Библиографическое описание:

Епанчинцева М. В. Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в пропедевтическом курсе информатики // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 349-352.

Еще недавно основной задачей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний. В настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения. Согласно современной концепции образования, важнейшей целью процесса обучения является «интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для информационной деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе».

Развитие человека чаще всего понимается как процесс количественных и качественных изменений его организма, нервной системы и психики. При этом качественно изменяются все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление. Основополагающим в развитии познавательных процессов является развитие мышления младших  школьников.

Если учитель работает в системе традиционного обучения, он должен по мере своих возможностей стремится выстроить процесс обучения максимально развивающим учеников. Этого  на наш взгляд можно добиться, используя систему развивающих задач различных видов.

Учебная задача – это такая задача, решая которую ребенок усваивает общие принципы решения (т.е. обобщенный способ решения целого класса задач). Е.И. Лященко разделяет задачи на дидактические, познавательные, развивающие. К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся:

·                     задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету, надо применять имеющиеся знания в иной комбинации;

·                     задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету.

Учебные развивающие задачи - конкретные задачи, направленные на выработку интеллектуальных умений: сравнение, определение причин и следствий, установление взаимосвязей, решение противоречий и т. д.

П.М. Эрдниев под развивающими задачами понимает комплексное задание, которое включает решение обычной задачи, составление и решение аналогичной и обратной задач, задачи по некоторым элементам общим с исходной задачей, задачи, обобщенные по тем или иным параметрам с исходной и т.д.

Е.В. Смыкалова считает, что развивающие задачи – это задачи, содержание которых может отклоняться от основного курса предмета с посильным осложнением некоторых из изученных ранее вопросов школьной программы, при этом запоминание и усвоение этого материала всеми учащимися не обязательно.

Умение решать задачи познавательного характера является важным критерием сформированности мыслительных способностей младших школьников.  Содержания  пропедевтического курса информатики необходимо строить на основе развивающих задач.

При решении задач с развивающими функциями создаются благоприятные условия для проявления самостоятельности учащихся, особое значение приобретает индивидуальный подход к учащимся.

Основные трудности, с которыми сталкивается учитель при реализации метода развивающего обучения - необходимость его видоизменения в соответствии с конкретной ситуацией обучения и обеспечение иного типа взаимодействия с учащимися.

Основными видами заданий на развитие и совершенствование восприятия являются задания на развитие восприятия формы (треугольник, круг, квадрат, овал и т.д.);

·                    обвести контуры фигур различными цветами;

·                    определить взаимное расположение фигур;

·                    зарисовать различные фигуры;

·                    увеличить (уменьшить) заданную фигуру (рисунок) в заданном масштабе; задания на развитие глазомера.

Задания  можно выполнять используя компьютерные программы (редакторы), такие как “Витраж”, “Сложи узор”, “Паутинка”, “Снежинка”, “Фигурный” и др.

Задача № 1

Раскрась самую большую рыку красным карандашом, а самую маленькую желтым карандашом.

рыбки

Наиболее характерные задания на развитие воображения:

·                    дорисовка заданной фигуры (треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб и др.);

·                    отыскания в абстрактных картинках заданных фигур или образов,

·                    получить как можно больше рисунков различных предметов из одной основы;

·                    на составление линейных элементов простейших фигур;

·                    деление фигуры на заданные фигуры или части;

·                    на составление заданной фигуры из других фигур или их частей с постепенным усложнением;

·                    подбор пар равных фигур или частей;

·                    задания на преобразование одной фигуры в другую, обладающую заданными свойствами;

·                    выбор нужной части из нескольких заданных для восстановления целого.

Для таких задний можно использовать следующие компьютерные программы: “Гараж”, “Водитель”, “Дом”, “Куб-игра”, а также названные выше графические редакторы и др.

Задача № 2

Обведи картинки, которые являются частью компьютера

рис 111

Задачи логического содержания опираются на рассуждения, требует построения цепочки точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями. Много заданий с нетрадиционной постановкой вопроса, ответ на который требует тщательного анализа и осмысления условий предлагаемых заданий. Это такие компьютерные программы, как “Мудрый крот”, “Перевозчик”, “Монах”, “Конюх”, “Переливашка” и др.

Задания на развитие умения проводить сравнения:

·                    сравнить (указать сходство и различие) два предмета, результат такого сравнения выражается в том, что один из заданных предметов дети дорисовывают так, чтобы оба предмета стали одинаковыми;

·                    сравнить группы предметов;

·                    развитие и совершенствование этих операций идет при выполнении заданий на сравнение чисел, числовых выражений, примеров, способов их решений, величин, текстовых задач, геометрических фигур, уравнений…

Задача № 3

Тигрята и медвежата пришли на праздник с флажками и воздушными шариками. Тигрята держат флажки, а медведи шарики. Дорисуй флажки и шарики друзьям.

звери

В целях развития мыслительных операций анализа и синтеза являются задания следующих видов:

·                    проведение анализа  с расчленением объекта или группы объектов на составные элементы с целью их изучения и дальнейшего использования;

·                    проведение синтеза заданных частей в единое целое, обладающее заданным свойством;

·                    проведение анализа объекта, ситуации, процесса с целью установления существующей закономерности и ее использование для выполнения некоторого задания, а также с целью выделения главных свойств и признаков;

·                    высказываний, построений.

Задача № 4

Какое из устройств компьютера передает графическую информацию?

монитор жк

мыш лаз

клава

сист

Монитор

мышь

клавиатура

Системный блок

 

В развитии младших школьников большую роль играют задачи и учебные задания, формирующие комбинаторный стиль мышления, характерная черта которого – целенаправленный перебор определенным образом ограниченного круга возможностей при поиске решения. Решение задач такого вида предполагает фиксацию всего множества найденных решений, которые сначала могут быть найдены в ходе практического перебора всех возможных случаев, а затем уже мысленной с использованием различных форм записи, включая и использование символов. Число используемых объектов в задании, как правило, невелико, т.к. это дает возможность более глубокого осмысления характера отыскиваемых соединений и закономерности при поиске решений. Для реализации этого направления используются такие компьютерные программы, как “Раскрась флаги”, “Найди все дороги”, “Чудо-мешочек” и др.

Задача № 5

Соедини стрелочками органы чувств и источники информации.

ODUVAN

белый гриб

ежик

1345

ph02747j

зрение

hand

ухо

нос

вкус

 

Постепенно, выполняя задания, дети учатся обосновывать и дока­зывать собственную точку зрения, вести рассуждения, основываясь на изученных правилах и полученных знаниях.

Систематическая работа по формированию психических процессов у учащихся, способствует тому, что дети, (хотя и не все одновременно и в одинаковой степени) начинают осознавать собственные умственные операции в процессе анализа, синтеза, сравнения, установле­ния взаимосвязи между объектами пользоваться ими при решении других подобных задач, а также переносить их в другие области знаний.

Параллельно с этим идет формирование мотивационных потребностей, которые проявляются в активности учащихся на уроках, в желании само­стоятельно овладеть новыми знаниями, доказать собственную точку зре­ния и т. д.

Эффективность развития мышления и внимания можно определить с помощью соответствующих критериев. В качестве критериев развития мышления можно использовать следующие методики: «исследование гибкости мышления», «аналогии», «сравнение понятий». Для определения развития внимания можно использовать мето­дику «найди и вычеркни».

Литература:

1.                  Амирбекулы А., Ибашова А.Б. Целенаправленное действие как основа методики обучения информатике в начальной школе. // Информатика и образование. №7, 2003.

2.                  Дебердеева С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики. // Информатика и образование. №10, 2003.  

3.                  Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжанов М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. – М., 2002.

4.                  Панченко Л. Компетентностный подход в обучении информатике и информационным технологиям // №3, 2004.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle