История ВМФ Германии после Первой мировой войны. Формирование Kriegsmarine и создание линкора Bismark, их роль во Второй мировой войне | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 02.02.2024

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Швабский, Г. А. История ВМФ Германии после Первой мировой войны. Формирование Kriegsmarine и создание линкора Bismark, их роль во Второй мировой войне / Г. А. Швабский, А. Т. Джабиев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4114/ (дата обращения: 17.12.2024).



Влияние военно-морского флота нацистской Германии на ход Второй мировой войны часто упускается из виду при изучении данного конфликта планетарного масштаба, поскольку основные боевые операции проходили на суше. Однако это не значит, что о боях на воде следует забыть. Знаменитые немецкие подводные лодки во время битвы за Атлантику (1939–1945 г.) сосредотачивались на разрушении морской коммуникации союзников, главным образом уничтожая транспортные суда и военные корабли Великобритании, оказывая этим на неё давление и заставляя выйти из войны. Отдельного упоминания также достоин скоростной линкор Bismark”, развивавший скорость в 30 узлов и являвшийся первым полноценным линкором германского флота после Первой мировой войны. Данная статья расскажет об истории немецких ВМС, освежая общественную память о морской стороне войны.

После поражения в Первой мировой войне Германии пришлось подписать Версальский мирный договор, одним из пунктов которого являлось требование сокращения вооружения, в том числе военно-морского. Германии разрешалось иметь лишь минимальный флот численностью в 15 тысяч человек, 6 линкоров с главным калибром 280 мм и водоизмещением не более 10 тысяч тонн, 6 крейсеров водоизмещением 6000 тонн с главным калибром 150 мм, 12 эсминцев, 12 торпедных катеров и никаких подводных лодок или авианосцев. Военные самолеты также были запрещены, поэтому у Германии не могло быть морской авиации. По договору Германия могла строить новые корабли только взамен старых. 15 ноября 1932 года, ещё до прихода Адольфа Гитлера и НСДАП к власти, правительство Веймарской республики приняло решение о запуске запрещенной программы перевооружения военно-морского флота, в которую входили подводные лодки, самолеты и авианосец.

21 мая 1935 года ВМФ бывшей Веймарской республики Reichsmarine (флот рейха) официально переименовали в Kriegsmarine (военно-морской флот). В том же году, 18 марта, Германия официально в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. Через три месяца, 18 июня 1935 года, по инициативе правящих английских кругов, между Великобританией и нацистской Германией было заключено соглашение, стремившееся ограничить Kriegsmarine и военные аппетиты фюрера на море. По условиям договора от Германии требовалось ограничение мощи флота до 35 % от мощности флота англичан, пропорция 35:100 должна была применяться как к общему тоннажу флота, так и к каждому классу кораблей. В отношении подводных лодок допускалось соотношение 45:100 в пользу Великобритании. В случае превышения тоннажа, Германия была обязана предупредить Великобританию, она также обязалась соблюдать Вашингтонский договор от 6 февраля 1922 года и Лондонский договор от 22 апреля 1930 года (они также были направлены на ограничения ВМФ). Таким образом Германия получала право построить флот общим тоннажем 420 595 длинных тонн (одна длинная тонна = 1015–1020 кг). Под постройку линкоров отводилось 184 000 тонн, на тяжёлые крейсера — 51 380, лёгкие крейсера и эсминцы не должны были превышать общего тоннажа в 119 700 тонн. Фактически немцам дали возможность построить 5 линкоров, два авианосца, 21 крейсер и 64 эсминца. В апреле 1939 года, когда напряженность между Соединенным Королевством и Германией из-за Польши обострилась, Гитлер в одностороннем порядке отменил ограничения англо-германского военно-морского соглашения.

В 1939 году Гитлер утвердил “План Z”, который по идее фюрера должен был быть окончательно реализован в 1945 году. В план входили: 4 авианосца, 10 линкоров, 15 броненосных кораблей, 3 линейных крейсера, 5 тяжелых крейсеров, 44 легких крейсера, 158 эсминцев и торпедных катеров, 249 подводных лодок, многочисленные более мелкие суда. По этому плану весь флот делился на 4 основные группы: Рейдерская группа, Флот отечественных вод, группа атакующих сил “A” и группа атакующих сил “B”. Однако на начало Второй мировой войны военно-морская программа была реализована меньше, чем на 20 %. Численность личного состава была 78 тысяч из 200 тысяч рассчитываемых на 1945 год человек, флот не имел возможности влиять на действие войны достаточно активно.

На начало Второй мировой войны у Германии имелось 57 субмарин, позже их число увеличилось до 1170. Из них в боевых операциях участвовали 863, погибло 630, 215 из которых были затоплены собственными командами. Смертность персонала составила 32 тысячи из 39 тысяч человек. Успехи немецких подводных лодок были следующие: 148 потопленных и 48 повреждённых военных кораблей противников, а также 2759 грузовых судов общим тоннажем в 14 119 413 регистровых тонн.

Пожалуй, самым известным представителем немецкого гения военного судостроения является первый линкор своего типа (позже будет создан второй линкор типа “Bismark” — линкор “Tirpitz”), идейный наследник тяжёлых “карманных линкоров” — линкор “Bismark”, названный в честь видного немецкого политика времён франко-прусской войны 1870–1871 годов, поспособствовавшего объединению Германии под началом Пруссии и созданию второго Рейха — Отто фон Бисмарка. Данный линкор создавался в противовес французской военно-морской экспансии, в частности — Ришелье-класс линкорам. Как уже упоминалось ранее, корабль развивал скорость в 30 узлов (тесты проводились в Балтийском море), являлся одним из самых быстрых линкоров. Судно было оснащено вооружением, включавшим 380-мм пушки SKC-34 в четырёх башнях, что позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. 1 июля 1936 года началось строительство линкора “Bismark” в Гамбурге. Меньше, чем через 3 года, 14 февраля 1939 года “Bismark” был торжественно спущен на воду. На этом событии присутствовал сам Адольф Гитлер, а также внучка Отто фон Бисмарка, “окрестившая” корабль бутылкой шампанского. 24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Наиболее значимым боевым вкладом линкора являлось потопление британского линейного крейсера “HMS Hood” в ходе военного столкновения в Датском проливе 24 мая 1941 года. Самолёт-разведчик британских ВВС обнаружил “Bismark” и “Prinz Eugen” (третий тяжёлый крейсер кригсмарине типа “Admiral-Hipper-Klasse”), сфотографировал их и передал данные. Британцы вызвали бомбардировщиков на место стоянки немецких кораблей, но крейсер и линкор успели незамеченными пересечь Северный полярный круг. Для обнаружения и уничтожения немцев были высланы два корабля: крейсер “HMS Hood” и линкор “HMS Prince of Wales”. Сражение началось после открытия огня крейсером “HMS Hood”, командование которого ошибочно приняло “Prinz Eugen” за “Bismark”. После сближения на 5 километров, с расстояния в 22 километра до 17 километров, линкору “Bismark” удаётся пятым залпом попасть в хранилище боезапаса крейсера “HMS Hood”, что приводит к разлому британца на две части и затоплению за считанные минуты. После неудачной первой попытки уничтожения линкора “Bismark” и болезненной утраты крейсера “HMS Hood” Великобритания направила значительно большее количество кораблей на охоту за скоростным немцем. В итоге, 27 мая 1941 года, это приводит к затоплению линкора “Bismark” собственной командой спустя 2 часа неравного боя.

Отдельно стоит выделить организационную структуру Kriegsmarine. Многое она унаследовала от своего предшественника — Reichsmarine, однако также стремительно расширялась для охвата дополнительных регионов и обязанностей. Высшим командным органом Kriegsmarine была Oberkommando der Marine (OKM), которую возглавлял Главнокомандующий ВМС Германии. ОКМ, в свою очередь, подчинялся Верховному командованию Вермахта. Главнокомандующие Kriegsmarine: 24 сентября 1928–30 января 1943 года гросс-адмирал Эрих Редер (Erich Johann Albert Raeder); 30 января 1943–1 мая 1945 года гросс-адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz); 1 мая 1945–8 мая 1945 года генерал-адмирал Ганс-Георг фон Фридебург (Hans-Georg von Friedeburg); 3 мая 1945–22 июля 1945 года генерал-адмирал Вальтер Варцеха (Walter Wilhelm Julius Warzecha). Звания в Kriegsmarine делилесь на такие группы как: Офицеры (Offizieren); Старшие унтерофицеры (Unteroffiziere mit Portepee); Младшие унтерофицеры (Unteroffiziere ohne Portepee); а также матросы и старшие матросы.

Общий вклад немецких ВМС во время Второй мировой войны выражается в количестве операций, проведённых на море: Операция “Ход конём” (июнь — июль 1942 г.), Операция “Вундерланд” (август 1942 г.), Бой в Баренцевом море (декабрь 1942 г.), Операция “Цитронелла” (сентябрь 1943 г.), Битва у Ла-Платы (декабрь 1939 г.), а также присутствие в водах вокруг Испании во время Гражданской войны (1936–1939 г) и общая битва за Атлантику (1939–1945 г) на протяжении всей Второй мировой войны.

Литература:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/nastupatelnoe-reshenie-zadach-voyny-na-baltiyskom-more-voenno-morskoy-flot-germanii-byl-gotov-k-voyne-protiv-sssr-uzhe-k-1939-godu
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-ispolzovaniem-suschestvuyuschih-tipov-podvodnyh-lodok-mozhet-dat-lish-otdelnye-uspehi-boevye-deystviya-germanskih-podlodok
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskoe-pravitelstvo-kak-predviditsya-do-poslednego-budet-delat-vsyo-chtoby-sohranit-mir-uchastie-glavnogo-komandovaniya
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/germanskiy-voenno-morskoy-flot-i-zarozhdenie-plana-vtorzheniya-na-britanskie-ostrova-v-1939-g


Похожие статьи

Дело о «Мюльграбенской верфи» как иллюстрация методов политики немецкой фирмы «Шихау» на российском судостроительном рынке перед Первой мировой войной

Русское офицерство в период Русско-Японской войны 1904–1905 гг.

Исследуются моральное состояние, боевые качества и боевой дух русского офицерства в русско-японской войне.

Судостроение ВМФ США перед Второй мировой войной

Организация противогазовой защиты русской армии в годы Первой мировой войны: на примере Омского военного округа

Применение ракетного вооружения в российском военно-воздушном флоте в годы Первой мировой войны

Современная война и современные вооруженные конфликты, особенно с применением авиации, практически невозможны без применения авиационных ракет различного класса и назначения. Первые попытки создания ракет или реактивных снарядов для авиации уходят в ...

Роль научных открытий в истории Первой мировой войны. Методическая разработка открытого урока

Эволюция структуры и организации военной авиации в межвоенный период

Применение и тактика боевых действий военно-транспортной авиации в годы Второй мировой войны

В статье рассматривается применение отечественной военно-транспортной авиации в годы Второй Мировой войны. Характеризуется основной парк машин. Анализируются основные проблемы, с которыми столкнулось советское командование при проведении воздушных де...

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Социал-демократическая партия Германии в годы Первой мировой войны

Статья посвящена истории немецкой социал-демократии в начале XX в. Большое влияние на развитие СДПГ оказала Первая мировая война. В статье рассматривается деятельность партии в 1914–1919 гг, её влияние на ход и итоги войны, а также ход Ноябрьской рев...

Похожие статьи

Дело о «Мюльграбенской верфи» как иллюстрация методов политики немецкой фирмы «Шихау» на российском судостроительном рынке перед Первой мировой войной

Русское офицерство в период Русско-Японской войны 1904–1905 гг.

Исследуются моральное состояние, боевые качества и боевой дух русского офицерства в русско-японской войне.

Судостроение ВМФ США перед Второй мировой войной

Организация противогазовой защиты русской армии в годы Первой мировой войны: на примере Омского военного округа

Применение ракетного вооружения в российском военно-воздушном флоте в годы Первой мировой войны

Современная война и современные вооруженные конфликты, особенно с применением авиации, практически невозможны без применения авиационных ракет различного класса и назначения. Первые попытки создания ракет или реактивных снарядов для авиации уходят в ...

Роль научных открытий в истории Первой мировой войны. Методическая разработка открытого урока

Эволюция структуры и организации военной авиации в межвоенный период

Применение и тактика боевых действий военно-транспортной авиации в годы Второй мировой войны

В статье рассматривается применение отечественной военно-транспортной авиации в годы Второй Мировой войны. Характеризуется основной парк машин. Анализируются основные проблемы, с которыми столкнулось советское командование при проведении воздушных де...

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Социал-демократическая партия Германии в годы Первой мировой войны

Статья посвящена истории немецкой социал-демократии в начале XX в. Большое влияние на развитие СДПГ оказала Первая мировая война. В статье рассматривается деятельность партии в 1914–1919 гг, её влияние на ход и итоги войны, а также ход Ноябрьской рев...

Задать вопрос