Музыкальная метафора в сказочной повести Вали Филиппенко «Папа ищет работу» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №9 (83) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.10.2024

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Баймиева, Е. Е. Музыкальная метафора в сказочной повести Вали Филиппенко «Папа ищет работу» / Е. Е. Баймиева, С. Ю. Неганова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 9 (83). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/83/4642/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье исследуется специфика музыкальной метафоры в повести Вали Филиппенко «Папа ищет работу», рассматривается антропоморфная метафора, уделяется внимание своеобразию музыкального эпитета.

Ключевые слова: музыкальная метафора, антропоморфная метафора, музыкальный эпитет.

Сказочная повесть Вали Филиппенко «Папа ищет работу», вышедшая в 2022 году в серии «Лучшая новая книжка» для младшего и среднего школьного возраста, стала одной из самых ярких новинок детского книжного сезона названного года.

На первый взгляд, перед нами повествование о поиске своего призвания, места в жизни, однако эта вполне обычная история под пером автора превращается в настоящую сказку, которая создается за счет особого стиля, необычной манера Вали Филиппенко. Именно стиль и позволяет говорить о сказочности описываемой истории. А одной из особенностей стиля является музыкальность этой повести. С одной стороны, музыка напрямую связана с сюжетом, с другой, сам авторский стиль Вали Филиппенко, легкий и ироничный, напоминает музыкальные импровизации, где важное место занимают музыкальные метафоры.

К изучению музыкальной метафоры литературоведении в разное время обращались: С. Б. Козинец и К. А. Соломатина [1], Д. Е. Хохонин [4], В. Ю. Коротун [2]. Обобщая умозаключения названных исследователей, приведем несколько определений музыкальной метафоры.

Музыкальная метафора — это использование музыкальных терминов, образов и ассоциаций для описания и передачи определенного значения или состояния. Она позволяет перенести эмоции, настроение и смысл из музыкальной сферы в другие области, создавая более яркое и запоминающееся впечатление.

Музыкальная метафора — это используемое в литературе сравнение с музыкой, она помогает создать определенную атмосферу и передать эмоциональную глубину произведения, описать настроения персонажей или передать их определенное эмоциональное состояние.

Музыкальная метафора — это ритмическое, мелодичное и образное использование музыкальных терминов и концепций для описания и передачи смысла в тексте, речи или других формах коммуникации.

Из представленных определений следует, что музыкальная метафора в первую очередь используется для описания и передачи различных состояний, впечатлений и эмоций.

Литературоведы считают, что особенности музыкальной метафоры заключаются в следующем: музыкальные метафоры помогают автору раскрыть образ героя, передать его эмоциональные состояния; описывают окружающую обстановку, предметы интерьера и вещи человека; могут передавать ритм, темп и динамику произведения, используя соответствующие сравнения, и создавать динамические и энергичные образы, которые сделают чтение более интересным и захватывающим. Кроме того, музыкальные метафоры могут передавать интонацию музыки, давая читателю представление о настроении и эмоциональной окраске произведения, вызвать эмоциональный отклик у читателя и помочь представить абстрактные или сложные идеи в более конкретной и понятной форме. Она может создать визуальные образы и ассоциации, которые помогут запомнить информацию и улучшить ее восприятие.

В целом, музыкальная метафора используется в литературе для создания образности и эмоциональной глубины текста. Звуки, ритмы и мелодии музыки передаются через слова и образы, чтобы передать определенные настроения, ассоциации и идеи.

Повесть Вали Филиппенко «Папа ищет работу» начинается с того, что отца главной героини увольняют с работы. С этого момента возникает череда ярких и удивительных приключений: день за днём Папа, который обладает великолепным слухом и прекрасно играет на различных музыкальных инструментах, читает газеты с объявлениями и пробует себя в самых неожиданных профессиях — сочинителем мороженого, парикмахером облаков, военачальником воздушных шаров и даже оператором для поиска внутренних жаб! При этом он не видит связь своей жизни с музыкой, хотя, играя в очередной раз на фортепиано, он создал «какую-то невероятную, хрустальную музыку», и эта «музыка сияла и переливалась лучами, парила над комнатой, плавала над кроватями и столом — очень чистая, прозрачная, лёгкая», «а потом вдруг упала на пол — даже не на пол квартиры, а с десятого этажа, разлетелась осколками, рассыпалась и затихла». [3]

С первых страниц произведения становится понятно, что музыка играет особую роль в этой сказочной повести. Во-первых, она напрямую связана с сюжетом, во-вторых, стиль Вали Филиппенко, легкий и ироничный, напоминает музыкальные импровизации.

При анализе сказочной повести было выявлено 27 музыкальных метафор и 20 музыкальных эпитетов. Среди выделенных музыкальных метафор в первую очередь можно отметить метафоры, позволяющие описать звучание музыки, музыкальные инструменты, игру на музыкальных инструментах и самого музыканта (Папу).

Сначала проанализируем метафоры, в которых автор уделяет большое внимание музыкальному звучанию. При этом писатель использует антропоморфные метафоры, которые в качестве одного из прототипов выражают область понятий, связанных с осмыслением человеческой сущности. Так, посредством метафор музыка наделяется характером и настроением подобно человеку. Например, в ряде метафор музыка имеет характер веселого и не обремененного заботами молодого человека. «Музыка полилась такая весёлая и беззаботная, что даже творожные колечки на столе, кажется, заулыбались». [3] «Его пальцы для разминки пробежали по клавишам, а потом как запрыгали, как забегали, как застучали: музыка была очень весёлой, легкой, смешной, будто шкаф танцевал чечётку, а диван ему хлопал, полочки подбрасывали друг друга под потолок, а кухонный стол закружился в паре с кроватью». [3] В других примерах можно видеть образ грозной музыки. «Грянула музыка. Она дрожала, как люстра, знакомо накатывала волнами, лилась под балкон, исчезала и вдруг за стеной обрушивалась на зал из дальнего угла стены». [3]

В художественной картине мира Вали Филиппенко музыка «способна» на действия. Например, «Гроза била в разные углы неба, словно мальчишки во дворе целились то в один, то в другой угол футбольных ворот, а папа сел за фортепьяно и застучал по клавишам, как будто крупные капли дождя стучат по подоконнику. Музыка вырвалась наружу, облетела квартиру и приземлилась на кухне возле телефона». [3] «Звуки взлетали над фортепьяно, кружились вокруг меня, под потолком люстры, переливались в хрустальных плафонах и отражались от окон». [3] «Музыка сияла и переливалась лучами, парила над комнатой, плавала над кроватями и столом — очень чистая, прозрачная, легкая. А потом вдруг упала на пол — даже не на пол квартиры, с десятого этажа, разлетелась осколками, рассыпалась и затихла». [3]

На действия способны и музыкальные произведения в повести Вали Филиппенко: «Звонкий вальс, балеты «Щелкунчик» и «Двенадцать месяцев» закружили гостиную, и мне показалось, что морозных узоров бумажных снежинок на окне стало ещё больше». [3] «А по комнате вальсировал этюд «К Элизе»». [3]

Таким образом, описывая звучание музыки, Валя Филиппенко использует преимущественно антропоморфные метафоры, предлагая музыке жить по образу и подобию человека.

В сказочной повести «Папа ищет работу» встречаются и метафоры, характеризующие музыкальные инструменты. При этом также доминирует антропоморфная метафора. Например, описание звуков фортепиано: «Инструмент загудел торжественно, прямо, строго, музыка пахла взглядом в светлое будущее». [3] Или описание барабанов: «Барабаны загудели, заухали, заволновались, старейшины закачались в такт». [3] Даже скрипки могут перед концертом готовятся к выступлению. «В зале было темно: раскашливались скрипки и музыканты, ухали трубы, шелестели пышные платья». [3]

Следует отметить, что в основном в повести можно видеть фортепиано, которое иронично сравнивается с человеком. «На фортепьяно были выцарапаны папины инициалы — «А. Г»., клавиши стали совсем желтые, по бокам корпуса потрескался лак, и крышка болталась, как ослабевшая вставная челюсть». [3] Ирония затронула и само слово «фортепьяно»: оно «длинное, как лежащая на выступе у дома водосточная труба». [3] Читая повесть, можно обратить внимание на то, что это слово на протяжении всего повествования пишется по-разному: «фортепьяно» и «фортепиано».

Не менее интересные скрытые сравнения применяются при описании и других музыкальных инструментов: скрипок и барабана. «Сперва он провёл для папы презентацию салона — шкафов со скрипками разных размеров, годов выпуска и звучаний. Они стояли на полках, как сапоги в магазинах, они сидели в ряд, как кролики в клетках на птичьем рынке». [3] «Барабан, как медведь, заворчал в правом углу». [3] Заметим, что музыкальные инструменты сравниваются в первую очередь с образами животных.

При помощи сравнений с музыкальными инструментами описывается душевное и физическое состояние главного героя произведения — Папы: «Он был весь расстроен, как старое пианино. Всё ронял. Стучал подошвами, как клавесин. Гудел себе под нос, как труба. Это был целый концерт недовольного папы». [3] Зачастую Валя Филиппенко использует и музыкальные эпитеты для передачи состояния героя: «Он перестал дуться, как туча, отказываться от еды и по ночам играть на фортепиано какую-то грустную, пугающую музыку, похожую то ли на ураган, то ли на шторм, то ли на очередь к стоматологу». [3] То есть грустная и пугающая мелодия ясно демонстрирует внутренние противоречия героя. Физическое и душевное состояние музыканта на протяжении всего произведения отражено в эпитетах, характеризующих саму музыку. На протяжении произведения неоднократно меняется жизненная ситуация главного героя, которого преследуют удачи и разочарования, и меняется его настроение. И каждый раз на страницах повести звучит разная музыка. Она может быть грустной, пугающей, порой становится беззаботной и легкой, иногда — весёлой и смешной. А отдельных случаях Валя Филиппенко использует совсем необычные эпитеты для характеристики музыки: хрустальная, чистая, прозрачная, прохладная и даже водянистая. Такая характеристика музыки появляется в те моменты, когда Папа приходит к душевному равновесию, обретает гармонию с самим собой.

Таким образом, метафоры музыкальных инструментов не являются многочисленными. При характеристике инструментов используются исключительно антропоморфные метафоры, которые передают внутреннее состояние главного героя произведения. При этом большую роль играют музыкальные эпитеты, которые являются необычными и меняются в зависимости в зависимости от ситуации, в которой оказывается герой.

Также обнаруживаются метафоры, репрезентирующие Папу и его игру на музыкальных инструментах. «Он играл медленно, мелодия плескалась, словно вода у бортов лодки, и стихала, как кран на кухне». [3] Валя Филиппенко иногда фокусирует внимание читателя на голосе, руках, ногах, пальцах и движениях музыканта, которые метафоризируются отдельно от исполнителя, уподобляясь человеку. «Его пальцы для разминки пробежали по клавишам, а потом как запрыгали, как забегали, как застучали: музыка была очень весёлой, легкой, смешной, будто шкаф танцевал чечётку, а диван ему хлопал, полочки подбрасывали друг друга под потолок, а кухонный стол закружился в паре с кроватью». [3] «Он ударял по клавишам, словно каблуками по полу, и выбивал из инструмента очень чёткий, красивый ритм». [3] «Папа решительным движением открыл крышку фортепиано и ударил по клавишам, будто по ребрам моей хандры». [3] Мы видим, пальцы музыканта могут «бежать» и «прыгать», показывая быстрый темп звучащей мелодии и высокую технику исполнения. То есть в метафорах Вали Филиппенко у музыканта, страстно исполняющего мелодию, могут быть антропоморфные черты у рук и пальцев.

Таким образом, Валя Филиппенко в своей сказочной повести «Папа ищет работу» повествует о музыкальном искусстве главного героя, описывая звучание музыки, музыкальные инструменты, самого Папу и процесс исполнения. При этом наблюдается доминирование антропоморфной метафоры. Музыкальные метафоры встречаются довольно часто в повести и позволяют оживить повествование, сделать его более насыщенным и ярким, а образы запоминающимися.

Литература:

  1. Козинец, С. Б. Метафоризация музыкальных терминов в русском языке [Текст] / С. Б. Козинец, К. А. Соломатин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 6 (2). — С. 276–279.
  2. Коротун, В. Ю. Метафоризация лексем, обозначающих приемы игры на музыкальных инструментах и музыкальные штрихи (на материале масс-медийного дискурса) [Текст] / В. Ю. Коротун // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 6 (60), ч. 2. — С. 93–96.
  3. Филиппенко, Валя. Папа ищет работу: [для младшего и среднего школьного возраста]. — М.: Самокат, 2022. — 176 с.
  4. Хохонин, Д. Е. Лексика семантической сферы «Музыка» в метафорическом использовании [Текст]: дис. … канд. филол. наук / Д. Е. Хохонин. — Воронеж, 2014. — 159 с.


Ключевые слова

антропоморфная метафора, музыкальная метафора, музыкальный эпитет

Похожие статьи

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»

В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.

Сюжет и фабула в киноповести В. М. Шукшина «Печки-лавочки»

В статье рассмотрена хроникальная последовательность сюжета и фабулы киноповести В. М. Шукшина «Печки лавочки», которые подчинены логике путешествия как познавания, открытия большого мира.

Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless»

Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон»

В статье рассматривается роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон». Отдельное внимание уделяется типам эмоционально-экспрессивной лексики.

Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет»

В статье рассматривается сюжетная модель «Леди Макбет» как архетипическая. Анализируется глубинная логика архетипической модели, её обрядовая основа. Сопоставляются различные сюжетные мотивы в мифологии разных народов с рассматриваемой моделью.

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Метафоры любви и смерти в испаноязычной поэзии

В статье рассматриваются метафоры любви и смерти в испаноязычной поэзии. Выявляются специфика функционирования данных метафор в поэзии испанского поэта Федерико Гарсия Лорки.

Похожие статьи

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»

В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.

Сюжет и фабула в киноповести В. М. Шукшина «Печки-лавочки»

В статье рассмотрена хроникальная последовательность сюжета и фабулы киноповести В. М. Шукшина «Печки лавочки», которые подчинены логике путешествия как познавания, открытия большого мира.

Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless»

Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон»

В статье рассматривается роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон». Отдельное внимание уделяется типам эмоционально-экспрессивной лексики.

Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет»

В статье рассматривается сюжетная модель «Леди Макбет» как архетипическая. Анализируется глубинная логика архетипической модели, её обрядовая основа. Сопоставляются различные сюжетные мотивы в мифологии разных народов с рассматриваемой моделью.

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Метафоры любви и смерти в испаноязычной поэзии

В статье рассматриваются метафоры любви и смерти в испаноязычной поэзии. Выявляются специфика функционирования данных метафор в поэзии испанского поэта Федерико Гарсия Лорки.

Задать вопрос