Библиографическое описание:

Петунин О. В. Об активизации познавательной самостоятельности старших школьников в свете модернизации российского образования // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 280-284.

Современная эпоха вносит существенные коррективы в организацию образования. Глубокие и динамичные изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, актуализировали интегративные процессы. Идет интенсивное формирование единого информационного пространства. Образование становится непрерывным, выходит за рамки отдельных учебных учреждений, разрастается до пределов всей человеческой жизни. Оно все более приобретает личностно ориентированный и самостоятельный характер. Человек сам выстраивает индивидуальные маршруты собственного развития, видоизменяет образовательные системы в соответствии со своими внутренними потребностями.

В связи с этим традиционные учебные учреждения утрачивают монополию на выполнение образовательных функций. Их приобретают субъекты различной политической, социальной, правоохранительной, культурной деятельности. Социум постепенно превращается в большую, сложноорганизованную школу, в которой главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества. Как следствие, одной из главных задач школы на современном этапе является активизация у школьников познавательной самостоятельности, познавательных интересов, развитие стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу. Особенно актуальной эта задача становится на старшей ступени общего образования.

Активизация познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе понимается нами, как систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности, самостоятельности учащихся в познавательной деятельности, усвоении знаний, формировании умений, навыков и применении их на практике.

«По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4–6 %. Это означает, что около 50 % профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объём времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28 % общего объёма времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода» [1]. Поэтому актуальность проблемы формирования и активизации самостоятельности личности в образовательном процессе была отражена в стратегических направлениях модернизации российского образования.

Проблема модернизации отечественного образования была обозначена в августе 1999 года на заседании Государственного Совета РФ. Начиная с 2000 года, на основе Закона РФ «Об образовании» от 1992 года был принят ряд важнейших документов, по сути определяющих стратегию развития российского образования в первой четверти XXI века.

Основополагающий документ, устанавливающий стратегию и основные направления развития образования, – Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», организационной основой государственной политики Российской Федерации в этой сфере является Федеральная программа развития образования, которая рассчитана на 2006–2010 годы. Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В этой связи школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено, что «базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [2].

При этом важнейшими задачами воспитания приняты: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Таким образом, в основополагающих документах, устанавливающих стратегию и основные направления развития образования в российском обществе, мы видим актуализацию проблемы активизации познавательной самостоятельности личности в образовательном процессе через его  нацеленность на развитие творческой, социально-активной и самостоятельной личности. Но, к сожалению, несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, и увеличение бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы вполне удовлетворяет общество.

В недавно принятой Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы на этот счёт делаются поразительные выводы.

В концепции изложены факты о подчас катастрофическом положении образовательной отрасли: «система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживает активность и самостоятельность личности на рынке труда». И далее делается основополагающий реальный вывод: «Образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению государства на мировой арене, не может считаться качественным» [1]. Иными словами, Правительство Российской Федерации по существу признаёт, что образование, которое транслируется сегодня соответствующими учреждениями всех уровней, является некачественным. И это несмотря на реализацию двух этапов Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, нацеленной на обеспечение современного качества образования.

«Более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования и около трети выпускников учреждений среднего профессионального образования, – продолжает повествовать Концепция, – не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. А в случае поступления на работу по специальности они не владеют современными и эффективными способами деятельности на производстве. Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности» [1].

На фоне образа обучающегося-иждивенца, констатации отсутствия в России качественного образования и образовательных учреждений, ответственных за собственную деятельность, в Концепции содержится информация, предупреждающая общество о том, что в случае пассивности в деле активизации качественных изменений в образовательной среде российскую систему просвещения в том виде, в каком она функционирует в настоящее время, ждёт, как минимум, дальнейшая стагнация.

По нашему мнению, значительная степень несоответствия заявляемых целей и задач преобразований результатам, которые достигаются в процессе их реализации, является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. Это происходит из-за того, что в Законе РФ «Об образовании» цели образования точно не сформулированы. В представленных в нем принципах государственной политики в области образования воплощены определенные ценностные ориентиры: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; светский характер образования, свобода и плюрализм.

Далее в этом законе выделены ценностные ориентиры содержания образования, определяющие его личностную, общественную и государственную направленность. Однако, по нашему мнению, реализация всех аспектов целей образования, в неявном виде присутствующих в тексте, направлена на становление и развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства, но задача самоопределения и самореализации личности не поставлена.

Кроме того, подобным образом обозначенные цели – не инструментальны. Для того чтобы послужить инструментом отбора содержания образования, цели должны быть конкретизированы. Необходимо определить, что представляет собой адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, какой объем содержания образования должен быть усвоен учеником, чтобы обеспечивался этот уровень. То же самое происходит с адекватной современному уровню знаний картиной мира: необходимо конкретно осознавать, что включает в себя эта картина мира, какими представлениями, понятиями, мировоззренческими идеями должны руководствоваться учащиеся.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года цели образования представлены в виде характеристики личности выпускника. Сказано, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются самостоятельностью, мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Эти требования к выпускнику еще в меньшей степени инструментальны. Возникают вопросы: что характеризует современную образованность выпускника школы, а что несовременную; как сочетаются нравственность и предприимчивость, как определить, отличается ли выпускник самостоятельностью, мобильностью, динамизмом, конструктивностью, как выявить эти качества личности?

Недостаточная инструментальность, противоречивость поставленных целей явно прослеживаются в ходе анализа Государственных стандартов образования, где цели основной школы формулируются более конкретно с учетом условий организации учебного процесса. Вместе с тем отталкиваются они от целей, сформулированных в концептуальных и нормативных документах. Цели основной школы сводятся к формированию целостного представления о мире, приобретению опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания. Отмечается необходимость подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору путей жизненного и профессионального самоопределения, но не указывается формы и методы решения поставленных задач. Хотя, по нашему мнению, сегодня сам замысел изменения характера общего образования во многом связан с иной методологией решения вопроса самостоятельности школьника.

Как бы то не было, но Национальная доктрина образования в РФ в ряду основных целей и задач выдвигает формирование «навыков самообразования, самореализации личности», а Концепция модернизации образования в РФ самостоятельность включает в перечень ключевых компетентностей, то есть выводит в статус образовательных ценностей. Сплошной линией в логике поступательного образования ученика проходит идея развития самостоятельности; в расчете на активизацию познавательной самостоятельности старших школьников, предлагается конструировать педагогический процесс, его содержание, методы и средства.

 

Библиографический список

1.                  Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р // www.fcpro.ru.

2.                  Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // www.president.kremlin.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle