Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дипломатические аспекты полосы признания СССР

Научный руководитель
История
26.03.2024
884
Поделиться
Библиографическое описание
Певнева, М. В. Дипломатические аспекты полосы признания СССР / М. В. Певнева, Л. А. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4322/.


После окончания Первой Мировой войны появляется новая система международных отношений — Версальско-Вашингтонская, состоящая из двух послевоенных конференций — Версальской (1919–1920 гг.), Вашингтонской (1921–1922 гг.) и подписанной по их итогам системы международных договоров.

Кардинально отличаясь от своих предшественниц, Вестфальской и Венской систем, она провозгласила создание Лиги Наций — политической организации, которая основывалась на постулатах международного права. В политическом плане Лига Наций являлась предшественницей Организации Объединённых Наций (ООН). Большое значение для Лиги Наций имели решения двух Гаагских конференции, проведённых по инициативе Российской империи в 1899 и 1902 гг.

Именно после Первой Мировой войны началось стремительное установление гегемонии Соединенными Штатами. Имея сильную экономику и финансы, в отличие от «потрепанных» Великой войной европейских государств, президент В. Вильсон пытался диктовать свои условия послевоенного устройства мира на основе «14 пунктов», написанных им и представленных в Конгрессе США 8 января 1918 года. В конце концов, элементы «пунктов» легли в основу Версальского мирного договора (28 июня 1919 г.).

Характерной чертой для новой системы международных отношений стала её антисоветская направленность.

Версальско-Вашингтонской новая система международных отношений называется по причине появления в мире после войны 1914–1918 гг. новых глобальных игроков, располагающихся как на Европейском континенте, так и вне его с увеличивающимся влиянием США.

Однако в послевоенном мире наблюдалось возвышение держав-победительниц над державами-проигравшими. Так, на Парижскую конференцию по выработке и подписанию мирных договоров, открытую 18 января 1919 года во французском Версале не были приглашены представители Германии, Турции, Болгарии, Австрии. Дата проведения конференции была символической — именно 18 января 1871 года в ходе франко-германской войны в Версальском дворце был коронован прусский король Вильгельм Фридрих как первый кайзер объединенной Германии и провозглашена Германская империя. Только в самом конце конференции представители этих стран были приглашены для вручения им готовых текстов договоров, что по определению являлось ультиматумом.

Советская Россия и вовсе не была приглашена, хотя вопрос о её присутствии поднимался не раз [1, с. 79].

Подобные обстоятельства не могли служить установлению устойчивой послевоенной системы. Возникали обстоятельства, которыми были недовольны многие державы. Так, Япония и Италия, выступающие победительницами, не были довольны решениями мирных конференций. Желания Японии на Тихоокеанском направлении сталкивались с желаниями Великобритании и США, а на Вашингтонской конференции 1921–1922 гг. после подписания «Договора 9-ти держав» ей пришлось отказаться от преимуществ по Китаю; притязания Италии на завоеванные территории в Малой Азии и на Балканах не были удовлетворены, что способствовало появлению в стране социальной напряженности, в конечном итоге приведшей к созданию фашисткой партии во главе с Б. Муссолини.

После отречения от престола императора Николая II 15 (2) марта 1917 года и последующее двоевластие очень сильно отразились на внешней политике молодой Российской Советской Республики (РСР). Большевистское правительство отказывалось проводить дальнейший курс Российской империи и продолжать вести «капиталистическую» войну. 26 октября 1917 года был принят декрет «О мире», провозглашавший необходимость немедленного прекращения войны и заключению демократического мира без аннексий и контрибуций. Этот документ положил начало для заключения сепаратного Брест-Литовского (Брестского) мира с Германией и другими державами Четверного союза (Австро-Венгрией, Османской империей, Болгарией) на предъявленных ими условиях 3 марта 1918 года. В общей сложности от России отделялись 780 тыс. кв. км территории около трети населения страны [2, с. 92]. Вслед за Россией из войны вышла Румыния (Бухарестский мирный договор 7 мая 1918 года).

Не устанавливая официальные дипломатические отношения, государства Антанты старались повлиять на большевистское правительство, пытаясь уговорить не подписывать Брест-Литовский мирный договор, а затем не ратифицировать его. Перемирие российской и германской сторон означало бы отвод сил Четверного союза от восточных границ Европы и возможность передислоцировать войска на западный фронт боевых действий.

Ознаменовавшиеся неудачей тщетные попытки стран Антанты и стали главной причиной интервенции в годы Гражданской войны.

27 августа 1918 года российской и германской сторонами были подписаны Добавочный договор к Брест-Литовскому мирному договору и финансовое соглашение.

10 июля 1918 года была принята первая российская Конституция, по которой Россия становилась Российской Советской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР).

Период Гражданской войны, а также иностранная интервенция лишь больше усугубили международное положение РСФСР. Параллельно в 1919 году начинается советско-польская война. В ходе конфликта ни одна из сторон не достигла желаемого результата. 18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор. Из-за усложнения финансовой ситуации вокруг Польши государства Антанты постепенно прекращают финансирование Белой армии, что в конечном итоге способствует полной победе Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и появлению 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Переход советского правительства от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике (НЭП) и переориентация деятельности Коммунистического интернационала (Коминтерна) от «разжигания мировой революции» до «формирования положительного образа СССР за рубежом» способствовали улучшению отношений с капиталистическими державами.

Вскоре у Западных держав появилась необходимость считаться с новым огромным государством на востоке Евразии, невзирая на идеологические различия. Советский Союз выдвинул вопрос о нормализации торговых отношений, в то время как бывшие члены Антанты были заинтересованы в возврате долгов Российской империи.

В 1921 году были подписаны торговые договора с Великобританией (16 марта) и Веймарской республикой (6 мая).

Период нормализации отношений прошли СССР и страны Востока. В 1921 году была подписана целая серия договоров и соглашений: советско-иранский (26 февраля); советско-афганский (28 февраля); советско-турецкий (16 марта); советско-монгольский (5 ноября). Главными тезисами советского правительства были: признание общего суверенитета, помощь национально-освободительным движениям.

На Каннской конференции Верховного Совета Антанты 6–13 января 1922 года было принято решение о проведении международной экономической конференции в итальянском городе Генуя. Ставились основные задачи по урегулированию взаимных претензий в сфере финансов и имущества, выработке плана по восстановлению стран Центральной и Восточной Европы и разработке мирного договора с Советским государством («каннские условия»).

Генуэзская конференция началась 10 апреля 1922 года. В её составе присутствовали делегации из 29 государств, а вместе с британскими сателлитами 34 страны. США выступали в роли наблюдателя.

Участие в Генуэзской конференции ознаменовало первое крупное выступление международного характера для советской дипломатии [3, с. 2].

В состав советской делегации входили: М. М. Литвинов, А. А. Иоффе, Л. Б. Красин, Х. Г. Раковский, Н. Н. Нариманов, В. В. Боровский, Я. Э. Рудзутак, Б. Мдивани, Н. М. Янсон, Т. В. Сапронов, А. Г. Шляпников, А. А. Бекзадян, Ф. Г. Ходжаев. Главой делегации был нарком (народный комиссар) иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин. Советская делегация отстаивала не только интересны РСФСР, но и других советских республик.

Главный вопрос о долгах Империи, волнующий страны Антанты, был поставлен во главу угла. Советской делегации был вручен Лондонский меморандум, в котором прописывались все условия, а также создание специальной комиссии по русскому долгу, которая имела право при необходимости вмешиваться во внутренние дела СССР. Меморандум был отвергнут и выставлены ответные претензии к странам Запада о возмещении всего ущерба, учинённого военной интервенцией странами Антанты в годы Гражданской войны. Французская делегация во главе с Р. Пуанкаре сочла предложение неприемлемым в связи с тем, что сумма ущерба от интервенции во много раз превышала сумму долгов царского правительства. В последствии по данному вопросу также не удалось найти компромисс.

Генуэзская конференция дала возможность для демарша советского руководства, главной целью которого стало бы признание Советского Союза и установление дипломатических отношений с западными державами.

Между тем были и другие государства, которые остро нуждались в выходе из международной изоляции. Германия, ставшая проигравшей стороной в Первой Мировой войне и единственной по Версальскому мирному договору виновницей войны, лишилась статуса субъекта международных отношений. На страну были возложены репарации в размере 132 млрд. золотых марок.

В это время переговоры со странами Антанты складывались непросто. На первом пленарном заседании в выступлении советской делегации было выделено четыре основные идеи: взаимное признание различных систем собственности, мирное сосуществование и полное равноправие всех государств, всеобщее разоружение, проведение новых мирных конференций и расширение контингента участников [4, с. 191–199].

Меж тем руководители конференции не были настроены на те же идеи, что и советская дипломатия. Особенно остро воспринимался пункт касательно разоружения.

В такой сложной обстановке 16 апреля 1922 года в городе Рапалло к юго-востоку от Генуи между советской и германской делегациями был подписан Рапалльский договор. Договор состоял из 6 статей, в которых постановлялось:

Статья 1, пункт «а»: стороны взаимно отказываются от возмещения военных убытков, причинённых войной;

– пункт «б»: публичные и частноправовые отношения, пострадавшие вследствие военного конфликта, будут урегулироваться на основах взаимности;

– пункт «в»: стороны отказываются от возмещения их расходов на военнопленных.

Статья 2: Германия отказывается от претензий, применяемых до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам Германии и германским государствам в отношении России при условии, что Правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

Статья 3: дипломатические и консульские отношения между государствами немедленно возобновляются.

Статья 4: принцип наибольшего благоприятствования для урегулирования хозяйственных и торговых отношений, а также для общего правового положения граждан обеих стран.

Статья 5: оба Правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран.

Статья 6: пункт «б» ст. 1 и ст. 4 вступают в силу с момента ратификации; остальные пункты вступают в силу немедленно [5].

С советской стороны договор был подписан Г. В. Чичериным, с германской — В. Ратенау.

ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) постановлением ратифицировал Рапалльский договор 16 мая 1922 года. Германское правительство ратифицировало договор 4 июля 1922 года. Обмен ратификационными грамотами был произведен 31 января 1923 года в Берлине.

После ратификации договор вступил в силу на территории Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) и Украинской Советской Социалистической Республики (УССР).

Подписанный договор кардинальным образом повлиял на внешнюю политику обеих держав. Для Веймарской республики договор стал «спасительной соломинкой», которая позволила выйти из международной изоляции, в которую страна попала после Первой Мировой войны.

После вступления в силу Рапалльского договора Веймарская республика стала одним из основных торговых партнёров СССР. До 1930 г. Германия была первым поставщиком товаров в СССР, лишь потом уступив первенство Соединённым Штатам [6].

Договор, подписанный в Рапалло, стал победой советской дипломатии. Он стал первым документом, который признавал Советский Союз не формально, а де-факто и де-юре.

Подписанный документ произвёл ошеломляющий эффект. Давлению со стороны французской, английской и итальянской делегаций подверглись как Веймарская республика, так и СССР. Стало ясно, что эффективной работы Генуэзской конференции после заключения договора в Рапалло уже не будет.

15–20 июля 1922 г., была созвана Гаагская конференция, которая являлась второй серией Генуи: «речь не идёт о новой конференции, поскольку работа экспертов в Гааге будет естественным продолжением начатого в Генуе дела» — К. Шанцер, министр иностранных дел Италии [7, с. 106].

Конференция была направлена на устранение имущественных и финансовых вопросов к советскому правительству, решение которых не удалось достигнуть в ходе Генуи. Западные державы в ультимативной форме требовали исполнения 1-го пункта «каннских условий».

Формально Гаагская конференция закончилась ничем. Однако Советский Союз смог привлечь западные державы и их капитал к сотрудничеству, что отвечало желаниям СССР.

Две конференции, Генуэзская и Гаагская, стали плацдармом для начала массового международно-правового признания СССР. В историографии этот период назван «полосой признания». С 1923 по 1926 гг. Советский Союз был признан европейскими и азиатскими державами (Германией, Великобританией, Италией, Францией, Китаем, Японией, Турцией, Ираном, Швецией и т. д.).

Исключение составляли США и Испания — признавшие СССР лишь в 1933 году, ряд балканских государств (Югославия, Чехословакия, Румыния, Болгария, 1934–1940 гг.), а также Венгрия (1934 г.), Бельгия и Люксембург (1935 г.).

Первая Мировая война ознаменовалась крахом четырёх империй. На их месте возникли многочисленные самостоятельные государства с новым внутреннеполитическим устройством. Мировое сообщество было поражено масштабами войны 1914–1918 гг. Всё это требовало кардинально нового устройства миропорядка. В 1919–1920 гг. сложилась новая система международных отношений — Версальско-Вашингтонская. Она ознаменовала следующий этап в политическом развитии, появление Лиги Наций — первой универсальной политической организации.

Однако далеко не все государства были удовлетворены решениями Версальской и Вашингтонской конференций. Наряду с державами-проигравшими, державы — победительницы (Япония, Италия) не добились поставленных задач, что способствовало появлению в этих странах реваншистских настроений. Германия, на которую записали вину в развязывании Великой войны, и вовсе до 1922 года перестала быть субъектом международных отношений.

Российское государство, пережившее кровопролитные Первую мировую и Гражданскую войны, находилась в тяжелой ситуации. Советский Союз в первые годы своего существования столкнулся с непростой внешнеполитической задачей: добиться признания от капиталистического мирового сообщества.

Генуэзская конференция стала первой победой советской дипломатии: подписание Рапалльского договора показало мировому сообществу о невозможности более игнорировать СССР. В последствии, при проведении Гаагской конференции этот тезис был ещё раз доказан непреклонными действиями советской делегации по отношению к требованиям Запада.

Став полноправным членом международных отношений, СССР на равных правах принимал участие в дальнейших международных конференциях.

Версальско-Вашингтонская система просуществовала вплоть до 1938 года. В 1945 году, после Второй Мировой войны, появилась новая система международных отношений — Ялтинско-Потсдамская.

Литература:

  1. Ермаков, В. История международных отношений XX века / В. Ермаков. — СПб: Соларт, 2008. — 512 c. — Текст: непосредственный.
  2. Уильямс, Н. «Полная хронология XX века» / Н. Уильямс. — Москва: Вече АСТ, 1999. — 816 c. — Текст: непосредственный.
  3. Белковец, Л. П. Пять лет «красной дипломатии». Советская Россия на международной конференции в Генуе / Л. П. Белковец, С. В. Белковец. — Текст: непосредственный // Международные отношения. — 2017. — № 2. — С. 60–88.
  4. Документы внешней политики СССР. Т. V. 1 января 1922 г. — 19 ноября 1922 г. — Москва: Госполитиздат, 1961. — 810 c. — Текст: непосредственный.
  5. Полный текст Рапалльского договора, 16 апреля 1922 г.
  6. Котов, А. В. Столетие Рапалльского договора: юбилей на фоне кризиса экономических связей России и Германии / А. В. Котов. — Текст: непосредственный // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. — 2022. — № 2. — С. 117–127.
  7. Любимов, Н. Н. Генуэзская конференция. Воспоминания участников / Н. Н. Любимов, А. Н. Эрлих. — Москва: Издательство Института международных отношений, 1963. — 158 c. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный