Библиографическое описание:

Брюханова И. И., Пантыкина В. М. Проект «Здоровье детей в наших руках» // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 430-433.

 

  1. Актуальность.
  2. Цель и задачи.
  3. Сроки и этапы реализации.
  4. Формы работы с родителями.
  5. Предполагаемый результат.
  6. Список литературы.
  7. Перспективный план проекта.

Актуальность проекта:

После обследования детей старшей группы у многих выявлен низкий уровень физического развития и физической подготовленности.

Цель: Организация условий по созданию здоровьесберегающей среды в подготовительной группе.

Сохранение и укрепление здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

Формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

        Снизить процент детской заболеваемости.

        Повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

        Приобщить родителей и детей к здоровому образу жизни.

        Оказать всестороннею помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ.

        Повышение педагогической культуры родителей.

        Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

        Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.

        Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.

        Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование готовности к здоровьесбережению детей будет более эффективным, если: определены и включены в деятельность основные принципы (педагогической целесообразности, гуманистической направленности, непрерывного развития, системности и последовательности, сознательности и активности, комплексного подхода, целостности, самостоятельности), в процессе которые обеспечивают формирование готовности к здоровьесбережению детей дошкольного возраста;

Сроки и этапы реализации проекта:

Подготовительный этап — (сентябрь 2015 года)

Основной этап — (октябрь — декабрь 2015 года)

Обобщающий этап — (май 2016 года).

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, семинаров практикумов, консультаций.
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  3. Консультативная работа (использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах).
  4. Использование Интернет-ресурсов (размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия).
  5. Организация индивидуальной и групповой работы.
  6. Анкетирования родителей.
  7. Участие родителей в конкурсах.
  8. Дни открытых дверей.
  9. Показ занятий для родителей.
  10. Совместные занятия для детей и родителей.
  11. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора по физической культуре, медицинской сестры).
  12. Организация совместных дел.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». (Жан Жак Руссо)

Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Одной из основных задач физического воспитания развития дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. Обеспечить здоровье ребенку в дошкольном возрасте — значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем.

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад — это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии — нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Анкетирование родителей в нашей группе по вопросам педагогической компетентности в физическом воспитании детей показало, что только 37 % родителей уверены в своих знаниях, 22 % постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 41 % испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию. Но все родители хотят, чтобы их дети занимались спортом, но сами никаких действенных мер для возникновения интереса у детей к спорту не предпринимают.

Интерес родителей к спорту — в основном созерцательный: просмотр спортивных телепередач, посещение стадионов. И только 5 семей своим личным примером увлекли детей спортом. Физическое воспитание в обследованных семьях характеризуется ярко выраженной пассивностью родителей в организации двигательного режима детей, в неумение самих детей самостоятельно заниматься играми, спортивными развлечениями. Хотя все родители знают и правильно оценивают физическое воспитание для здоровья и развития детей, но своим примером не поддерживают и не развивают естественную потребность к движению. Это означает, что нам сотрудникам детских учреждений необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, как передачу теоретических знаний, так и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также распространение положительного семейного опыта воспитания детей.

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные, деловые контакты с взрослыми, участвующими в процессе воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.

Первый этап — знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.

Второй этап — знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка.

Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого необходимо использовать такой метод, как анкетирование, которое помогает:

        получить информацию о ребенке, о его жизни в семье;

        обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду;

        анализировать качество проводимой работы с родителями — насколько усилия педагогов детского сада помогают родителям и детям в воспитании здоровых детей.

Третий этап — формирование установки на сотрудничество.

Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка; ознакомление родителей с результатами обследования детей; индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки; открытые занятия

Четвертый этап — организация открытых мероприятий. Причем родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребенка.

На этом этапе предлагаем следующие формы работы: совместная спортивная деятельность с детьми и родителями — занятия, развлечения, походы, Дни здоровья и т. д.; консультационная помощь специалистов; составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно со специалистами и родителями.

Ознакомившись с условиями жизни семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к здоровому образу жизни условно делятся на следующие группы.

К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

Родители, относящиеся ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но не хватает им знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.

Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе воспитателей с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в садовских соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований — они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре. Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества. Большой эмоциональный отклик вызвал совместный спортивный праздник «Сочи 2014год», праздник посвящённый дню Защитника Отечества. Он проходил в форме соревнований между командами. Дети старались не отставать от взрослых, показывали хорошие результаты, радовались успехам своих родных. В своей работе мы используем и нетрадиционные формы проведения развлечений. Хорошей традицией нашей группы стало приглашение родителей на встречу с детьми «Гость группы». Примером таких встреч можно назвать «Витамины на грядке», когда мама Ангелины К. рассказала о том, где живут витамины, познакомила детей с рецептами некоторых полезных салатов, поиграла в игры «Консервируем на зиму», «Угадай на вкус», «Разрезные картинки». Дети делились впечатлениями с родителями и сверстниками. На развлечение по теме «Поговорим о спорте» мы пригласили бывшую выпускницу детского сада Сабину Р.(мастер спорта по борьбе по дзюдо). Она рассказала о видах спорта, познакомила с формой дзюдо, принесла значки, вымпелы, кубки, вместе с детьми поиграла в подвижные игры. Дети остались под большим впечатлением от этой встречи.

В группе нами создано сообщество «Дети — родители — педагоги», которое успешно действует на протяжении 3 лет.

В работе с родителями мы сделали упор не только на пропаганду здорового образа жизни, но и на духовное, нравственное воспитание детей. Семья — оплот общества, это наследница нравственных, духовных обычаев и ценностей. В семье проходит вся жизнь ребенка и, поэтому, родители — пример для своих детей. Семья играет центральную роль в сознании ребенка, задача воспитателя помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и именно отец ответственен за воспитание детей.

Ведущая роль в нравственном воспитании ребенка отводится семье. Отец — глава семьи, модель его поведения формирует в детях самостоятельность, эмоциональную устойчивость и духовную целостность. Мужественность усваивается в обыденной жизни от отца. У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите, в его обществе, в его любви. Важно, чтобы дети имели возможность проводить достаточно времени с отцом, ощущать его участие, доброту и, по возможности, помогать ему.

Вовлечение отцов в процесс нравственного воспитания дошкольников через нетрадиционные формы работы на основе православной культуры. Работа с папами строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей, на возрождении наиболее ценных народных и православных традиций. В своей работе опираемся на те семьи, которые могли бы служить примером для подражания, стать союзником. Один раз в месяц приглашаем пап провести с детьми совместные мероприятия: подвижные игры, спортивные развлечения и т. д. Но при этом на мероприятия приглашались малоактивные папы, которые перенимали успешный опыт родителей по взаимоотношению со своим ребенком.

Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Результативность проекта:

                     Сформированы навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

                     Разработан цикл занятий по теме: «Забота о здоровье — это важнейший труд родителей».

                     Составлено перспективное планирование по здоровьесбережению

                     Создали цикл консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.

                     Улучшились показатели здоровья детей (с 37 % до 94 %)

  1. Развлечение: «Мужской подход к физическому воспитанию ребенка»

Цель: Повысить уровень компетентности отцов в вопросах создания позитивного психологического климата в семье. Содействовать осознанию особенностей мужского воспитания, его влияния на формирование у ребенка определенных качеств личности и особенностей мировоззрения.

Привлечь малоактивных пап к здоровому образу жизни на примере родителей занимающих спортом.

  1. Развлечение «Сто детей для ста друзей»

Цель: Привлечь малоактивных пап к здоровому образу жизни на примере родителей занимающих спортом.

  1. Развлечение: “Здоровье — главная ценность человеческой жизни”

Цель: Воспитание потребности в занятиях физической культуры

  1. «Я здоровье берегу –сам себе я помогу»

Цель: Формировать у детей и родителей потребность к здоровому образу жизни; Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.

  1. Спортивные мероприятия и конкурсы: «Мама, папа, я — спортивная семья», Талисман здоровья нашей семьи — «Мой папа»

Цель: Продемонстрировать силу, ловкость и выносливость отцов, их умение прийти на помощь ребенку. Воспитывать взаимовыручку и умение действовать в команде. Пропаганда активного, здорового семейного отдыха. Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между родителями и педагогами в воспитании детей.

  1. Развлечение: «К здоровью вместе с папой и мамой»

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

  1. Развлечение: «Сегодня быть здоровым – модно и престижно!» (к Дню здоровья)

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

  1. Мастер-класс «Движение — жизнь»

Цель: Показать дружбу, взаимопонимание, взаимовыручку. Поощрять творческую инициативу детей и родителей в продуктивной деятельности. Повышать педагогическую и валеологическую культуру родителей.

  1. Развлечение: «Летние виды спорта»

Цель: Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников; способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций; прививать любовь к занятиям физической культурой и спорту.

 

Литература:

 

  1. Алябьева Е. А. Игры для детей 4–7 лет; развитие речи и воображения. Москва, 2009 г.
  2. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. Москва. ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Блинкова Г. М. Занятия. Познавательное развитие детей 5–7 лет. Москва. 2010 г.
  4. Вахрушев А. А. Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Москва, 2003 г.
  5. Галанов А. С. Игры, которые лечат. Москва, ТЦ Сфера, 2006 г.
  6. Зайцев Т. К. Уроки Айболита. СПб. 2003 г.
  7. Иванова А. И. Человек. Естественно-научные эксперименты в детском саду. Москва. 2010 г.
  8. Кулик Г. И. Серженко Н. Н. Школа здорового человека. Москва. ТЦ Сфера, 2010 г.
  9. Каркушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья. Москва. 2009 г.
  10. Люцис К. Азбука здоровья в картинках. Москва. Русское энцеклопедическое творчество. 2004 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle