История становления Новокузнецкого вокзала, железнодорожного сообщения между Новокузнецком и остальной частью страны.
История города начинается с 1618 года. История железнодорожного сообщения города Новокузнецка начинается намного позже. Город не находится на Транссибирской магистрали, строительство которой велось с 1891–1916 гг. Пробное движение до станции Кузнецк началось в 1924 году [1].
С чего же начинается история Новокузнецкого вокзала? Для этого необходимо понять, что есть вокзал.
В Большой Советской Энциклопедии 1951 года выпуска, мы можем найти следующее определение вокзала: «Вокзал — здание, сооружаемое на промежуточных, узловых и конечных станциях путей сообщения непосредственно у ж.-д. линий, пристаней и аэропортах для обслуживания пассажиров…. Железнодорожные вокзалы обслуживают наибольшее число пассажиров, поэтому они являются наиболее развитыми и характерными сооружениями этого типа.
Здание вокзала содержит следующие помещения: 1) Вестибюли — большие залы для приема входящих из города или прибывающих поездов пассажиров и распределение их по другим, последующим помещениям. По обслуживанию различают вестибюли отправления, прибытия дальних и местных пассажиров, пригородные и совмещенные. Вестибюли устраиваются таким образом, чтобы движение пассажирских потоков было прямоточным и разделенным. Чтобы не перегружать вестибюли пассажирами, устраиваются прямые проходы с привокзальной площади на пассажирские платформы и обратно. 2) Кассовый зал с расположенными в нём билетными кассами. Крупные вокзалы, обслуживающие большие массы пассажиров, должны располагать самостоятельными кассами: дальнего следования (по различным направлениям), местного сообщения, пригородного сообщения, транзитного сообщения (для компостирования проездных билетов), воинскими, сезонными, курортными, дополнительными кассами для усиленного летнего пригородного движения….3) Багажные помещения — камеры хранения ручной клади, кладовые для приема и выдачи багажа, кладовые для хранения и сортировки багажа. В некоторых случаях кладовая — пакгауз для приема багажа — представляет собой отдельное помещение, расположенное вблизи, что особенно целесообразно для длительного хранения прибывающего пассажирского багажа…4) Залы ожидания для пассажиров отбывающих и прибывающих поездов. Таких залов может быть несколько. Иногда зал ожидания совмещается вестибюлем и билетно-багажными кассами. 5) Буфеты-рестораны. …6) Группа помещений для обслуживания различных бытовых и культурных нужд пассажиров: помещение матери и ребёнка, помещение для санитарно-медицинского обслуживания, агитпункт, почта, телеграф, сберкасса, курительные, уборные, парикмахерские, гостиницы или помещения для длительного отдыха пассажиров, а на курортных вокзалах — помещения для приезжающих больных. 7) Группа служебных помещений, которым относятся помещения дежурного по станции, дежурного по посадке, кондукторских бригад и др. Все эти помещения приспособлены для быстрой связи с поездами, путями, платформами.
К элементам вокзала относятся также вспомогательные сооружения, предназначенные для наилучшей организации посадки и высадки пассажиров и их перемещения к поездам и с поездов…
Здание вокзала по своим размерам и значению обычно выделяется в городе, и нередко весь ансамбль построек на площади перед зданием вокзала подчинён ему в архитектурном отношении» [2].
В силу ряда причин город-сад при станции Кузнецк не получили своего полного развития. В нем не были возведены монументальные строения: вокзал, церковь, общественные здания. Единственным капитальным сооружением Сад-Города этого периода стало небольшое (в сравнении с проектом), но весьма стильное по исполнению здание управления железной дороги, выполненное из дикого камня. Здание сохранилось до нашего времени и располагается на третье платформе современного вокзала возле виадука, получив не так давно статус регионального памятника истории и культуры (права, это строение ошибочно считают первым вокзалом города, каковым оно никогда не являлось). Но есть точка зрения, которая определяет данное здание как первый вокзал, дата постройки 1925 [1]. Но с тем, что данное здание было вокзалом, трудно согласиться, так как данное здание не выполняло все функции, которые характерны для вокзала.
Уже в 1930 году первый паровоз пришел из Кузнецка на станцию Кандалеп. А 1 января 1931 года отсюда началось прямое сообщение поездов «Москва-Кузнецк». 21 апреля 1932 через эту станцию был отравлен первый состав с продукцией КМК, и уже через два дня, 24 апреля 1932-го, началось строительство станции Ново-Кузнецк Сортировочная, которая на себя взяла промышленные перевозки.
Оба вокзала располагались за путями. Такое местоположение со временем стало создавать массу неудобств, тем более что никакого пешеходного перехода к вокзалам не было, кроме деревянных настилов [3]. Утверждение, что это вокзалы, весьма сомнительны, скорее это небольшие железнодорожные станции, имеющие некоторые признаки вокзала.
Став основной металлургической и угольной базой страны на долгие годы, наш город быстро рос. С ним разрасталось и железнодорожное хозяйство. Так, в 1934 году на станции было уже 12 путей в товарном парке и два пути для перевозки пассажиров [4].
К постройке вокзала подошли только в конце 50-х — начале 60-х годов.
Вокзал был сдан строгой госкомиссии 20 декабря 1962 года с оценкой «хорошо». На стройке вокзала было уложено 25610 кубометров бетона, железобетона, кирпича и металлоконструкций. Багажный и пассажирские тоннели протянулись на 220 метров — постарался поезд № 901 «Тоннельметростроя». Строить по проекту надо было монолитным, но это оказалось сложно и дорого: решили строить из сборного железобетона — из 36 секций по 3 тонн каждая. Вместе с вокзалом сданы самый длинный в Кузбассе виадук ж/д путям и в завокзальную часть города и мост путепровод через Горбуниху в створе строившейся тогда же улицы Циолковского. Торжественно открыли вокзал 27 декабря 1962 года [5].
Небезынтересный факт — все вокзалы двойники типа нашего имели противоречивую стилистику: снаружи — поздний сталинский классицизм, хотя и без помпезности, а внутри — нарочито демократическая хрущевская отделка дешевым ракушечником, который до 2012 года сохранял колорит своей эпохи [3].
Уже 14 октября 1963 года на станции Новокузнецк была образована колонна пригородного движения поездов локомотивного депо — через вокзал пошел мощный поток дачников — начиналась эпоха массового садоводства. Поток дачников резко возрос после ввода 5 ноября 1969 года электрифицированного участка ж/д пути «Новокузнецк — Мундыбаш». А к такому потоку вокзал был не вполне готов — при расчётном пассажиропотоке в 1800 человек в сутки уже в 1976 году через него стало проходить до 16 тысяч пассажиров — почти в десять раз больше! Тогда справа от вокзала срочно возвели пригородные кассы — автоматы на улице, которые простояли до 1995 года [5].
Последующие годы вокзал не раз подвергался ремонту и реконструкции, улучшились условия труда работников вокзала, расширилась сфера услуг, предоставляемых пассажирам.
С 1975 по 1990 годы через станцию Новокузнецк проезжали миксеровозы с жидким чугуном от КМК до ЗСМК.
Последняя реконструкция проводилась в 2011–2013 годах, когда был построен пригородный вокзал, перестроено здание пассажирского вокзала, реконструированы наземные и подземные переходы.
В период с 2019 по 2023 годы вокзал был лишён трамвайного сообщения вследствие демонтажа путей на проспекте Металлургов (до этого, в 2015 году были демонтированы пути на проспекте Курако). После постройки в 2023 году нового разворотного трамвайного кольца на Привокзальной площади трамвайное сообщение с вокзалом было восстановлено [6].
Таким образом, история возникновения Новокузнецкого вокзала является важным этапом в развитии транспортной инфраструктуры города Новокузнецка. От постройки первого вокзала в 1962 году до современных реконструкций и модернизаций, вокзал остается неотъемлемой частью жизни города и ключевым транспортным узлом для пассажиров и грузовых перевозок. История Новокузнецкого вокзала отражает не только технический прогресс и развитие железнодорожной сети, но и социально-экономические изменения в регионе. Новокузнецкий вокзал стал символом связи города с другими регионами России и важным элементом инфраструктуры для развития экономики и туризма. В результате, история Новокузнецкого вокзала отражает значимость железнодорожного транспорта для развития города и страны в целом.
Литература:
- Прогулки по старому Кузнецку: очерки по истории города/ автор-составитель И. И. Казанцева; [авторы: П. П. Лизогуб, Е. Н. Крюков, И. И. Казанцева; редактор И. И. Казанцева; корректор О. Е. Натальина; компьютерная верстка И. И. Казанцева]. Новокузнецк: Кузнецкая книга, 2016. 292 с. Ил. — К 400-летию Новокузнецка. — (Проект «Кузнецк-400») — С.273.
- Вокзал. — Большая Советская Энциклопедия. Главный редактор Б. А. Введенский. — Т.8 (ВИБРАФОН — ВОЛОВО). — Второе издание. — Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». — Москва. 1951. — 648 с. — С. 599–601.
- Куйбышевский район: главные ворота города//Наш город Новокузнецк, 4(55), 2013. С.33
- Юрий Беседа. Вокзал Новокузнецка: прошлое, настоящее, будущее. //Новокузнецк, четверг, 4 августа, год 2005, № 23 (023) — С.3
- Вячеслав Паничкин. Главные ворота города//Кузнецкий рабочий, 30 июля 2013 года (№ 85) — С.3
- Новокузнецк (станция)- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новокузнецк_(станция) — (дата обращения: 29.10.2024, свободный доступ).