Библиографическое описание:

Гриневич Г. В. Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор возникновения девиантного поведения // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 308-309.

В периоде становления характера подростка типологические  особенности,  не будучи еще сглажены и  затушеваны  жизненным  опытом,  выявляются  настолько ярко, что  иногда  напоминают  психопатии,  т.  е.  патологические  аномалии характера. Период подросткового кризиса на фоне гормонального дисбаланса, перестройки организма, изменения социально-психологических характеристик происходит заострение характера подростков, что придает аффективным расстройствам особую окраску. Различные патологические симптомы в этом периоде имеют специфическую динамику, связанную с ускорением и искажением протекания психических процессов. Аффективные нарушения также могут иметь атипичные черты в виде слабой выраженности, «незаметности», стертости симптомов. Вместо подавленного настроения и жалоб на «тоску» возникают сомато-неврологические симптомы (головокружения, боли в сердце и других частях тела) и отклонения в поведении. [1] Эти характерологические особенности, проявляющиеся в подростком возрасте, А. Е. Личко назвал «переходящими подростковыми акцентуациями характера». [2]

С  взрослeнием  черты  акцентуаций  обычно  сглаживаются.  Это позволяет нам   говорить   о   «преходящих    подростковых    акцентуациях характера». Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.  Наибольшую известность получил  термин К. Леонгарда  «акцентуированная личность».  Однако  правильнее  говорить   об   «акцентуациях   характера». Личность -  понятие  гораздо  более  сложное,  чем  характер.  Она  включает интеллект, способности, наклонности, миpoвoззрение и  т.д.  В  описаниях  К. Леонгарда речь идет именно о типах характера.

Акцентуации характера  —  это  крайние  варианты  нормы,  при  которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего  обнаруживается избирательная  уязвимость  в  отношении   определенного   рода   психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.

Явная  акцентуация.  Эта  степень  акцентуации  относится  к   крайним вариантам  нормы.  Она  отличается   наличием   довольно   постоянных   черт определенного типа  характера.  Тщательно  собранный  анамнез,  сведения  от близких, непродолжительное  наблюдение,  особенно  в  среде  сверстников,  а также результаты экспериментально - патохарактерологической оценки  с  помощью диагностического   опросника   позволяют   распознать   этот   тип.   Однако выраженность   черт   определенного   типа   не   препятствует   возможности удовлетворительной  социальной  адаптации.   Занимаемое   положение   обычно соответствует  способностям  и   возможностям.   В   подростковом   возрасте особенности  характера  часто  заостряются,  а  при   действии   психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут  наступать временные нарушения адаптации, отклонения  в  поведении.  При  повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но  компенсируются  и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо  должна  быть  отнесена  не  к крайним, а к обычным  вариантам  нормы.  В  обыденных,  привычных  условиях, черты  определенного  типа  характера  выражены  слабо  или  не  проявляются совсем. Даже при  продолжительном  наблюдении,  разносторонних  контактах  и детальном  ознакомлении  с  биографией  трудно   бывает   составить   четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа  могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций  и  психических травм,  которые  предъявляют  повышенные  требования  к  «месту  наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не  только  не вызывают психических расстройств, но могут даже  не  выявить  характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит  к  заметной социальной дезадаптации.

Динамика акцентуаций характера может идти по двум путям: акцентуация может быть проходящей, несущей транзитивный характер. Второй путь динамических изменений при акцентуациях характера подразумевает его стойкие изменения. Этот путь может быть нескольких видов:

1.      Переход явной акцентуации в скрытую. При взрослении и под влиянием накопленного жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются или компенсируются.

2.      Формирование на почве акцентуации характера психопатического развития под действием неблагоприятных условий среды. В этих случаях динамические изменения выходят за рамки вариантов нормы.

3.      Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с первоначальным типа, причем черты нового типа могут делаться доминирующими.   В некоторых случаях акцентуации характера являются необходимым модулятором человеческой деятельности, позволяющим преодолевать препятствия и трудности, не замечая иногда помехи отвлеченно – эстетического свойства. В то же время излишняя конформность и слепое подчинение «нормам» могут стеснять человека в выборе решения и мешать ему в достижении цели. [3]

За счет  индивидуально-психологических  особенностей,  таких как  акцентуации характера,  неадекватная  самооценка,   нарушение   эмоционально - волевой   и эмоционально - коммутативной  сферы,   могут   возникнуть   устойчивые   формы психосоциальной   дезадаптации.   Подростки   с   акцентуациями    характера составляют  группу  повышенного  риска  развития  расстройств в связи с их уязвимостью к  определенным  пагубным  влияниям  среды или  психических  травм.  Являясь  крайними  вариантами  нормы   акцентуации характера,  выступают  как  фактор,  повышающий  риск  развития  психогенных нервно-психических расстройств или расстройств поведения.

Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может  стать отклоняющееся поведение. В большинстве случаев ребенок воспитывается в  духе соблюдения норм и правил поведения. Однако когда имеет место  отклоняющееся поведение, ребенок находится  в  неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается  противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий  подросток  ­–  правонарушитель рос без  отца,  а  в  тех  случаях,  когда  были  оба  родителя,  у  каждого четвертого отец страдал алкоголизмом. Часто подростки не удовлетворены  взаимоотношениями  с  родителями.  В современном обществе налицо нерешенность проблемы «отцов и  детей»,  которая проявляется  в  нестабильности  положения  подростка  в  семье,   отсутствии благоприятного  микроклимата,  препятствующем  возникновению  отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.  Поведение  родителей  влияет  на  поведение  ребенка,   прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка  значимыми  людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок  в  душе осуждает родителя, его манеру поведения, он  поневоле  подражает  ему,  т.к. репертуар уже знаком).

Таким образом, у многих подростков наблюдаются «акцентуации характера», при которых заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющегося поведения. Акцентуации у некоторых подростков могут усиливаться из-за недостаточного эффективного развития интеллекта и способности к рефлексии.

Список литературы:

 

1.      Боев И.В.. Пограничная аномальная личность. – Ставрополь, изд. СГУ., 1999

2.      Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999

3.      Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая хащита: направления и методы: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 2312с. С.57 – 58

4.      Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей подростков: Распознавание, лечение, профилактика. – М.: «Когито-Центр», 2006. – 181с. С. 27

 

 

Основные термины: акцентуаций характера, акцентуации характера, Типы акцентуаций характера, черты характера, заострение характера подростков, периоде становления характера, отдельные черты характера, степени акцентуации характера, акцентуированные черты характера, акцентуации характера психопатического, патологические  аномалии характера, случаях акцентуации характера, Динамика акцентуаций характера, повзрослении особенности характера, определенном типе характера, типов акцентуаций характера, типах характера, с   акцентуациями    характера, акцентуациях характера, девиантного поведения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle