В статье автор исследует возможность создания туристических маршрутов на Луну.
Ключевые слова: космический туризм, турпакет, Луна.
Человечество живет в третьем тысячелетие. Со дня первого полета человека в космос прошло больше 60 лет, 600 человек уже побывали в космосе. Все околоземное пространство пронизано спутниками, телескопы передают информацию с орбиты, а космический мусор стал проблемой. Космос в нашей жизни стал обычным явлением. Космонавты годами живут на орбитальной станции, посещают Луну, берут пробы грунта. Луна рассматривается как место создания внеземной колонии, для проведения исследований в области планетологии, астрономии, космологии, космической биологии и других дисциплин. Для нас это туристический объект.
Космический туризм — экзотический вид туризма, но мы можем констатировать тот факт, что это уже реальность сегодняшнего дня. Наступил период, когда сказки становятся былью и наша задача найти им достойное применение. Открытие на полюсах Луны льда, стимулировало «вторую лунную гонку» между США, КНР, Россией Евросоюзом, Японией и Индией, в которых предусматривают базы с экипажем и нам важно в этой гонке победить.
Глава 1. Возможность космического туризма
В минувшее тысячелетие мечтать о космических авантюрах для всех и каждого могли лишь дерзкие романтики, писатели и продюсеры фантастических фильмов. Технических решений для воплощения этих идей не было. Про космический туризм впервые высказались Баррона Хилтона и Крафта Эрика [1] в рассказе, опубликованном в 1967 году. 2020 год стал поворотным для космического туризма. Такую услугу готовы предоставить несколько туристических фирм. Организацией полетов туристов занимается Роскосмос и Space Adventures, SpaceX— американская компания, которая уже отправила туристов на МКС и в полет вокруг Земли, а теперь хочет организовать коммерческую экспедицию на Луну, а затем и на Марс. Космический туризм начинался не удачно, после гибели американской учительницы Кристи Маколифф, при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году, правительство США приняло закон, который запрещал непрофессионалам летать в космос. Первым космическим туристом стал американец Деннис Тито: в 2001 г. он оплатил свой полет на МКС из собственных средств.
В России в 2014 году создана компания «Космокурс» при содействии Роскосмоса и фонда «Сколково» с целью продвижения космического туризма на мировом рынке [2]. Первый запуск был назначен на 2021 год, но корректировку внесла пандемия. Частная российская компания «Success Rockets» готовит спутниковую платформу, ракетоноситель и космический буксир для суборбительных полетов в 2024 году. В проект было привлечено 150 млн. долларов. Более 80 стран мира в настоящее время имеют космические программы их миссии связаны с разработкой новых технологий, с исследованиями космического пространства. Коммерческая выручка исчисляется млрд. долларов. 25.04.2018 года Конгресс США в «Законе о свободном коммерческом предпринимательстве в космосе» в пункте 80103, признал, что космос не является достоянием человечества, а решение ООН по космосу необязательно. Поэтому очень важно российской индустрии туризма не проиграть в этой гонке.
Понимая это, роскорпорация Росскосмос, первый канал и студия Yellow, Black an White создали первый в истории пилотируемой космонавтики художественный фильм на МКС «Вызов». Хотелось бы напомнить всем, кто забыл, что первыми были в космосе РУССКИЕ КОСМОНАВТЫ! Этот фильм играет значительную роль в популяризации космоса и космического туризма, что является важным фактом для развития любой индустрии.
Для реализации нашей цели необходимо узнать подробней, кто наш потенциальный турист? Полет Юлии Пересильд и Клима Шипенко на МКС — это прецедент полета в космос людей, профессиональная деятельность которых связана с искусством. За год до этого они даже не подозревали о том, что окажутся в космосе. Среди желающих полететь есть немало известных личностей: Том Хэнкс, Эштон Кутчер, Брэд Питт и Анжелина Джоли.
Итак, это экзотический вид туризма, ему больше 20 лет. Есть желающие стать космическими туристами, и наш потенциальный турист богатый бизнесмен-миллионер. В XXI веке наша страна должна остаться конкурентно способной, несмотря на все существующие вызовы.
Глава 2. Экономический аспект космического туризма
Космический туризм — оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Мировой рынок космического туризма и услуг на сегодняшний день оценивается в 400 млрд. долларов. По оценке Globe Trender мировой рынок может значительно вырасти к 2030 году [3]. В 1986 г. на Международном конгрессе был представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма», который широко обсуждался не только в научных, но в деловых кругах. Были обозначены основные проблемы космического туризма: дороговизна пилотируемых полетов; высокая загруженность МКС; государственная монополия, ограничивающая частную инициативу; высокий риск для жизни туристов.
Изучив тренды развития космического туризма в мире и России, описанные в научных статьях: Э. А. Арсентьева и С. П. Дуреева [4], Лепехина И. В., Корепанова Е. Г. [5], Санников С. В. [6], Корепанова Е. Г. [7], я выяснил, что предпосылками развития данного вида туризма в России являются богатые традиции отечественной космонавтики [8], активное участие страны в освоении космического пространства в настоящее время. Уже есть опыт организации единичных космических туров. Поэтому космический туризм усилит привлекательность страны для зарубежных туристов. Интересен он и для российского туриста.
Изучим спрос и предложение на этом рынке. Такой оригинальный вид услуги оказывают немногие фирмы, это «Роскосмос» и Space Adventures с 2001 г. [9]. Среди этих немногих фирм существует конкуренция. В январе 2008 года Space Adventures поглотила компанию Zero Gravity Corporation, предлагавшую всем желающим испытать ощущение пребывания в открытом космосе, не отправляясь туда физически. Индустрия на стадии зарождения. Выяснилось, что с каждым потенциальным заказчиком цена обсуждается отдельно и зависит от десятков факторов. В этот перечень входит: стоимость материальной части, то есть корабля «Союз МС» и ракеты-носителя «Союз-2.1а»; индивидуальное снаряжение (скафандры, ложементы); медицинское освидетельствование; отбор и подготовка к полету; пусковая услуга; работа профессиональных космонавтов в ходе полета к МКС и на борту станции; послеполетная реабилитация. Отдельно тарифицируются пожелания заказчика в отношении того, чем он или они намерены заниматься на борту: это может быть и программа экспериментов, и многое, многое другое.
Космос — область сложнейших прорывных технологий и колоссальных рисков, сопряженных с опасностью для жизни. У туриста должна быть дорогая страховка жизни. Чем страхование в космической отрасли отличается от страхования в других сферах? Можно ли получить компенсацию, если ракета взорвется на старте? Страхуют ли сотрудников космодромов на случай гибели из-за ошибки? При заключении договора много «подводных камней», например, деньги не возвращают, если клиенту отказали после прохождения медицинских обследования и подготовки. Японский бизнесмен Дайсуке Эномото по этой причине подал на компанию Space Adventures в суд, однако иск был отклонен судом. Нужны добавочные расходы на юристов и медицинскую страховку. Космическим страхованием занимаются немногие компании, этот вид деятельности связан с особо крупными убытками (пока это страховка спутников, космических запусков и объектов). Юридических требований к страхованию таких внеземных путешественников нет, но вопрос уже возник. Страховщики обозначили свою позицию для туристов: никакие существующие страховки в космосе работать не будут [10]. Энтузиасты надеются: когда коммерческие полеты в космос станут регулярными и массовыми, страховщики не упустят этот сектор. Та же Ispace намерена только расширять сферу страхового покрытия — по прогнозам компании, к 2040 году население Луны будет составлять 1 тыс. человек, и около 10 тыс. путешественников ежегодно будут посещать естественный спутник Земли. Такие объемы перевозок и такой бизнес никак не могут остаться без страхового покрытия.
На данный момент выделяются следующие виды космического туризма: орбитальный, суборбитальный и лунный. Приводим таблицу классификации полетов и стоимости услуг.
Таблица 1
№ п/п |
Услуги |
Роскосмос |
Space Adventures |
1 |
Суборбитальные, на них нацелены все частные компании, это короткие полеты без выхода на орбиту Земли |
Полеты в невесомости Стандарт: 420 000 рублей с человека Корпоративный 5 700 000 за группу до 15 человек.
В подарок Настоящий космический тренировочный комбинезон |
Полет на Boeing 727, на высоте свыше 6 км, падения под углом 45 0 (5–7 человек-$5 000) Полет, длящийся несколько часов, из них в невесомости экипаж проведет 5–6 минут. (около $300 000 долларов) |
2 |
Орбитальные полеты, например на МКС |
$44.000.000.долларов |
$55.000.000.долларов 2020 г. объявила об организации выхода в открытый космос |
3 |
Полеты на Луну (расстояние 405696 км); |
Предположительно $2,3 миллиарда долларов |
Предположительно $2,3 миллиарда долларов |
4 |
Межзвездные и галактические перелеты. |
Сведения отсутствуют |
Сведения отсутствуют |
Самым дешевым остается стратосферный туризм [11]. Крупнейший туроператор в России ООО «Страна Космического Туризма», предоставляет услуги, связанные с параболическими маневрами, которые пользуются большим спросом. Стоимость у различных фирм приблизительно одинаковая, но при этом кабина для пассажиров в 2 раза больше, полет в 2 раза выше, продолжительность в 1.5 раз дольше. Однако услуги космического туризма активней продвигаются иностранными фирмами. Для нас может быть интересен опыт удачного маркетинга компании Virgin Calactic. Ее владелец, Ричард Брэнсон, совершил суборбитальный полет в 2021 году, им была достигнута граница космоса и оттуда велась трансляция полета на YouTub. Это стало образцом продвижения космического туризма и позволило американской компании Virgin Calactic получить разрешение на запуск суборбитальных полетов из Нью-Мексико. Цена билета 250 тыс. долларов. Может и в нашем будущем, полет из Москвы на Камчатку станет суборбитальным. Понимая все возрастающий интерес к космическим путешествиям в 2019 году «Роскосмос» заказал два корабля для космических путешествий.
На данное время не наблюдается тенденции к снижению стоимости полетов на МКС, она выросла почти в 3 раза, поэтому не стоит рассчитывать на массового туриста. Хотя есть и оптимистические данные, по документам NASA, весь полет к Луне, включая стоимость всего — от ракеты и корабля до скафандров и луномобилей — стоил не более 2,3 миллиарда долларов, а не 21 миллиард, как может показаться простым делением стоимости программы на число высадок на Луну. Даже сумма в $5 млн. — прогнозируемая стоимость полета через неопределенное количество лет, не позволит считать полеты массовыми. Поэтому пока приходится обходиться туристическими маршрутами на Космодром (по цене путевок в Турцию) и на МКС. Жительница Антигуа и Барбуды выиграла два билета на орбитальный полет Virgin Galactic. А можно ли будет выиграть полет на «Союзе»? Это тоже можно рассматривать как интересный маркетинговый ход. Необходимо изучать опыт различных стран для продвижения продукта, для воспитания будущих космических туристов. Удачный опыт есть у Казахстана. Рост спроса на космические развлечения подтолкнул Казахстан в 2019 году выделить участок в 50 гектаров для создания развлекательной зоны «Байконур» (Специальная экономическая зона). С 12 стартовых площадок за год совершается запусков больше чем с мыса Канаверал. Также туристов знакомят с 15000 экспонатов, связанных с Ю. Гагариным, с МКС, с первым спутником и т. д. Большие надежды возлагаются и на наш космодром «Восточный». Так же госкорпорация «Роскосмос» делегировала Центру эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) право на координацию туристической деятельности. Отобрано 40 туроператоров для организации поездок на космодромы России. XXI век становится веком космического туризма, который в свою очередь перерастет в высокодоходный бизнес. Ведущие корпорации мира крайне заинтересованы в этом бизнесе, а развитие космических технологий сделает полеты в космос реальными для людей.
Глава 3. Возможность полета и высадки туристов на Луну?
Если туризм на МКС стал обычным делом, то что мы знаем о перспективах путешествия на Луну. С 1969–1972 года Луну посетило 12 человек. Еще в 2018 г. компания Илона Маска SpaceX объявила о возможности лунного тура на тяжелой ракете Starship, претендентом на него являлся японский миллиардер-искусствовед Юсуку Маезава. Он выкупил все места на ракете BFR и отправится в полет вокруг Луны вместе с художниками. В полете примет участие 8 человек, управление кораблем будут осуществлять два члена команды. Состояние невесомости 7 дней. Также есть план SpaceX, вместе с Blu Origin Джеффа Безоса по высадке людей на Луну. После долгого перерыва НАСА и Роскосмос объявили возобновление Лунной программы. НАСА объявило имена экипажа пилотируемой миссии Artemis 2, запланированной на сентября 2025 года [12]. В этой программе участвуют три других партнерских агентства: Европейское космическое агентство, Японское агентство аэрокосмических исследований и Канадское космическое агентство. В случае успеха программа «Артемида» восстановит присутствие человека на Луне, впервые после миссии «Аполлон-17» в 1972 году, программа рассчитана до 2033 года.
Освоение дальнего космоса невозможно без освоения Луны, об этом в сентябре 2021 года заявил президент РАН А. Сергеев. Президент РАН считает, что в освоении космоса необходимо международное сотрудничество. Экономическая ситуация не позволяет России и ряду других стран по отдельности вести такие исследования. В проекте участвуют Китай и Россия, открыт он для участия других стран, готовых к равноправному сотрудничеству. Программа рассчитана до 2040г. Эксперименты по данной программе включены в работу МКС. Планируется постройка обитаемой станции на поверхности Луны в период 2031— 2035 годы. Станция должна быть готова к длительным периодам работы и без присутствия людей [13], она будет оснащена луноходами и прыгающим роботом. В данном проекте (на 2023г.) участвуют: Азербайджан, Белоруссия, Китай, ОАЭ, Пакистан, Россия, ЮАР, Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству, швейцарская компания Nano-SPACE.
В августе глава «Роскосмоса» Ю. Борисов [14] заявил, что одним из вариантов продолжения лунной программы может быть повторение миссии по посадке на Южный полюс Луны в 2025–2026 гг. Запуск миссии «Луна-26» запланирован на 2027 год, «Луны-27» — на 2028 год, «Луны-28» — на 2030 год или позже. Лунный взлетно-посадочный комплекс «Орел» планирует доставку и высадку на Луну космонавтов в целях начала строительства лунной базы, также проведения поездок на луномобиле и тестирования робототехнических комплексов. Созданы специальные лунные скафандры, защищающие от радиации. В ближайшее время до 2040 г. лунная программа будет реализована, значит, туризм возможен и востребован.
Глава 4.Создание турпакента для Лунного туриста
Все турфирмы работают по налаженной схеме: оплата—подготовка — полет.
В 2002 году государствами-участниками программы Международной космической станции (МКС) были разработаны общие критерии отбора космонавтов и посетителей МКС, документ носит название «Принципы, касающиеся процессов и критериев отбора, назначения, подготовки и сертификации членов основных экипажей МКС и экспедиций посещения» [15]. В документе определены две категории членов экипажа: профессиональные астронавты (космонавты) и участники космических полетов. Регламентируется отбор. Проверку проходят биографические данные претендентов, и оценивается их поведение как в прошлом, так и в настоящем. Анкета кандидата серьезно проверяется с помощью Интерпола, в том числе и странами-участницами проекта МКС. С целью обеспечения медицинской годности космического туриста медицинское сообщество МКС приняло документ под названием «Медицинские стандарты и процедуры сертификации для участников космического полета МКС». Он предназначен для применения только к участникам космического полета, запускаемым к МКС для полета малой длительности (до 30 суток). Затем Совет по космической медицине МКС (ISS MSMB — Multilateral Space Medicine Board), где и определяются допустимые риски, если они 1–2 %, то его допускают к подготовке. В Совете представлены все агентства стран-участниц программы МКС — по одному человеку от агентства плюс альтернативный член.
Подготовка космонавтов — это система мероприятий, направленная на формирование у специалистов, отобранных для выполнения космических полетов, знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для профессии космонавта-испытателя. Процесс подготовки космонавтов делится на три этапа: общая космическая подготовка; подготовка в составе группы; подготовка в составе экипажа. По завершении курса проводится сертификация. Коммерческим обучением специальности космический турист-участник космического полета на российских кораблях СОЮЗ занимается компания «Атлас Аэроспейс», созданная сотрудниками Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина в 1999 году. Подготовку космических туристов осуществляется в Звездном городке, город Щелково под Москвой, а также в небольших самолетах, в которых создается невесомость (летную, парашютную, физическую (спортивную) и другие виды подготовок). До полета Клима Шипенко и Юлии Пересильд считалось, что на каждый этап необходимо до двух лет подготовки. Теперь мы можем сказать, что срок сократился до шести-четырех месяцев. Существует заблуждение, что турист должен быть абсолютно здоровым, на данный момент времени считается достаточным, чтобы у него не было на момент полета обострения хронических заболеваний. Для этого перед полетом проводится профилактика.
Таким образом, отбор и подготовка туристов регламентируется международными соглашениями.
- Доставка. Покинув территорию планеты, турист должен оказаться в комфортабельном космическом корабле, при этом не должен беспокоиться о безопасности полета. «Роскосмос» совместно с Space Adventures пока остаются лидерами по доставке туристов на орбиту. Не менее интересны разработки по осуществлению суборбитальных полетов компаниями SpaceX, вместе с Blu Origin. Virgin Calactic. Продолжает расти спрос на недорогие ракетоносители, это стимулирует рост рынка космических услуг, в том числе и туризма. Будем патриотами нашей страны и воспользуемся российским кораблем, обеспечивающим приемлемый уровень удобств для туристов. «Орел», прежние названия «Федерация», перспективный российский многоразовый пилотируемый космический корабль. «Орел» создается для следующих задач: обеспечения национальной безопасности; технологической независимости; беспрепятственного доступа России в космос (доставка людей и грузов на орбитальные станции); полета на полярную и экваториальную орбиту Луны, исследование Луны и посадки на нее. Его предназначение — доставка людей и грузов за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. При необходимости облегченный корабль будут использовать для полетов на космические станции, находящиеся на околоземной орбите. Численность экипажа «Орла» составит до шести человек, масса полезного груза до 500 кг.
- Проживание. В зависимости от тура, возможно проживание на МКС в капсулах-гостиницах или на лунных базах. Слой реголита над модулями будет защищать людей от солнечной радиации. Возможно проживание в уже существующих на Луне пещерах и лавовых трубах, которые возникли там в результате древней вулканической активности. Ведутся разработки высокотехнологичного фургона, который называют «мобильной обитаемой платформой» (Habitable Mobility Platform). Он будет герметичным, с системами жизнеобеспечения, предназначен для дальних поездок. Люди смогут проводить в нем до 45 дней. Или можно воспользоваться неподвижной платформой (Foundation Surface Habitat), которая сможет разместить до четырех астронавтов для жизни на Луне по несколько месяцев.
- Питание. Проблема обеспечения экипажей космических кораблей пищей и водой при подготовке к первым полетам человека в космос была отнесена к числу основных. Первую программу по разработке продуктов питания для космонавтов, возглавлял Институт медико-биологических проблем РАН в 1963 году [16]. Продукты должны отличаться от земных не только высокой биологической и энергетической ценностью, но и формой и консистенцией. Разработчики систем жизнеобеспечения настаивали на том, чтобы еда максимально всасывалась и переваривалась, оставляла минимум шлаков (поскольку в условиях корабля отходы жизнедеятельности элементарно некуда девать). В США и СССР разработали космическую пищу, которая удовлетворяет этим столь суровым требованиям и имеет в среднем следующий состав: 17 % белка, 32 % жиров и 51 % углеводов. Космонавты получают в своем рационе 2800–3200 ккал на человека в день, для полетов, в которых планируется выход из космического корабля, суточная калорийность питания повышается до 3600 ккал. Космические продукты требуют неукоснительного соблюдения мер токсикологической и микробиологической безопасности: продукты должны были оставаться съедобными долгое время и при любых условиях хранения.
Прежде чем составить рацион (для каждого туриста — индивидуально), и в США, и в России проводится ознакомительная дегустация. Космонавты оценивают предложенные продукты по десятибалльной шкале (те, что набрали пять и меньше, на борт не попадают). По результатам этих дегустаций составляется сбалансированный по ассортименту и пищевой ценности рацион, рассчитанный на 8 дней (спустя каждые 8 дней меню повторяется). Основная проблема — это отсутствие свежих продуктов. Несмотря на использования холодильных установок, яблоки и апельсины могут оставаться свежими не более 48 часов. Единственным официальным производителем питания для космонавтов в России [17] является Бирюлевский завод. На сегодняшний день завод производит 90 % всей космической еды РФ: все, кроме сырных изделий, хлеба и рыбной продукции. Запас пищи на борту рассчитан на три месяца, и к завершению работы каждой экспедиции на станции остаются продукты на 45 дней. Российские ученые начали разработку пищи для полета на Луну.
Приступим к разработке туристического пакета услуг. В первой главе мы выяснили, что наш турист — человек незаурядный, творческий бизнесмен, который летит в космос за острыми ощущениями, рекордами, творческим вдохновением, научным интересом. Разберем, что может его заинтересовать? Увидеть планету Земля из космоса; увидеть, как живут космонавты; испытать перегрузки; испытать невесомость; высадиться на Луну; покататься на луноходе. Поэтому покажем, как будет выглядеть предположительно наиболее популярные экскурсии в турпакете на Луну.
Наиболее популярные моря и океаны Луны:
– Море Изобилия: знаменито тем, что именно в нем советский зонд «Луна- 16» (1970 год) взял пробу лунного грунта и доставил ее на Землю.
– Море Нектара: море для изысканного отдыха наиболее впечатлительных и требовательных туристов. Это единственное море Луны, при покупке пляжного тура на которое в дополнение к стандартному питанию по программе предлагается дополнительно освежающий напиток в скафандр «Нектарная амброзия».
– Море Спокойствия: море знаменито тем, что именно здесь человек впервые ступил на лунную поверхность 20 июля 1969 года, астронавт Нил Армстронг.
– Море Москвы — море расположено на обратной стороне Луны, и отдых на его берегах исключает наблюдение за Землей. Это море подходит тем путешественникам, которые хотят полностью отключиться от земных проблем и забот и забыть о существовании нашей планеты хотя бы на несколько дней.
Специальный пакет для любознательных:
– Посещение рудников по добыче гелия-3,
– Посещение заводов по получению чистого кальция, алюминия, кислорода, железа, титана, магния и кварцевого стекла.
– Посещение лунных кратеров и пещер.
К полету допускаются только туристы в хорошей физической форме, подтвержденной медицинской комиссией организатора по результатам предоставления формы 086-У согласно приказу Министерства здравоохранения РФ. Прошедшие отбор и имеющие специальный сертификат о подготовке компании «Атлас Аэроспейс». Обязательная страховка и наличие 582.500.000 долларов США (по состоянию на текущий день это 52.425.000.000 руб. 00 коп).
Согласно Федеральному закону № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», нет упоминания о космическом туризме (закон 1996 года). Пока изменения произошли в части 7 Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ). Оно касается порядка аккредитации в области космической деятельности и тоже требует доработки.
Заключение
Из-за своей близости к Земле и хорошей изученности поверхности, Луна рассматривается как кандидат для места создания внеземной человеческой колонии. Считаю, что туристические полеты к ней — это более близкая реальность, чем может показаться. Уже сейчас на МКС мы можем доставлять туристов на «Союзе», или «Dragon V 2». Есть спрос, будет и предложение. Смущает только цена, которая за 20 лет только росла, но это может быть скомпенсировано тем, что наши туристы очень богатые люди. Должен значительно вырасти уровень жизни или снизиться себестоимость полетов. И то и другое пока маловероятно. Ослабление национальной валюты и сокращение реальных доходов населения являются основным препятствием для развития массового космического туризма. Предлагаю на данном этапе развития общества более широко использовать сопутствующие виды космического туризма, которые больше носят познавательный характер. Тем самым, мы будем стимулировать интерес к космосу и развитию космического туризма. И тогда не исключено, человечество начнет осуществлять регулярные полеты на Луну с обязательным приземлением на поверхность нашего спутника и нахождением людей в обитаемых модулях. Сегодня же мы находимся в процессе изучения Луны как обитаемого спутника. Необходимо время и труд многих ученых [18]. Им предстоит доказать экономическую необходимость освоения Луны именно человеком, а не автоматизированными станциями-роботами. Еще древнеримским поэтом Овидием была замечена одна простая истина: «Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут». Не может остановиться и НТП. Мечтайте друзья, и тогда мечта превратится в реальность! В нашей стране изучение Луны ведется с научной точки зрения, и вряд ли сегодня целесообразно «затачивать» космическую программу целой страны на то, чтобы кто-то смог отдохнуть в лунном отеле. Пока наша работа больше похожа на «Физики шутят».
Изученная литература позволила сделать вывод, что тема лежит в области предполагаемых ожиданий, литература быстро устаревает, данные становятся неактуальными. Очевидно, что цена такого отдыха на Луне: а) окажется слишком дорогой для космической отрасли; б) будет астрономически дорогой для путешественника. Мы так же не должны забывать, что «дорогу осилит идущий». Россия на Луне должна быть первой!
Литература:
- Тараборелли Рэнди Хилтоны [Прошлое и настоящее знаменитой американской династии] URL: https://biography.wikireading.ru/301568 (дата обращения 22.08.2023)
- Зуева О. В. Научная статья. «Космический туризм: достижения и новации» URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskiy-turizm-dostizheniya-i-innovatsii (дата обращения 22.08.2023)
- Монастырная В. С. «Космический туризм: за и против» // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т.2. № 12. С.684–685.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskiy-turizm-za-i-protiv (дата обращения 22.08.2023)
- Арсентьев Э. А., Дуреев С. П. Космический туризм //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. No 6.С. 388. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskiy-turizm-1/viewer (дата обращения 26.01.24)
- Глава «Росскосмоса», следующие лунные миссии Сайт INTERFAX.RU 3 октября 2023г. URL:https://www.interfax-russia.ru/index.php/main/glava-roskosmosa-sleduyushchie-lunnye-missii-mogut-byt-zapushcheny-ranshe-pervonachalnyh-srokov (дата обращения 22.01.2024)
- Лепехина И. В., Корепанова Е. Г. Космический туризм // Проблемы авиации и космонавтики. 2010. № 6. С. 215–216. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kosmicheskiy-turiz (дата обращения 26.02.24)
- Санников С. В., Корепанова Е. Г. Космический туризм //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. No 10.С. 91–92.URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kosmicheskiy-turizm (дата обращения 26.02.24)
- Рубан Д. А. Экономические аспекты развития космического туризма в регионах: критический анализ современных представлений // Региональная экономика: теория и практика. — 2018. — Т. 16, № 4. –С. 775–788.URL: https://doi.org/10.24891/re.16.4.775 (дата добращения 26.02.24)
- Космический туризм: прошлое и будущее URL: https://habr.com/ru/articles/578436/(дата обращения 23.01.24)
- Ставки подняты: космическоестрахование в условиях трансформации рынка URL: https://psblog.ru/kosmicheskie-summy-kak-ustroeno-i-zachem-nuzhno-strahovanie-v-kosmose/ (дата обращения 23.01.24)
- Космический туризмНовая страница Сайт компании «Spase Pussion Tur», URL: spacerussiantour.ru (дата обращения 26.02.24)
- Проект Артемида Материал из Википедии URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Артемида_(космическая_программа) (дата обращения 22.02.2024)
- Международная Лунная станция Материал из Википедии URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_лунная_станция (дата обращения 22.02.2023)
- Глава «Росскосмоса», следующие лунные миссии Сайт INTERFAX.RU 3 октября 2023г. URL:https://www.interfax-russia.ru/index.php/main/glava-roskosmosa-sleduyushchie-lunnye-missii-mogut-byt-zapushcheny-ranshe-pervonachalnyh-srokov (дата обращения 22.01.2024)
- «Критерии отбора и подготовка космических туристов к полету» Сайт РИА НОВОСТИ URL: https://ria.ru/20100111/202191435.html (дата обращения 23.01.24)
- Халчевская Мария «Питание космонавтов. Возможность применения технологии приготовления космической пищи для предотвращения продовольственного кризиса на Земле»URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2014/03/10/pitanie-kosmonavtov-vozmozhnost-primeneniya (дата обращения 12.01.24)
- Сайт Бирюлевский экспериментальный завод. URL: https://bezs.ru/cosmofood/ (дата обращения 12.01.2024)
- Дмитрий Лоскутов «Космос станет уделом не только профессионалов» URL: https://www.roscosmos.ru/33747/ (дата обращения 12.01.24)