Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Мальцева Н. Н., Губарева Е. Г. Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 39-41.



На уроках математики приходится сталкиваться с различными задачами, как «стандартными», которые включены в требования к знаниям учеников начальной школы, так и с «нестандартными»- логического характера. Поэтому в своей педагогической деятельности мы стремимся сформировать у детей истинное умение решать текстовые задачи. В системе классных и внеклассных занятий мы создаем условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приемов при решении текстовых задач, поддерживающих интерес к предмету; развитие у обучающихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека. Решение задач вообще и математических в частности по своей сути — процесс творческий, требующий продуктивной, аналитической деятельности. В связи с этим возникли новые подходы при обучении младших школьников решению арифметических задач с применением современных технических средств обучения. Привлекаются обучающиеся в создание мультимедийных проектов, памяток для решения задач (таблица 1), придумывание своих собственных задач разных видов.

Таблица 1

Как решать задачу (памятка)

I ступень – Понимание постановки задачи.

Советы и вопросы

1) Имейте желание решить задачу.

2) Что дано? Что неизвестно?

3) В чем состоит условие?

4) Сделай чертеж.

Пословицы помогут в работе

1) Где есть желание, найдется путь.

2) Обдумай цель раньше, чем прыгать.

3) Кто плохо понимает, тот плохо отвечает.

II ступень – Составление плана.

1) К какому разделу предмета относится задача?

2) Встречалась ли ранее похожая задача?

3) Возможна ли другая формулировка задачи?

4) Все ли использованы данные из условия?

5) Вспомните формулы, связывающие неизвестные с известными величинами.

6) Разбей решение на последовательные этапы.

1) Усердие — мать удачи.

2) Мудрый меняет свои решения, дурак — никогда.

3) Перепробуй все ключи в связке.

4) Всегда имей две струны для лука.

5) Смысл рыбной ловли не в том, чтобы забрасывать, а в том, чтобы поймать рыбку.

III ступень – Осуществление плана.

1) Контролируй каждый свой шаг.

2) Ясно ли, что предпринятый шаг правильный?

3) Докажите правильность шага.

1) Проверь, прежде чем прыгать.

2) Ступень за ступенью, лесенка преодолевается.

3) Мелкие удары валят большие дубы.

4)

IV ступень – Анализ решения.

1) Проверь ход решения. Нельзя ли упростить его?

2) Используй метод решения в других задачах.

1) С двумя якорями безопаснее путь.

2) Тот, кто не думает снова, не может мыслить правильно. Вторые мысли самые лучшие

Приступая к решению задачи, ученик сначала знакомится с ее формулировкой, решение же пока остается вне поля его деятельности. Поэтому очень важно, чтобы содержание задачи вызывало живой интерес. Система в подборе задач и расположении их по времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимно обратных. При этом имеется в виду, что в процессе изучения математики дети все время будут встречаться с задачами различных видов. Это исключает возможность выработки штампов и натаскивания в решении задач. Дети учатся анализировать содержание задачи, точно объясняя, что известно в решаемой задаче и что неизвестно, что следует из условия задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи; обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты; составлять по задаче выражение и вычислять его значение; устно давать полный ответ на вопрос задач и проверять правильность решения задачи. Необходимо, чтобы учащиеся знали о возможности различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал для составления задач берется из окружающей действительности.

Решение задачи может выполняться устно и письменно. Могут быть использованы такие основные формы записи решения:

1. Составление по задаче выражения и нахождение его значения;

2. Запись решения в виде отдельных действий с пояснением или без них;

3. Проверка решения задач. Проверить решение задачи — значит установить, что оно правильно или ошибочно.

В начальных классах используются следующие четыре способа проверки: составление и решение обратной задачи; установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами; решение задачи другим способом; прикидка ответа. Для правильного обобщения способа решения задач большое значение имеет система подбора и расположения задач, которая должна удовлетворять определенным требованиям. Прежде всего, задачи должны постепенно усложнятся. Работа над задачами с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше отыскивать связи между данными и искомым.

Упражнения по составлению и преобразованию задач являются чрезвычайно эффективными для обобщения способа их решения: постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса; составление условия задачи по данному вопросу; подбор числовых данных; составление задач по аналогии; составление обратных задач; составление задач по их иллюстрациям; составление задач по данному решению.

Таким образом, главным условием при обучении решению задач является соблюдение всех вышеизложенных этапов.

Литература:

  1. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии/Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 224 с.
  2. Медведская В. Н. Методика преподавания математики в начальных классах/ В. Н. Медведская. — Брест, 2001. — 106 с.
  3. Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей/ Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.–584с.
Основные термины (генерируются автоматически): решения задач, составление задач, текстовых задач, решению текстовых задач, решения задачи, содержание задачи, условия задачи, составление обратных задач, решению арифметических задач, младших школьников решению, Проверка решения задач, способа решения задач, решении текстовых задач, обучении решению задач, решение задачи, Решение задач, собственных задач разных, самостоятельном составлении задач, подборе задач, решении задач.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос