Мы знаем, что внутри каждого яблока есть семена, но меня заинтересовал другой вопрос: «Почему же семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?»
Целью представленной исследовательской работы является рассмотрение влияния внешних факторов на проращивание семян яблока.
Объект исследования: внешние факторы, влияющие на прорастание семечка яблока.
Предмет исследования: семечки яблока.
Мной были сформулированы следующие задачи:
– Собрать информацию о растении яблоня.
– Выделить основные условия, влияющие на проращивание семян.
– На практике установить, как влияет на проращивание семян наличие или отсутствие света, влаги и тепла.
Гипотеза: предположим, что для прорастания семечка яблока необходимы все условия: свет, тепло и влага.
Исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части я изучила вопросы проращивания семян и обработала необходимую информацию. В практической части использовала опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых мною были сделаны соответствующие выводы.
Практическая значимость исследования: применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке.
Всему живому на Земле необходим солнечный свет. Но особенно он необходим для жизни растений, именно потому растения всегда стараются повернуться к солнцу. Без солнечного света растение развиваться не может. Свет представляет им необходимую лучистую энергию для фотосинтеза, то есть участвует в образовании органических веществ, необходимых для роста и развития
При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества, и выделяется кислород. Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием растений. Если света растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными. [1, с.32]
Тепло — необходимое условие жизни. Количество тепла условно можно выразить температурой. Каждый вид произрастает там, где для него складываются благоприятные температурные условия. Для прорастания семян бывают достаточны более низкие температуры, чем для дальнейшего роста растений, цветения, плодоношения. Зимнее промораживание семян часто повышает их всхожесть. [1, с.47]
Для одного и того же растения в разные периоды его жизни необходимо разное количество тепла. [2, с.121]
Некоторые семена подвергаются стратификации — закаливанию в холодильнике. Можно воспользоваться другим проверенным способом, который успешно применяли еще монахи Валаамского монастыря при возделывании яблоневого сада. [3, с.77]
Вода — источник существования всех живых организмов. Растения не могут функционировать без необходимой им влаги, она требуется для множества процессов, в том числе и обеспечивающих их жизнедеятельность.
Эксперимент №1: Влияние влаги ивоздуха на прорастание семени
Цель: выяснить, какие внешние факторы влияют на прорастание семян.
Что делали: взяли три пустых стакана и положили на дно каждого по три яблочных семечка. В первом — оставили семена, как есть (в нём будет только воздух). Во второй — налили воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполнили водой до половины. Все три стакана накрыли стеклом и оставили на свету.
Что наблюдали: впервом стакане (воздух) — семена остались без изменения, во втором (вода + воздух) — набухли и проросли, а в третьем (вода) — только набухли, но не проросли.
Вывод: семена легко впитывают воду и набухают, увеличиваясь в объёме. Однако, если, как это в третьем стакане, воздух не имеет доступа к семенам, то они, хотя и набухли, но не проросли. Семена проросли только во втором стакане, где к ним был доступ и воды, и воздуха. В первом стакане не было изменений, так как к семенам не поступила влага. Значит, для прорастания семян необходимы вода и воздух.
Эксперимент №2: Влияние температуры на прорастание семени.
Цель: подтвердить на опыте, что помимо влаги и кислорода на прорастание семян влияют и температурные условия.
Что делали: в два пустых стакана положили по три яблочных семечка и налили воды, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накрыли стаканы стеклом. Один стакан оставили в комнате при температуре +19–21ºС, а другой — поставили в холодильник, где температура не выше +3–4ºС.
Вывод: семена проросли только в стакане, который стоял в комнате. Следовательно, для прорастания семян необходима ещё и определённая температура окружающей среды.
Эксперимент №3: Вкакой жидкости прорастут семена.
Цель: выяснить, в какой воде семена прорастают лучше.
Что делали: взяли два стакана и положили на дно каждого по три яблочных семечка. В первый стакан налили обычную воду, а во второй стакан — сладкую (с сахаром). Поставила оба стакана в теплое место, наблюдала в течение двух недель.
Вывод: после двух недель семена проросли в стакане с обычной водой, а в стакане со сладкой водой — сморщились и засохли. Следовательно, для прорастания семян яблоканеобходима обычная вода. То есть даже при обилии влаги, семена могут страдать от засухи.В соке плодов яблони содержится железо, витамин С. Они прочно удерживают воду, не дают пройти воде сквозь водонепроницаемую кожуру — оболочку семян. Поэтому семена в яблоке не растут. Это исследование помогло мне понять отсутствие ростков у семян внутри яблока.
Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, я провела ряд опытных работ, в результате которых на практике убедилась в том, что семечкам яблока для прорастания необходима: влага, тепло и определенная температура окружающей среды. Эти факторы влияют на скорость прорастания, на количество и качество полученных всходов.
Своими наблюдениями и выводами я поделилась со своими одноклассниками.
Литература:
- Залетаева И. А. Книга о растениях.- М.: «Колос», 1994.
- Лэм Э. К. Растения — М.: «Мир», 1998.
- Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа: Введение в биологию и экологию. 5 класс — М.: Вентана-Граф, 2004.
- Удалова Р. А. В мире растений — Л.: «Наука», 1997.
- Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1990.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/