Формирование образа главы государства посредством упоминаний в оппозиционных СМИ г.Красноярска с января 2001 – по август 2002 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Никуленков, В. В. Формирование образа главы государства посредством упоминаний в оппозиционных СМИ г.Красноярска с января 2001 – по август 2002 / В. В. Никуленков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/10/733/ (дата обращения: 26.04.2024).

Одним из решающих факторов в карьере современного политического лидера России является его популярность в социуме. Данное условие ставит перед политиком задачу создания своего целостного образа, включающего набор представлений о политических взглядах, практике, личных качествах, который в целом был бы способен вызвать симпатии определенной части населения.

Особо стоит отметить периоды политического кризиса в государстве, когда формирование образа политического лидера происходило стихийно под влиянием ряда средств. Исторический отрезок и общественно-политическую жизнь России с начала 1990-ых годов и до начала ХХI столетия разные исследователи определяют по-разному. Переходный период из всеопределяющей административной системы в плюралистическую гражданскую систему, переходный период из индустриально-развитого общества к информационному, победа и становление демократических основ или подмена и навязчивое внедрение рыночных и безнравственных идеалов обществу не подходящему к ним ментально[1, с. 56].

Актуальность статьи определяется тесной взаимосвязью образа политического лидера, общественного мнения, СМИ и контактных аудиторий, создающих информационные поводы для СМИ. Данная схема продолжает работать и сегодня. Современные средства массовой коммуникации интенсивно развиваются и приобретают не просто новые методы контакта с аудиторией, но и новые формы коммуникации как таковой. Создание собственных интернет-блогов в последнее время становится популярным среди глав государств мира, глав отдельных регионов. Организации телемостов и общения посредством коротких сообщений в мобильном телефоне. Данный процесс подчеркивает высокий уровень демократизации государства, через сближение населения с властью. С другой стороны оппозиционные силы могут равно использовать недорогие и доступные электронные и печатные СМИ, хотя центральные и рейтинговые СМИ остаются привержены позитивному освещению деятельности политических лидеров.

Временные рамки исследования выбраны не случайно. 2000 год стал для граждан России значительным в плане идеологических преобразований. Государство получило руководителя, который представлял из себя новую формацию политических, социальных и экономических взглядов в России. В рассматриваемый период в новейшей истории России произошел ряд событий, которые стали результатами несистематизированных экономических и политических реформ в начале 1990-ых годов.  Дефолт августа 1998 года, смена нескольких премьер-министров в течение одного года, начало второй Чеченской войны, ряд террористических актов в столице страны[2, с. 52]. Образ первого президента России был сформирован среди населения крайне противоречиво. Период руководства государством Б.Н.Ельцина являлся переходным и кризисным во всех сферах общественной деятельности. Политический образ первого президента РФ складывался стихийно, как и вся социальная жизнь в последнее десятилетие двадцатого века. Образ Ельцина складывался из набора профессиональных и человеческих характеристик в контексте текущей ситуации в регионах РФ. Именно поэтому противоречивое отношение к президенту создавало информационные поводы в ряде появившихся оппозиционных печатных СМИ в том числе и в Красноярском крае. Большую долю оппозиционных СМИ имела узаконенная и восстановленная в 1993 году коммунистическая партия Российской Федерации. Запрет КПСС в 1991 году укрепил мнение общественности не в пользу демократических сил. В то же время любой запрет подчеркивал скрытые признаки тоталитаризма и наращивал авторитет оппозиции, которой в итоге было решено придать статус законности и прозрачности [3, с. 89].

Коммунистическая оппозиция с 1991 года находилась рядом с верховной властью и не представляла значимой опасности, хотя итоги президентских выборов 1996 года  представляли опасность для формировавшейся рыночной системы России и более того  раскрыли предпочтения общественного мнения и подчеркнули грубое разделение социального статуса в Российском обществе. Специальные рекламные технологии внедрялись командой Б.Н.Ельцина в ходе предвыборной кампании и декларировали центральную мысль: «Хочешь снова голодать – выбери коммунистов!» В последние годы руководства страной Ельцина общественное мнение не успевало складываться в печатных СМИ относительно будущего преемника. Хотя сам по себе факт преемственности не имеет места в демократической системе народных выборов. В.Черномырдин, С.Кириенко, Е.Примаков, С.Степашин, В.Путин. В январе 2000 года у печатных СМИ Красноярска начинается этап поиска врага и формирования его образа. Стоит отметить, что запрета на упоминание в негативном формате национального лидера не было, как и не было запрета на революционные лозунги, хотя статья в уголовном кодексе за призыв к свержению законной власти существует. 

Наша цель на примере ряда оппозиционных газет проследить отношение аудитории  и авторского коллектива СМИ  к первому лицу государства и оценить степень влияния на общественное сознание жителей Красноярска проводимой информационной политики.

Избрание нового премьера в лице В.Путина должно было не только изменить внешнеполитический курс государства, но и общественное мнение относительно имиджа главы правительства. Общественное мнение формируется по классической коммуникационной схеме: сети электронных и печатных СМИ, работы имиджмейкеров политического лидера и распространения информации соответственно расположению целевой аудитории.

 

Рис.1. Схема коммуникационного взаимодействия власти и общества через СМИ и контактные аудитории

 

Рассматривая схему, обязательно стоит учесть количество и частоту упоминаний политических лидеров в печатных средствах массовой информации, рейтинг печатного СМИ, география распространения, тираж, целевую аудиторию. В данной статье рассматривается газета с охватом географии – Красноярский край, еженедельным выходом, ориентированная на взрослое население края. Места распространения как отдельный обязательный в процессе анализа элемент, который полностью определяется возможностью целевой аудитории приобрести печатное издание. Тираж не следует оценивать однозначно, поскольку газета имеет свойство вторичности и может быть прочитана несколько раз несколькими представителями целевой аудитории [4, с. 244] .

Стоит отметить, что образ главы государства, сформированный в обществе, определяет не только коллективное настроение, гражданское осознание и политическую причастность, но, прежде всего и психологическую стабильность или нестабильность в среде общественного мнения[6, с. 128]. Оппозиционные печатные СМИ руководствуются следующими формами воздействия на собственную аудиторию: текстовые заметки и очерки, интервью со свидетелями и объективными экспертами, оппозиционные тексты в форме поэзии и прозы. Причем редакция оппозиционного печатного СМИ отличается лояльностью в сотрудничестве с населением региона и учитывает мнение представителей каждого слоя населения. Из фрагментов упоминаний о главе государства проследим следующую тенденцию:

«Детоубийцы»

Если в президенте Путине есть хоть капля русского начала, хоть капля сердца, он должен прекратить строительство морских резиденций и золоченых покоев, прекратить раздражать угасающее население PR-приемами (a′la Греф и К*) – не время! Как можно беззаботно скользить на горных лыжах, заниматься каратэ и подводным плаванием, когда в стране миллионы беспризорных детей?

«Раскольники»

Чтобы оставить о себе добрую память, президенту В. Путину волей- неволей придется менять курс реформ, удалить из своего окружения ельцинистов типа Волошина. Причем это делать надо срочно, иначе нагрянет беда - народ потеряет доверие к главе государства.

«Вместе бить проникших извне»

«Рынок все решит!» - вот ответ «реформаторов». Он и решает: кто наглее, тот и жирнее.

По-русски это? Нет, это по-американски, а точнее – по-жидовски.

Разъясняли: «Путин – ставленник «семьи». Избрали В. Путина. Теперь Путин говорит: «Экономика останется либеральной». Будьте счастливы, господа избиратели, «реформы» продолжаются.

«Слабость Кремля»

Состоявшееся по инициативе Путина встреча с Киселевым и К была обусловлена стремлением «наследника Ельцина» показать Западу и Всемирному еврейскому конгрессу свою приверженность принципам «свободы слова» [7].

В общественном мнении прослеживаются три гипотетических версии, на основе которых газета формирует курс общественно-политической жизни аудитории своих читателей. Рассмотрим эти направления: гипотетическая версия о причастности главы государства к политической команде 1990-ых годов, версия о всемирном еврейском заговоре и причастности к нему первых лиц правительства России, версия о видимой работе правительства облаченной в рекламные проекты, за занавесом которых происходит обогащение олигархов.

На основе рассмотренного примера стоит обозначить сформированную устойчивую форму общественной мысли. Это соотнесение главы государства с историей событий в области политики и экономики начала 1990-ых годов. Отметим, что освещение образа политического лидера также соответствует происходящим в государстве событиям, причем в каждом событии рассматривается причастность к нему политического лидера:

До сих пор не могу отойти от шока после уничтожения космической станции «Мир»: когда я слушал дикторов НТВ, ОРТ и других демократических СМИ, когда они взахлёб славили процесс уничтожения станции, то испытывал два чувства, чувство глубокой горечи утраты близкого человека, преданного друга и товарища, что слёзы наворачивались на глаза и чувство злости и презрения к нынешнему правящему режиму Путина-Касьянова за их недальновидную политику: в угоду западным партнёрам торговать интересами России.

…С победой Вас, неуважаемый мной В. Путин. На Руси много было царей с прозвищами: Василий Темный, Петр Великий, Николай II Кровавый, теперь появился Володя Утопист. Радуйтесь[8].

Из ряда цитат можно сделать вывод, что ряд объективных событий в истории России начала 2000-ых годов оппозиционные СМИ использовали как объект для поиска причинно-следственной связи с главой государства.

Что касается личных качеств политического лидера, то они также не остаются без внимания, так как освещение личных характеристик интересно читающей аудитории и передать личностные характеристики можно более точными яркими литературными образами и сравнениями.

«Кузнечик в канифоли»

В. Путин не является президентом народа, президентом национального большинства, он является президентом богачей

-- Какой Путин?! Ребёнок Ельцина от Березовского желает блага возрождённому СССР и его славной молодёжи? Да ты почитай… - Слушай, друг, дай-ка ему «Правду»…

«Полковнику никто не пишет».

Цыплячье горлышко Путина все крепче сжимает стальная перчатка Буша. И писк все тоньше, глазки все жалобней, лапки почти не дергаются, желтые крылышки едва трепещут[8].

Рассматриваются все внешнеполитические шаги первого государственного лидера, и аудитория СМИ имеет возможность рассуждать о глубинных целях взаимодействия России с другими государствами:  

Средняя Азия отдана в «бессрочное землепользование» Америке. Китай благодаря «американским телодвижениям» Путина становится для нас откровенно враждебным. Шеварднадзе, весь кипящий 'червями, ненавидимый в России и Грузии, получает от Путина новый шанс. Все, кто тянется и тяготеет к России: Крым, Абхазия, Приднестровье, — тупо и беспардонно отталкиваются. Длинноволосый премьер Коидзуми приоткрыл путинский план передачи Курил Японии — уже подписан МИДом секретный меморандум, отосланы «ориентировки» в администрацию Сахалина, что в конечном итоге повлечет отделение от России Приморья и Сахалина.

Как В.В. Путин связывает звенья одной цепи? Это сначала взрывы домов России, затем небоскрёбов в США. Понимает ли он, что взрывы у нас привели к победе на парламентских выборах преданный сионизму блок «Единство», а взрывы в Америке приведут американцев к контролю над всем миром? [9]

На страницах оппозиционных печатных СМИ материалы сводятся к общему образу причастности главы государства к трагическим событиям начала 1990-ых годов и характеристике рассматриваемого периода (2001-2002) как продолжения переходной и темной эпохи в истории Российского государства.

Неужели вы не видите , что Путиным и Касьяновым руководит враг народа Ельцин? До каких пор мы будем верить этим врагам народа – реформаторам? [7]

Имидж политического лидера - это тот образ, который возникает в общественном сознании в результате воздействия личности лидера на социум, главным образом, через СМИ. Средства массовой информации, с одной стороны, отражают образ, создаваемый самим лидером и его имиджмейкерами, а с другой стороны сами формируют этот образ, иногда спонтанно, а, как правило, целенаправленно. Возникает информационная война, у которой есть одна особенность - успехи и поражения лидеров оценивают с неопределенной погрешностью, что является политически опасным, так как  заметны, как правило, информационные пики. Всплеск скандалов вокруг лидеров или присутствие лидера в эпицентр каких-либо важных событий. Кумулятивный же эффект мелких и не очень броских сообщений, оценок, отзывов о лидере не виден. Только постоянный информационный поток – главное оружие в конкурентной борьбе в сфере информации.

Что же касается оппозиционных печатных СМИ 2001-2002 года в Красноярске, то образ главы государства был сформирован целенаправленно, поскольку в информационный поток регулярно внедрялись рассмотренные нами выше набор устойчивых гипотетических мнений, условно обозначенных кодовыми словами: «ставленник семьи», «жидовский заговор», «враги народа», «на службе у Запада».

Четко прослеживается тенденция освещения всех оппозиционных мероприятий в городе, в регионе, в государстве. Анонсирование митингов, демонстрации, акции протеста, публикация открытых писем, сенсационных сведений:

 «Сейчас Лимонов содержится в Лефортово. Нам стало известно, что ряд общественно-политических деятелей Красноярска передали денежные средства в «Фонд защиты Эдуарда Лимонова». Настоящие товарищи!» [7]

Каждый номер содержит в себе либо анонс, либо отчет о мероприятиях направленных на противодействие государственной власти. Отсюда можно сделать вывод о постоянном информационном потоке, на основе которого выстраивается центральная оппозиционная установка для общественно-политического сознания читателей прессы.

Реже пресса прибегает к публикациям материалов политических аналитиков, где объективно обосновываются отрицательные черты руководителя, курса правительства и т.д.

Большую часть занимают художественно-острые политические тексты, которые наиболее подходят для усиления отрицательного образа политического лидера.

Таким образом сделаем вывод о сложившемся портрете главы государства в печатных оппозиционных СМИ г.Красноярска. На протяжение исследуемого периода времени, особенности которого мы отметили в начале статьи, удалось отследить регулярный курс на создание особого образа главы государства, основанного на трех ключевых гипотетических образах внедренных в сознание читателей: «причастность к общей трагедии», «причастность к трагедиям и преступлениям прошлого, настоящего и будущего», «причастность к еврейскому мировому сообществу и заговору Запада против России». Отметим, что формирование подобных призрачных установок, основанных всего лишь на предположениях, тем не менее, мобилизует сознание аудитории читателей на непосредственную реакцию. В 2001-2003 годах наблюдается рост числа мероприятий направленных на протест против государственной власти. Можно оценить роль подобной информационной политики двояко – как показатель демократических основ свободы слова и как дестабилизатор общеидеологического курса и политического авторитета главы государства.

 

 

Литература

1.Амелин В.Н., Левчик Д.А., Устименко С.В. Воюют надписи: Имидж кандидата и способы его актуализации / ин-т социальных и политических технологий. - М., 1995. - 44с.

2.Гармонова А.В. Имидж политических партий и объединений в электоральном процессе: Автореф. дис. … канд. полит. наук / Вонеж. гос. ун-т. - Воронеж, 1998. - 25с.

3.Гуревич Ж.П. Политика и ее имиджи. - М., 1988. - 14с.

4.Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков /Абашкина Е. и др.; отв. ред. Егорова-Гантман Е.В. - М., 1994. - 264с.

5.Козлов Н. Формула личности. - СПб.: Питер, 2000.

6.Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Омега-Л, 2007. – 266с.

7. http://www. krasgzp.ru/

8. http://www.pravda.ru/

9. http://www.infanata.org/

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, Россия, СМИ, политический лидер, целевая аудитория, информационный поток, образ, Путина, государственная власть, Красноярский край.


Похожие статьи

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже

Но согласно данным опроса Economist/YouGov 77 % американцев считают Владимира Путина сильным лидером.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

Ключевые слова: СМИ, роль СМИ, функции СМИ, политическое сознание.

Функция формирования общественного мнения — одна из важнейших функций СМИ.

Уровень доверия граждан города Астрахани к государственной власти (на примере конкретного...

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

Автор анализирует роль СМИ в политическом процессе и их способность влиять на общественное мнение и формирование политического курса.

Говоря о взаимодействии СМИ и государственной власти, стоит выделять пути сотрудничества и конфронтации.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Политический PR — это формирование общественного мнения по интересующим субъекта вопросам, управление массовыми политическими коммуникациями и информационными

Объект политического воздействия — электорат, целевая аудитория политических акторов.

Средства массовой информации в сопровождении...

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Имидж политического лидера как фактор легитимности власти

Легальность государственной власти

СМИ формируют идеальный имидж политического лидера для конкретной социальной группы

Основные термины (генерируются автоматически): политический лидер, политическая власть, идеальный имидж, власть, образ, социальное...

Имидж Агентства лесного хозяйства Иркутской области

Имидж органа государственной власти служит одним из инструментов политической деятельности, оказывая мощное психологическое воздействие на целевую аудиторию

Создание продуманного имиджа главы органа власти — его политического лидера.

Средства массовой информации в современном политическом...

массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ, общество, современное общество.

Похожие статьи

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже

Но согласно данным опроса Economist/YouGov 77 % американцев считают Владимира Путина сильным лидером.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

Ключевые слова: СМИ, роль СМИ, функции СМИ, политическое сознание.

Функция формирования общественного мнения — одна из важнейших функций СМИ.

Уровень доверия граждан города Астрахани к государственной власти (на примере конкретного...

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

Автор анализирует роль СМИ в политическом процессе и их способность влиять на общественное мнение и формирование политического курса.

Говоря о взаимодействии СМИ и государственной власти, стоит выделять пути сотрудничества и конфронтации.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Политический PR — это формирование общественного мнения по интересующим субъекта вопросам, управление массовыми политическими коммуникациями и информационными

Объект политического воздействия — электорат, целевая аудитория политических акторов.

Средства массовой информации в сопровождении...

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Имидж политического лидера как фактор легитимности власти

Легальность государственной власти

СМИ формируют идеальный имидж политического лидера для конкретной социальной группы

Основные термины (генерируются автоматически): политический лидер, политическая власть, идеальный имидж, власть, образ, социальное...

Имидж Агентства лесного хозяйства Иркутской области

Имидж органа государственной власти служит одним из инструментов политической деятельности, оказывая мощное психологическое воздействие на целевую аудиторию

Создание продуманного имиджа главы органа власти — его политического лидера.

Средства массовой информации в современном политическом...

массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ, общество, современное общество.

Задать вопрос