Библиографическое описание:

Гриневич Г. В. Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор возникновения девиантного поведения // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 308-309.

В периоде становления характера подростка типологические  особенности,  не будучи еще сглажены и  затушеваны  жизненным  опытом,  выявляются  настолько ярко, что  иногда  напоминают  психопатии,  т.  е.  патологические  аномалии характера. Период подросткового кризиса на фоне гормонального дисбаланса, перестройки организма, изменения социально-психологических характеристик происходит заострение характера подростков, что придает аффективным расстройствам особую окраску. Различные патологические симптомы в этом периоде имеют специфическую динамику, связанную с ускорением и искажением протекания психических процессов. Аффективные нарушения также могут иметь атипичные черты в виде слабой выраженности, «незаметности», стертости симптомов. Вместо подавленного настроения и жалоб на «тоску» возникают сомато-неврологические симптомы (головокружения, боли в сердце и других частях тела) и отклонения в поведении. [1] Эти характерологические особенности, проявляющиеся в подростком возрасте, А. Е. Личко назвал «переходящими подростковыми акцентуациями характера». [2]

С  взрослeнием  черты  акцентуаций  обычно  сглаживаются.  Это позволяет нам   говорить   о   «преходящих    подростковых    акцентуациях характера». Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.  Наибольшую известность получил  термин К. Леонгарда  «акцентуированная личность».  Однако  правильнее  говорить   об   «акцентуациях   характера». Личность -  понятие  гораздо  более  сложное,  чем  характер.  Она  включает интеллект, способности, наклонности, миpoвoззрение и  т.д.  В  описаниях  К. Леонгарда речь идет именно о типах характера.

Акцентуации характера  —  это  крайние  варианты  нормы,  при  которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего  обнаруживается избирательная  уязвимость  в  отношении   определенного   рода   психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.

Явная  акцентуация.  Эта  степень  акцентуации  относится  к   крайним вариантам  нормы.  Она  отличается   наличием   довольно   постоянных   черт определенного типа  характера.  Тщательно  собранный  анамнез,  сведения  от близких, непродолжительное  наблюдение,  особенно  в  среде  сверстников,  а также результаты экспериментально - патохарактерологической оценки  с  помощью диагностического   опросника   позволяют   распознать   этот   тип.   Однако выраженность   черт   определенного   типа   не   препятствует   возможности удовлетворительной  социальной  адаптации.   Занимаемое   положение   обычно соответствует  способностям  и   возможностям.   В   подростковом   возрасте особенности  характера  часто  заостряются,  а  при   действии   психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут  наступать временные нарушения адаптации, отклонения  в  поведении.  При  повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но  компенсируются  и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо  должна  быть  отнесена  не  к крайним, а к обычным  вариантам  нормы.  В  обыденных,  привычных  условиях, черты  определенного  типа  характера  выражены  слабо  или  не  проявляются совсем. Даже при  продолжительном  наблюдении,  разносторонних  контактах  и детальном  ознакомлении  с  биографией  трудно   бывает   составить   четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа  могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций  и  психических травм,  которые  предъявляют  повышенные  требования  к  «месту  наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не  только  не вызывают психических расстройств, но могут даже  не  выявить  характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит  к  заметной социальной дезадаптации.

Динамика акцентуаций характера может идти по двум путям: акцентуация может быть проходящей, несущей транзитивный характер. Второй путь динамических изменений при акцентуациях характера подразумевает его стойкие изменения. Этот путь может быть нескольких видов:

1.      Переход явной акцентуации в скрытую. При взрослении и под влиянием накопленного жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются или компенсируются.

2.      Формирование на почве акцентуации характера психопатического развития под действием неблагоприятных условий среды. В этих случаях динамические изменения выходят за рамки вариантов нормы.

3.      Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с первоначальным типа, причем черты нового типа могут делаться доминирующими.   В некоторых случаях акцентуации характера являются необходимым модулятором человеческой деятельности, позволяющим преодолевать препятствия и трудности, не замечая иногда помехи отвлеченно – эстетического свойства. В то же время излишняя конформность и слепое подчинение «нормам» могут стеснять человека в выборе решения и мешать ему в достижении цели. [3]

За счет  индивидуально-психологических  особенностей,  таких как  акцентуации характера,  неадекватная  самооценка,   нарушение   эмоционально - волевой   и эмоционально - коммутативной  сферы,   могут   возникнуть   устойчивые   формы психосоциальной   дезадаптации.   Подростки   с   акцентуациями    характера составляют  группу  повышенного  риска  развития  расстройств в связи с их уязвимостью к  определенным  пагубным  влияниям  среды или  психических  травм.  Являясь  крайними  вариантами  нормы   акцентуации характера,  выступают  как  фактор,  повышающий  риск  развития  психогенных нервно-психических расстройств или расстройств поведения.

Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может  стать отклоняющееся поведение. В большинстве случаев ребенок воспитывается в  духе соблюдения норм и правил поведения. Однако когда имеет место  отклоняющееся поведение, ребенок находится  в  неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается  противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий  подросток  ­–  правонарушитель рос без  отца,  а  в  тех  случаях,  когда  были  оба  родителя,  у  каждого четвертого отец страдал алкоголизмом. Часто подростки не удовлетворены  взаимоотношениями  с  родителями.  В современном обществе налицо нерешенность проблемы «отцов и  детей»,  которая проявляется  в  нестабильности  положения  подростка  в  семье,   отсутствии благоприятного  микроклимата,  препятствующем  возникновению  отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.  Поведение  родителей  влияет  на  поведение  ребенка,   прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка  значимыми  людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок  в  душе осуждает родителя, его манеру поведения, он  поневоле  подражает  ему,  т.к. репертуар уже знаком).

Таким образом, у многих подростков наблюдаются «акцентуации характера», при которых заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющегося поведения. Акцентуации у некоторых подростков могут усиливаться из-за недостаточного эффективного развития интеллекта и способности к рефлексии.

Список литературы:

 

1.      Боев И.В.. Пограничная аномальная личность. – Ставрополь, изд. СГУ., 1999

2.      Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999

3.      Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая хащита: направления и методы: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 2312с. С.57 – 58

4.      Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей подростков: Распознавание, лечение, профилактика. – М.: «Когито-Центр», 2006. – 181с. С. 27

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle