Дипломатические аспекты полосы признания СССР | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №4 (78) апрель 2024 г.

Дата публикации: 26.03.2024

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Певнева, М. В. Дипломатические аспекты полосы признания СССР / М. В. Певнева, Л. А. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4322/ (дата обращения: 17.12.2024).



После окончания Первой Мировой войны появляется новая система международных отношений — Версальско-Вашингтонская, состоящая из двух послевоенных конференций — Версальской (1919–1920 гг.), Вашингтонской (1921–1922 гг.) и подписанной по их итогам системы международных договоров.

Кардинально отличаясь от своих предшественниц, Вестфальской и Венской систем, она провозгласила создание Лиги Наций — политической организации, которая основывалась на постулатах международного права. В политическом плане Лига Наций являлась предшественницей Организации Объединённых Наций (ООН). Большое значение для Лиги Наций имели решения двух Гаагских конференции, проведённых по инициативе Российской империи в 1899 и 1902 гг.

Именно после Первой Мировой войны началось стремительное установление гегемонии Соединенными Штатами. Имея сильную экономику и финансы, в отличие от «потрепанных» Великой войной европейских государств, президент В. Вильсон пытался диктовать свои условия послевоенного устройства мира на основе «14 пунктов», написанных им и представленных в Конгрессе США 8 января 1918 года. В конце концов, элементы «пунктов» легли в основу Версальского мирного договора (28 июня 1919 г.).

Характерной чертой для новой системы международных отношений стала её антисоветская направленность.

Версальско-Вашингтонской новая система международных отношений называется по причине появления в мире после войны 1914–1918 гг. новых глобальных игроков, располагающихся как на Европейском континенте, так и вне его с увеличивающимся влиянием США.

Однако в послевоенном мире наблюдалось возвышение держав-победительниц над державами-проигравшими. Так, на Парижскую конференцию по выработке и подписанию мирных договоров, открытую 18 января 1919 года во французском Версале не были приглашены представители Германии, Турции, Болгарии, Австрии. Дата проведения конференции была символической — именно 18 января 1871 года в ходе франко-германской войны в Версальском дворце был коронован прусский король Вильгельм Фридрих как первый кайзер объединенной Германии и провозглашена Германская империя. Только в самом конце конференции представители этих стран были приглашены для вручения им готовых текстов договоров, что по определению являлось ультиматумом.

Советская Россия и вовсе не была приглашена, хотя вопрос о её присутствии поднимался не раз [1, с. 79].

Подобные обстоятельства не могли служить установлению устойчивой послевоенной системы. Возникали обстоятельства, которыми были недовольны многие державы. Так, Япония и Италия, выступающие победительницами, не были довольны решениями мирных конференций. Желания Японии на Тихоокеанском направлении сталкивались с желаниями Великобритании и США, а на Вашингтонской конференции 1921–1922 гг. после подписания «Договора 9-ти держав» ей пришлось отказаться от преимуществ по Китаю; притязания Италии на завоеванные территории в Малой Азии и на Балканах не были удовлетворены, что способствовало появлению в стране социальной напряженности, в конечном итоге приведшей к созданию фашисткой партии во главе с Б. Муссолини.

После отречения от престола императора Николая II 15 (2) марта 1917 года и последующее двоевластие очень сильно отразились на внешней политике молодой Российской Советской Республики (РСР). Большевистское правительство отказывалось проводить дальнейший курс Российской империи и продолжать вести «капиталистическую» войну. 26 октября 1917 года был принят декрет «О мире», провозглашавший необходимость немедленного прекращения войны и заключению демократического мира без аннексий и контрибуций. Этот документ положил начало для заключения сепаратного Брест-Литовского (Брестского) мира с Германией и другими державами Четверного союза (Австро-Венгрией, Османской империей, Болгарией) на предъявленных ими условиях 3 марта 1918 года. В общей сложности от России отделялись 780 тыс. кв. км территории около трети населения страны [2, с. 92]. Вслед за Россией из войны вышла Румыния (Бухарестский мирный договор 7 мая 1918 года).

Не устанавливая официальные дипломатические отношения, государства Антанты старались повлиять на большевистское правительство, пытаясь уговорить не подписывать Брест-Литовский мирный договор, а затем не ратифицировать его. Перемирие российской и германской сторон означало бы отвод сил Четверного союза от восточных границ Европы и возможность передислоцировать войска на западный фронт боевых действий.

Ознаменовавшиеся неудачей тщетные попытки стран Антанты и стали главной причиной интервенции в годы Гражданской войны.

27 августа 1918 года российской и германской сторонами были подписаны Добавочный договор к Брест-Литовскому мирному договору и финансовое соглашение.

10 июля 1918 года была принята первая российская Конституция, по которой Россия становилась Российской Советской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР).

Период Гражданской войны, а также иностранная интервенция лишь больше усугубили международное положение РСФСР. Параллельно в 1919 году начинается советско-польская война. В ходе конфликта ни одна из сторон не достигла желаемого результата. 18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор. Из-за усложнения финансовой ситуации вокруг Польши государства Антанты постепенно прекращают финансирование Белой армии, что в конечном итоге способствует полной победе Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и появлению 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Переход советского правительства от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике (НЭП) и переориентация деятельности Коммунистического интернационала (Коминтерна) от «разжигания мировой революции» до «формирования положительного образа СССР за рубежом» способствовали улучшению отношений с капиталистическими державами.

Вскоре у Западных держав появилась необходимость считаться с новым огромным государством на востоке Евразии, невзирая на идеологические различия. Советский Союз выдвинул вопрос о нормализации торговых отношений, в то время как бывшие члены Антанты были заинтересованы в возврате долгов Российской империи.

В 1921 году были подписаны торговые договора с Великобританией (16 марта) и Веймарской республикой (6 мая).

Период нормализации отношений прошли СССР и страны Востока. В 1921 году была подписана целая серия договоров и соглашений: советско-иранский (26 февраля); советско-афганский (28 февраля); советско-турецкий (16 марта); советско-монгольский (5 ноября). Главными тезисами советского правительства были: признание общего суверенитета, помощь национально-освободительным движениям.

На Каннской конференции Верховного Совета Антанты 6–13 января 1922 года было принято решение о проведении международной экономической конференции в итальянском городе Генуя. Ставились основные задачи по урегулированию взаимных претензий в сфере финансов и имущества, выработке плана по восстановлению стран Центральной и Восточной Европы и разработке мирного договора с Советским государством («каннские условия»).

Генуэзская конференция началась 10 апреля 1922 года. В её составе присутствовали делегации из 29 государств, а вместе с британскими сателлитами 34 страны. США выступали в роли наблюдателя.

Участие в Генуэзской конференции ознаменовало первое крупное выступление международного характера для советской дипломатии [3, с. 2].

В состав советской делегации входили: М. М. Литвинов, А. А. Иоффе, Л. Б. Красин, Х. Г. Раковский, Н. Н. Нариманов, В. В. Боровский, Я. Э. Рудзутак, Б. Мдивани, Н. М. Янсон, Т. В. Сапронов, А. Г. Шляпников, А. А. Бекзадян, Ф. Г. Ходжаев. Главой делегации был нарком (народный комиссар) иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин. Советская делегация отстаивала не только интересны РСФСР, но и других советских республик.

Главный вопрос о долгах Империи, волнующий страны Антанты, был поставлен во главу угла. Советской делегации был вручен Лондонский меморандум, в котором прописывались все условия, а также создание специальной комиссии по русскому долгу, которая имела право при необходимости вмешиваться во внутренние дела СССР. Меморандум был отвергнут и выставлены ответные претензии к странам Запада о возмещении всего ущерба, учинённого военной интервенцией странами Антанты в годы Гражданской войны. Французская делегация во главе с Р. Пуанкаре сочла предложение неприемлемым в связи с тем, что сумма ущерба от интервенции во много раз превышала сумму долгов царского правительства. В последствии по данному вопросу также не удалось найти компромисс.

Генуэзская конференция дала возможность для демарша советского руководства, главной целью которого стало бы признание Советского Союза и установление дипломатических отношений с западными державами.

Между тем были и другие государства, которые остро нуждались в выходе из международной изоляции. Германия, ставшая проигравшей стороной в Первой Мировой войне и единственной по Версальскому мирному договору виновницей войны, лишилась статуса субъекта международных отношений. На страну были возложены репарации в размере 132 млрд. золотых марок.

В это время переговоры со странами Антанты складывались непросто. На первом пленарном заседании в выступлении советской делегации было выделено четыре основные идеи: взаимное признание различных систем собственности, мирное сосуществование и полное равноправие всех государств, всеобщее разоружение, проведение новых мирных конференций и расширение контингента участников [4, с. 191–199].

Меж тем руководители конференции не были настроены на те же идеи, что и советская дипломатия. Особенно остро воспринимался пункт касательно разоружения.

В такой сложной обстановке 16 апреля 1922 года в городе Рапалло к юго-востоку от Генуи между советской и германской делегациями был подписан Рапалльский договор. Договор состоял из 6 статей, в которых постановлялось:

Статья 1, пункт «а»: стороны взаимно отказываются от возмещения военных убытков, причинённых войной;

– пункт «б»: публичные и частноправовые отношения, пострадавшие вследствие военного конфликта, будут урегулироваться на основах взаимности;

– пункт «в»: стороны отказываются от возмещения их расходов на военнопленных.

Статья 2: Германия отказывается от претензий, применяемых до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам Германии и германским государствам в отношении России при условии, что Правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

Статья 3: дипломатические и консульские отношения между государствами немедленно возобновляются.

Статья 4: принцип наибольшего благоприятствования для урегулирования хозяйственных и торговых отношений, а также для общего правового положения граждан обеих стран.

Статья 5: оба Правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран.

Статья 6: пункт «б» ст. 1 и ст. 4 вступают в силу с момента ратификации; остальные пункты вступают в силу немедленно [5].

С советской стороны договор был подписан Г. В. Чичериным, с германской — В. Ратенау.

ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) постановлением ратифицировал Рапалльский договор 16 мая 1922 года. Германское правительство ратифицировало договор 4 июля 1922 года. Обмен ратификационными грамотами был произведен 31 января 1923 года в Берлине.

После ратификации договор вступил в силу на территории Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) и Украинской Советской Социалистической Республики (УССР).

Подписанный договор кардинальным образом повлиял на внешнюю политику обеих держав. Для Веймарской республики договор стал «спасительной соломинкой», которая позволила выйти из международной изоляции, в которую страна попала после Первой Мировой войны.

После вступления в силу Рапалльского договора Веймарская республика стала одним из основных торговых партнёров СССР. До 1930 г. Германия была первым поставщиком товаров в СССР, лишь потом уступив первенство Соединённым Штатам [6].

Договор, подписанный в Рапалло, стал победой советской дипломатии. Он стал первым документом, который признавал Советский Союз не формально, а де-факто и де-юре.

Подписанный документ произвёл ошеломляющий эффект. Давлению со стороны французской, английской и итальянской делегаций подверглись как Веймарская республика, так и СССР. Стало ясно, что эффективной работы Генуэзской конференции после заключения договора в Рапалло уже не будет.

15–20 июля 1922 г., была созвана Гаагская конференция, которая являлась второй серией Генуи: «речь не идёт о новой конференции, поскольку работа экспертов в Гааге будет естественным продолжением начатого в Генуе дела» — К. Шанцер, министр иностранных дел Италии [7, с. 106].

Конференция была направлена на устранение имущественных и финансовых вопросов к советскому правительству, решение которых не удалось достигнуть в ходе Генуи. Западные державы в ультимативной форме требовали исполнения 1-го пункта «каннских условий».

Формально Гаагская конференция закончилась ничем. Однако Советский Союз смог привлечь западные державы и их капитал к сотрудничеству, что отвечало желаниям СССР.

Две конференции, Генуэзская и Гаагская, стали плацдармом для начала массового международно-правового признания СССР. В историографии этот период назван «полосой признания». С 1923 по 1926 гг. Советский Союз был признан европейскими и азиатскими державами (Германией, Великобританией, Италией, Францией, Китаем, Японией, Турцией, Ираном, Швецией и т. д.).

Исключение составляли США и Испания — признавшие СССР лишь в 1933 году, ряд балканских государств (Югославия, Чехословакия, Румыния, Болгария, 1934–1940 гг.), а также Венгрия (1934 г.), Бельгия и Люксембург (1935 г.).

Первая Мировая война ознаменовалась крахом четырёх империй. На их месте возникли многочисленные самостоятельные государства с новым внутреннеполитическим устройством. Мировое сообщество было поражено масштабами войны 1914–1918 гг. Всё это требовало кардинально нового устройства миропорядка. В 1919–1920 гг. сложилась новая система международных отношений — Версальско-Вашингтонская. Она ознаменовала следующий этап в политическом развитии, появление Лиги Наций — первой универсальной политической организации.

Однако далеко не все государства были удовлетворены решениями Версальской и Вашингтонской конференций. Наряду с державами-проигравшими, державы — победительницы (Япония, Италия) не добились поставленных задач, что способствовало появлению в этих странах реваншистских настроений. Германия, на которую записали вину в развязывании Великой войны, и вовсе до 1922 года перестала быть субъектом международных отношений.

Российское государство, пережившее кровопролитные Первую мировую и Гражданскую войны, находилась в тяжелой ситуации. Советский Союз в первые годы своего существования столкнулся с непростой внешнеполитической задачей: добиться признания от капиталистического мирового сообщества.

Генуэзская конференция стала первой победой советской дипломатии: подписание Рапалльского договора показало мировому сообществу о невозможности более игнорировать СССР. В последствии, при проведении Гаагской конференции этот тезис был ещё раз доказан непреклонными действиями советской делегации по отношению к требованиям Запада.

Став полноправным членом международных отношений, СССР на равных правах принимал участие в дальнейших международных конференциях.

Версальско-Вашингтонская система просуществовала вплоть до 1938 года. В 1945 году, после Второй Мировой войны, появилась новая система международных отношений — Ялтинско-Потсдамская.

Литература:

  1. Ермаков, В. История международных отношений XX века / В. Ермаков. — СПб: Соларт, 2008. — 512 c. — Текст: непосредственный.
  2. Уильямс, Н. «Полная хронология XX века» / Н. Уильямс. — Москва: Вече АСТ, 1999. — 816 c. — Текст: непосредственный.
  3. Белковец, Л. П. Пять лет «красной дипломатии». Советская Россия на международной конференции в Генуе / Л. П. Белковец, С. В. Белковец. — Текст: непосредственный // Международные отношения. — 2017. — № 2. — С. 60–88.
  4. Документы внешней политики СССР. Т. V. 1 января 1922 г. — 19 ноября 1922 г. — Москва: Госполитиздат, 1961. — 810 c. — Текст: непосредственный.
  5. Полный текст Рапалльского договора, 16 апреля 1922 г.
  6. Котов, А. В. Столетие Рапалльского договора: юбилей на фоне кризиса экономических связей России и Германии / А. В. Котов. — Текст: непосредственный // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. — 2022. — № 2. — С. 117–127.
  7. Любимов, Н. Н. Генуэзская конференция. Воспоминания участников / Н. Н. Любимов, А. Н. Эрлих. — Москва: Издательство Института международных отношений, 1963. — 158 c. — Текст: непосредственный.


Задать вопрос