В статье авторы исследуют влияние различных видов питательных сред на размножение простейших.
Ключевые слова: образец воды, талая вода, инфузория-туфелька, микроорганизмы, благоприятная среда, простейшее, микрозоопарк.
Учёный смотрел
В микроскоп на микроба.
Микроб же смотрел
На учёного в оба.
И. Калиш
Введение
На уроках окружающего мира мы узнали об известнейшем учёном-самоучке, голландце по имени Антони ван Левенгук, жившем во второй половине ХVII века. Он первый из всех людей мира заглянул в новый невидимый таинственный мир микробов, населённый мельчайшими живыми существами. Левенгуком были открыты бактерии и микробы, их разновидности. Он выяснил, что микробы живут в дождевой и питьевой воде, на поверхности кожи и слизистых человека. Левенгук первым описал и зарисовал бактерии, а также простейших [1].
На практических занятиях мы рассмотрели под микроскопом препараты с некоторыми одноклеточными, например, увидели инфузорию-туфельку, вольвокса, эвглену зелёную. Заинтересовавшись, познакомились с их строением, способом питания и размножения, и решили, что было бы замечательно увидеть разнообразие живых микроорганизмов, а не только готовые микропрепараты. Так у нас появилась идея проекта «Зоопарк под микроскопом».
1. Проблема
Идея проекта появилась в феврале, и мы не имели возможности взять образцы воды из лужи или другого стоячего водоёма. Поэтому у нас возникли следующие вопросы:
— Возможно ли обнаружить живые микроорганизмы в снегу?
— Возможно ли создать для них благоприятную среду, в которой они будут размножаться?
2. Гипотеза:
— в талой воде можно обнаружить живые микроорганизмы;
— если создать для них благоприятную среду, то они будут размножаться, и мы сможем создать микрозоопарк.
3. Цель работы: обнаружить живые простейшие микроорганизмы в талой воде, определить лучшую питательную среду для их выращивания.
4. Задачи:
- Изучить разные источники информации о простейших и среде их обитания.
- Изучить различные способы разведения простейших в домашних условиях.
- Провести эксперимент по созданию питательной среды для развития простейших.
- Сформулировать выводы по результатам исследования.
Методы исследования: теоретическое исследование, эксперимент, наблюдение, анализ полученных данных.
Теоретическая часть
Исторически различают пять царств живых организмов: животные, растения, грибы, бактерии, протисты. Протисты — это одноклеточные или колониальные организмы, которые нельзя однозначно отнести ни к животным, ни к растениям, ни к грибам. Существует большое разнообразие простейших. Мы выбрали для более близкого знакомства амёбу, инфузорию-туфельку, инфузорию-сувойку, вольвокс, эвглену зелёную. Познакомились с некоторыми особенностями строения простейших. Узнали, что среда обитания этих организмов — водоёмы с грязной стоячей водой, речки со слабым течением. Питаются бактериями, водорослями и другими простейшими. Размножаются делением. Особенно активно при обильном питании и температуре 20–25°С. Например, амеба делится один раз в течение 1–2 суток. Сам процесс деления занимает не более получаса [2], [3], [4].
Оказалось, что некоторых простейших разводят на корм малькам аквариумных рыбок. Наиболее популярно разведение инфузорий. В качестве корма для инфузорий можно использовать сенный настой, высушенные корки банана, тыквы, дыни, желтой брюквы, нарезанную кружками морковь, гранулы рыбьего комбикорма, молоко, сушеные листья салата, кусочки печени, дрожжи, водоросли [5], [6].
Но прежде, чем приступить к разведению простейших и, собственно, к созданию микрозоопарка, мы должны были простейших обнаружить, найти образцы для культивации.
Практическая часть
Эксперимент № 1
Чтобы подтвердить свою гипотезу о наличии в талой воде живых микроорганизмов, мы провели эксперимент № 1.
— Взяли пробы снега с разных участков школьного двора (рис. 1).
— После того, как снег растаял, рассмотрели под микроскопом капли воды из каждого образца.
Простейших не обнаружили.
Мы предположили, что простейших в образцах снега очень мало, и нам во взятой капле они просто не попались. Поэтому решили создать благоприятную среду для размножения простейших в образцах талой воды. Для этого добавили в баночки кожуру банана и поставили их в тёплое, освещённое место (рис. 2).
|
|
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Спустя два дня и далее ежедневно в течение 3-х дней проверяли образцы воды с банановой кожурой под микроскопом. К сожалению, простейших опять не обнаружили. Было решено отправиться за новыми образцами воды. Теперь уже из реки.
Эксперимент № 2
Мы отправились к реке, пробурили лёд и взяли пробы воды из 3-х лунок разной удаленности от берега (рис. 3). Взяли образец воды из аквариума.
В образцы речной воды добавили банановую кожуру, листья салата, несколько капель молока. В образец аквариумной воды — 6 таблеток спирулины. Через три дня мы взяли по капле воды из каждого образца, рассмотрели под микроскопом и обнаружили живые микроорганизмы (рис. 4).
|
|
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Замеры по каждому образцу воды мы заносили в таблицу. Вот что у нас получилось:
Выводы и результаты
- Гипотеза о наличии простейших в снегу (талой воде) экспериментально не подтвердилась.
- Наиболее благоприятной питательной средой для выращивания простейших оказалась вода (речная или аквариумная) с добавлением спирулины.
- В результате эксперимента в нашем микрозоопарке поселились следующие микроорганизмы: инфузория-туфелька (рис. 5), эвглена зелёная, дафния (рис. 6). Кроме того, мы смогли обнаружить нематоду, диатомею (рис. 7), спирогиру (рис. 8).
|
|
Рис. 5 |
Рис. 6 |
|
|
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Заключение
— Мир микроорганизмов оказался очень интересным. У нас осталось ещё много вопросов на которые хочется найти ответы.
— Есть много микроорганизмов, о которых хочется узнать больше. Например, интересно было бы увидеть тихоходку.
— Было бы хорошо продолжить наши исследования летом в более благоприятных условиях.
— Хотелось бы поработать с электронным и оптическим микроскопами с большей кратностью увеличения.
Литература:
- Куприянов, А. В. Левенгук Антони ван / А. В. Куприянов. — Текст: электронный // Большая Российская Энциклопедия: [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/c/levenguk-antoni-van-ee01f5?ysclid=lubmvodl8y746931690 (дата обращения: 28.03.2024).
- Чайка, П. Эвглена зеленая– то ли животное, то ли растение / П. Чайка. — Текст: электронный // Научно-популярный журнал Познавайка: [сайт]. — URL: https://www.poznavayka.org/biologiya/evglena-zelenaya/?ysclid=lubq12bdh6580436912 (дата обращения: 28.03.2024).
- Чайка, П. Инфузория-туфелька — самая сложная из простейших / П. Чайка. — Текст: электронный // Научно-познавательный журнал Познавайка: [сайт]. — URL: https://www.poznavayka.org/biologiya/infuzoriya-tufelka/?ysclid=lubq8va35h130227203 (дата обращения: 28.03.2024).
- Чайка, П. Амеба обыкновенная / П. Чайка. — Текст: электронный // Научно-популярный журнал Познавайка: [сайт]. — URL: https://www.poznavayka.org/biologiya/ameba-obyiknovennaya/?ysclid=lubqi1eqym506910062 (дата обращения: 28.03.2024).
- Микулина, А. Е. Разведение инфузории-туфельки / А. Е. Микулина. — Текст: электронный // AquaSet: [сайт]. — URL: http://www.aqua-set.ru/forum.php?t=129&ysclid=lubqntaw2461117197 (дата обращения: 28.03.2024).
- Одноклеточные животные (Простейшие). — Текст: электронный // Bio-Lessons: [сайт]. — URL: https://bio-lessons.ru/odnokletochnye-zhivotnye/ (дата обращения: 28.03.2024).