, в процессе обучения технологии изготовления дымковской игрушки младшие школьники получают необходимые знания о ее истории, способах и этапах выполнения, навыки работы с глиной, представления о технике безопасности и личной гигиены при работе с инструментами; узнают о специфике образов и цветовой окраске дымковской игрушки, а также проявляют интерес к изготовлению дымковской игрушки, эмоционально-эстетическую отзывчивость на изделия дымковского народного промысла.

 

Литература:

  1. Бурлакова, А. М. Дымковская игрушка / А. М. Бурлакова // Начальная школа. – 2011. – № 10. – С. 34 – 36.
  2. Горожанина, С. Дымковская игрушка / С. Горожанина // 60 лет не возраст. – 2011. – № 4. – С. 67 – 70.
  3. Шмырева, Н. Знакомим с дымковской игрушкой: средний дошкольный возраст / Н. Шмырева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 125 – 128.
  4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: кн. для педагога / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 120 с.
  5. Мелик-Пашаев, А. Истоки и специфика детского художественного творчества / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. – 2014. – № 5. – С. 8 – 12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle