Библиографическое описание:

Никуленков В. В. Формирование образа главы государства посредством упоминаний в оппозиционных СМИ г.Красноярска с января 2001 – по август 2002 // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 281-284.

Одним из решающих факторов в карьере современного политического лидера России является его популярность в социуме. Данное условие ставит перед политиком задачу создания своего целостного образа, включающего набор представлений о политических взглядах, практике, личных качествах, который в целом был бы способен вызвать симпатии определенной части населения.

Особо стоит отметить периоды политического кризиса в государстве, когда формирование образа политического лидера происходило стихийно под влиянием ряда средств. Исторический отрезок и общественно-политическую жизнь России с начала 1990-ых годов и до начала ХХI столетия разные исследователи определяют по-разному. Переходный период из всеопределяющей административной системы в плюралистическую гражданскую систему, переходный период из индустриально-развитого общества к информационному, победа и становление демократических основ или подмена и навязчивое внедрение рыночных и безнравственных идеалов обществу не подходящему к ним ментально[1, с. 56].

Актуальность статьи определяется тесной взаимосвязью образа политического лидера, общественного мнения, СМИ и контактных аудиторий, создающих информационные поводы для СМИ. Данная схема продолжает работать и сегодня. Современные средства массовой коммуникации интенсивно развиваются и приобретают не просто новые методы контакта с аудиторией, но и новые формы коммуникации как таковой. Создание собственных интернет-блогов в последнее время становится популярным среди глав государств мира, глав отдельных регионов. Организации телемостов и общения посредством коротких сообщений в мобильном телефоне. Данный процесс подчеркивает высокий уровень демократизации государства, через сближение населения с властью. С другой стороны оппозиционные силы могут равно использовать недорогие и доступные электронные и печатные СМИ, хотя центральные и рейтинговые СМИ остаются привержены позитивному освещению деятельности политических лидеров.

Временные рамки исследования выбраны не случайно. 2000 год стал для граждан России значительным в плане идеологических преобразований. Государство получило руководителя, который представлял из себя новую формацию политических, социальных и экономических взглядов в России. В рассматриваемый период в новейшей истории России произошел ряд событий, которые стали результатами несистематизированных экономических и политических реформ в начале 1990-ых годов.  Дефолт августа 1998 года, смена нескольких премьер-министров в течение одного года, начало второй Чеченской войны, ряд террористических актов в столице страны[2, с. 52]. Образ первого президента России был сформирован среди населения крайне противоречиво. Период руководства государством Б.Н.Ельцина являлся переходным и кризисным во всех сферах общественной деятельности. Политический образ первого президента РФ складывался стихийно, как и вся социальная жизнь в последнее десятилетие двадцатого века. Образ Ельцина складывался из набора профессиональных и человеческих характеристик в контексте текущей ситуации в регионах РФ. Именно поэтому противоречивое отношение к президенту создавало информационные поводы в ряде появившихся оппозиционных печатных СМИ в том числе и в Красноярском крае. Большую долю оппозиционных СМИ имела узаконенная и восстановленная в 1993 году коммунистическая партия Российской Федерации. Запрет КПСС в 1991 году укрепил мнение общественности не в пользу демократических сил. В то же время любой запрет подчеркивал скрытые признаки тоталитаризма и наращивал авторитет оппозиции, которой в итоге было решено придать статус законности и прозрачности [3, с. 89].

Коммунистическая оппозиция с 1991 года находилась рядом с верховной властью и не представляла значимой опасности, хотя итоги президентских выборов 1996 года  представляли опасность для формировавшейся рыночной системы России и более того  раскрыли предпочтения общественного мнения и подчеркнули грубое разделение социального статуса в Российском обществе. Специальные рекламные технологии внедрялись командой Б.Н.Ельцина в ходе предвыборной кампании и декларировали центральную мысль: «Хочешь снова голодать – выбери коммунистов!» В последние годы руководства страной Ельцина общественное мнение не успевало складываться в печатных СМИ относительно будущего преемника. Хотя сам по себе факт преемственности не имеет места в демократической системе народных выборов. В.Черномырдин, С.Кириенко, Е.Примаков, С.Степашин, В.Путин. В январе 2000 года у печатных СМИ Красноярска начинается этап поиска врага и формирования его образа. Стоит отметить, что запрета на упоминание в негативном формате национального лидера не было, как и не было запрета на революционные лозунги, хотя статья в уголовном кодексе за призыв к свержению законной власти существует. 

Наша цель на примере ряда оппозиционных газет проследить отношение аудитории  и авторского коллектива СМИ  к первому лицу государства и оценить степень влияния на общественное сознание жителей Красноярска проводимой информационной политики.

Избрание нового премьера в лице В.Путина должно было не только изменить внешнеполитический курс государства, но и общественное мнение относительно имиджа главы правительства. Общественное мнение формируется по классической коммуникационной схеме: сети электронных и печатных СМИ, работы имиджмейкеров политического лидера и распространения информации соответственно расположению целевой аудитории.

 

Рис.1. Схема коммуникационного взаимодействия власти и общества через СМИ и контактные аудитории

 

Рассматривая схему, обязательно стоит учесть количество и частоту упоминаний политических лидеров в печатных средствах массовой информации, рейтинг печатного СМИ, география распространения, тираж, целевую аудиторию. В данной статье рассматривается газета с охватом географии – Красноярский край, еженедельным выходом, ориентированная на взрослое население края. Места распространения как отдельный обязательный в процессе анализа элемент, который полностью определяется возможностью целевой аудитории приобрести печатное издание. Тираж не следует оценивать однозначно, поскольку газета имеет свойство вторичности и может быть прочитана несколько раз несколькими представителями целевой аудитории [4, с. 244] .

Стоит отметить, что образ главы государства, сформированный в обществе, определяет не только коллективное настроение, гражданское осознание и политическую причастность, но, прежде всего и психологическую стабильность или нестабильность в среде общественного мнения[6, с. 128]. Оппозиционные печатные СМИ руководствуются следующими формами воздействия на собственную аудиторию: текстовые заметки и очерки, интервью со свидетелями и объективными экспертами, оппозиционные тексты в форме поэзии и прозы. Причем редакция оппозиционного печатного СМИ отличается лояльностью в сотрудничестве с населением региона и учитывает мнение представителей каждого слоя населения. Из фрагментов упоминаний о главе государства проследим следующую тенденцию:

«Детоубийцы»

Если в президенте Путине есть хоть капля русского начала, хоть капля сердца, он должен прекратить строительство морских резиденций и золоченых покоев, прекратить раздражать угасающее население PR-приемами (a′la Греф и К*) – не время! Как можно беззаботно скользить на горных лыжах, заниматься каратэ и подводным плаванием, когда в стране миллионы беспризорных детей?

«Раскольники»

Чтобы оставить о себе добрую память, президенту В. Путину волей- неволей придется менять курс реформ, удалить из своего окружения ельцинистов типа Волошина. Причем это делать надо срочно, иначе нагрянет беда - народ потеряет доверие к главе государства.

«Вместе бить проникших извне»

«Рынок все решит!» - вот ответ «реформаторов». Он и решает: кто наглее, тот и жирнее.

По-русски это? Нет, это по-американски, а точнее – по-жидовски.

Разъясняли: «Путин – ставленник «семьи». Избрали В. Путина. Теперь Путин говорит: «Экономика останется либеральной». Будьте счастливы, господа избиратели, «реформы» продолжаются.

«Слабость Кремля»

Состоявшееся по инициативе Путина встреча с Киселевым и К была обусловлена стремлением «наследника Ельцина» показать Западу и Всемирному еврейскому конгрессу свою приверженность принципам «свободы слова» [7].

В общественном мнении прослеживаются три гипотетических версии, на основе которых газета формирует курс общественно-политической жизни аудитории своих читателей. Рассмотрим эти направления: гипотетическая версия о причастности главы государства к политической команде 1990-ых годов, версия о всемирном еврейском заговоре и причастности к нему первых лиц правительства России, версия о видимой работе правительства облаченной в рекламные проекты, за занавесом которых происходит обогащение олигархов.

На основе рассмотренного примера стоит обозначить сформированную устойчивую форму общественной мысли. Это соотнесение главы государства с историей событий в области политики и экономики начала 1990-ых годов. Отметим, что освещение образа политического лидера также соответствует происходящим в государстве событиям, причем в каждом событии рассматривается причастность к нему политического лидера:

До сих пор не могу отойти от шока после уничтожения космической станции «Мир»: когда я слушал дикторов НТВ, ОРТ и других демократических СМИ, когда они взахлёб славили процесс уничтожения станции, то испытывал два чувства, чувство глубокой горечи утраты близкого человека, преданного друга и товарища, что слёзы наворачивались на глаза и чувство злости и презрения к нынешнему правящему режиму Путина-Касьянова за их недальновидную политику: в угоду западным партнёрам торговать интересами России.

…С победой Вас, неуважаемый мной В. Путин. На Руси много было царей с прозвищами: Василий Темный, Петр Великий, Николай II Кровавый, теперь появился Володя Утопист. Радуйтесь[8].

Из ряда цитат можно сделать вывод, что ряд объективных событий в истории России начала 2000-ых годов оппозиционные СМИ использовали как объект для поиска причинно-следственной связи с главой государства.

Что касается личных качеств политического лидера, то они также не остаются без внимания, так как освещение личных характеристик интересно читающей аудитории и передать личностные характеристики можно более точными яркими литературными образами и сравнениями.

«Кузнечик в канифоли»

В. Путин не является президентом народа, президентом национального большинства, он является президентом богачей

-- Какой Путин?! Ребёнок Ельцина от Березовского желает блага возрождённому СССР и его славной молодёжи? Да ты почитай… - Слушай, друг, дай-ка ему «Правду»…

«Полковнику никто не пишет».

Цыплячье горлышко Путина все крепче сжимает стальная перчатка Буша. И писк все тоньше, глазки все жалобней, лапки почти не дергаются, желтые крылышки едва трепещут[8].

Рассматриваются все внешнеполитические шаги первого государственного лидера, и аудитория СМИ имеет возможность рассуждать о глубинных целях взаимодействия России с другими государствами:  

Средняя Азия отдана в «бессрочное землепользование» Америке. Китай благодаря «американским телодвижениям» Путина становится для нас откровенно враждебным. Шеварднадзе, весь кипящий 'червями, ненавидимый в России и Грузии, получает от Путина новый шанс. Все, кто тянется и тяготеет к России: Крым, Абхазия, Приднестровье, — тупо и беспардонно отталкиваются. Длинноволосый премьер Коидзуми приоткрыл путинский план передачи Курил Японии — уже подписан МИДом секретный меморандум, отосланы «ориентировки» в администрацию Сахалина, что в конечном итоге повлечет отделение от России Приморья и Сахалина.

Как В.В. Путин связывает звенья одной цепи? Это сначала взрывы домов России, затем небоскрёбов в США. Понимает ли он, что взрывы у нас привели к победе на парламентских выборах преданный сионизму блок «Единство», а взрывы в Америке приведут американцев к контролю над всем миром? [9]

На страницах оппозиционных печатных СМИ материалы сводятся к общему образу причастности главы государства к трагическим событиям начала 1990-ых годов и характеристике рассматриваемого периода (2001-2002) как продолжения переходной и темной эпохи в истории Российского государства.

Неужели вы не видите , что Путиным и Касьяновым руководит враг народа Ельцин? До каких пор мы будем верить этим врагам народа – реформаторам? [7]

Имидж политического лидера - это тот образ, который возникает в общественном сознании в результате воздействия личности лидера на социум, главным образом, через СМИ. Средства массовой информации, с одной стороны, отражают образ, создаваемый самим лидером и его имиджмейкерами, а с другой стороны сами формируют этот образ, иногда спонтанно, а, как правило, целенаправленно. Возникает информационная война, у которой есть одна особенность - успехи и поражения лидеров оценивают с неопределенной погрешностью, что является политически опасным, так как  заметны, как правило, информационные пики. Всплеск скандалов вокруг лидеров или присутствие лидера в эпицентр каких-либо важных событий. Кумулятивный же эффект мелких и не очень броских сообщений, оценок, отзывов о лидере не виден. Только постоянный информационный поток – главное оружие в конкурентной борьбе в сфере информации.

Что же касается оппозиционных печатных СМИ 2001-2002 года в Красноярске, то образ главы государства был сформирован целенаправленно, поскольку в информационный поток регулярно внедрялись рассмотренные нами выше набор устойчивых гипотетических мнений, условно обозначенных кодовыми словами: «ставленник семьи», «жидовский заговор», «враги народа», «на службе у Запада».

Четко прослеживается тенденция освещения всех оппозиционных мероприятий в городе, в регионе, в государстве. Анонсирование митингов, демонстрации, акции протеста, публикация открытых писем, сенсационных сведений:

 «Сейчас Лимонов содержится в Лефортово. Нам стало известно, что ряд общественно-политических деятелей Красноярска передали денежные средства в «Фонд защиты Эдуарда Лимонова». Настоящие товарищи!» [7]

Каждый номер содержит в себе либо анонс, либо отчет о мероприятиях направленных на противодействие государственной власти. Отсюда можно сделать вывод о постоянном информационном потоке, на основе которого выстраивается центральная оппозиционная установка для общественно-политического сознания читателей прессы.

Реже пресса прибегает к публикациям материалов политических аналитиков, где объективно обосновываются отрицательные черты руководителя, курса правительства и т.д.

Большую часть занимают художественно-острые политические тексты, которые наиболее подходят для усиления отрицательного образа политического лидера.

Таким образом сделаем вывод о сложившемся портрете главы государства в печатных оппозиционных СМИ г.Красноярска. На протяжение исследуемого периода времени, особенности которого мы отметили в начале статьи, удалось отследить регулярный курс на создание особого образа главы государства, основанного на трех ключевых гипотетических образах внедренных в сознание читателей: «причастность к общей трагедии», «причастность к трагедиям и преступлениям прошлого, настоящего и будущего», «причастность к еврейскому мировому сообществу и заговору Запада против России». Отметим, что формирование подобных призрачных установок, основанных всего лишь на предположениях, тем не менее, мобилизует сознание аудитории читателей на непосредственную реакцию. В 2001-2003 годах наблюдается рост числа мероприятий направленных на протест против государственной власти. Можно оценить роль подобной информационной политики двояко – как показатель демократических основ свободы слова и как дестабилизатор общеидеологического курса и политического авторитета главы государства.

 

 

Литература

1.Амелин В.Н., Левчик Д.А., Устименко С.В. Воюют надписи: Имидж кандидата и способы его актуализации / ин-т социальных и политических технологий. - М., 1995. - 44с.

2.Гармонова А.В. Имидж политических партий и объединений в электоральном процессе: Автореф. дис. … канд. полит. наук / Вонеж. гос. ун-т. - Воронеж, 1998. - 25с.

3.Гуревич Ж.П. Политика и ее имиджи. - М., 1988. - 14с.

4.Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков /Абашкина Е. и др.; отв. ред. Егорова-Гантман Е.В. - М., 1994. - 264с.

5.Козлов Н. Формула личности. - СПб.: Питер, 2000.

6.Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Омега-Л, 2007. – 266с.

7. http://www. krasgzp.ru/

8. http://www.pravda.ru/

9. http://www.infanata.org/

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle