В статье авторы определяют взаимосвязь повреждений плодовых деревьев с заморозками и резкими колебаниями зимних температур.
Ключевые слова: плодовые деревья, заморозки, резкие колебания зимних температур.
Развитие и плодоношение деревьев очень зависит от погодных условий. В настоящее время сильно меняется климат. Наши русские зимы иногда бывают малоснежными. Часто случаются оттепели. Растениям приходится приспосабливаться к погоде. Садоводы должны внимательно следить за садом, чтобы не допустить и не пропустить повреждения плодовых деревьев. Мороз, снег, ледяная корка, оттепели и сильное солнечное излучение могут повредить растения. Чтобы помочь деревьям перезимовать, нужно внимательно следить за действием зимних природных факторов на плодовые деревья.
Для хорошего и долгого плодоношения сада надо выбирать виды и сорта растений, которые приспособлены для нашего климата.
Наш сад расположен на склоне высокого берега реки Оки в с. Кузьминское Рязанской области (рис. 1). Здесь часты сильные ветры, которые дуют вдоль поймы реки. Особенно опасны они в зимнее время года. Быстрое перемещение холодного воздуха во время зимнего покоя растений приводит к иссушению коры. Она становится более хрупкой, легко повреждается морозами, наледью, снежными ветрами, солнечным излучением.
Рис. 1. Вид из сада на заснеженную пойму реки
Из-за рельефа местности нами создаются садозащитные насаждения. Они состоят из различных лиственных пород деревьев и елей. Наиболее подходят для этого береза, липа, тополь серебристый, посаженные у нас. Но также для нас ценны ель и дуб, которые имеют стержневой корень, поэтому их крона создает барьер для ветра, а корень удерживает землю на склоне.
В нашем саду выращиваются различные плодовые деревья, которые были куплены маленькими саженцами: яблони, груши, вишня, черешня, слива, алыча, абрикос.
Есть южные растения, около 10 лет зимующие в наших условиях, которые выращены самостоятельно из черенков и косточек — грецкий орех и шелковица.
Из косточек не первый раз выращиваются абрикосы, лишь один предыдущий экземпляр из которых относительно успешно адаптировался и плодоносит в течении 5 лет у церкви Казанской иконы Божьей матери с. Константиново (рис. 2).
Рис. 2. Настоятель храма с. Константиново о. Александр Куропаткин около плодоносящего абрикоса
Всего в нашем саду произрастает около 45 плодовых деревьев возрастом от 1 до 20 лет. Около 70 % из них имеют повреждения из-за заморозков и резких колебаний зимних температур. От морозобоин сильно страдают груши, абрикос и шелковица. Грецкий орех проявил наибольшую устойчивость в зимний период, что может быть связано с его мощной кроной при сравнительно молодом возрасте (14 лет).
Зима дает растениям время отдохнуть после сезона плодоношения, побыть в периоде покоя, восстановить силы. Но в это время очень опасны:
1) значительные отрицательные температуры;
2) чередование мороза и оттепелей и
3) дневная солнечная активность.
От этих причин на коре возникают солнечно-морозные повреждения. Их можно заметить в отмирании коры, древесины и даже сердцевины. Эти повреждения можно увидеть в нашем саду.
Некоторые ученые отмечают, что в европейской части России в 98 % случаев деревья страдают зимой именно от сильного мороза.
Морозобоины чаще отмечены нами с северной стороны деревьев. С этой же стороны наблюдается сильный ветер с реки. В результате дерево больше промерзает. На плодовых деревьях морозобоины видны на стволе. На ветвях не обнаружены.
Морозобоины связаны с резким остыванием ствола дерева при перепадах температуры в дневное и ночное время. При этом кора лопается. В литературе отмечается наличие ночного треска деревьев из-за этого. Нами замечено, что у молодых деревьев повреждение чаще проходят вдоль ствола. У старых они направлены поперек ствола — радиально.
На поврежденных морозобоинами стволах деревьев можно заметить заживление коры и образование каллюса.
Очень опасны солнечные ожоги деревьев. Они обнаружены на стволах с южной и юго-западной сторон: видно повреждение коры и изменению ее цвета на более темный. Одной из причин таких последствий в литературе называется недостаточное увлажнение и избыточная влажность воздуха. В нашей местности есть проблема высокой влажности воздуха из-за близости реки и быстрого высыхания почвы из-за ветра.
Последствия солнечных ожогов имеют вид отслоений и трещин коры. Видно, как лопнувшая кора кусками отстает от камбия. Ствол становится беззащитным перед внешними воздействиями, начинается промерзание ствола, внутрь проникают вирусы и микробы.
От мороза могут страдать также корни деревьев. Из-за этого весной и летом можно видеть преждевременное увядание листвы, изменение ее окраски.
Еще одним опасным последствием зимнего воздействия является повреждение коры снежной коркой (настом). Она появляется, когда минусовые и плюсовые температуры чередуются. Снег днем подтаивает, а ночью замерзает. Опускаясь по высоте, он начинает царапать кору молодых деревьев. Оттаивание снега вокруг стволов деревьев также может привести к оголению и подмерзанию корневой шейки.
Ледяной дождь, который бывает в нашем регионе, покрывает ветви деревьев ледяной коркой. В литературе отмечается, что лед оказывает негативное воздействие на ветви деревьев: он затрудняет дыхание, происходит отравление дерева, отмирание частей растения.
Таки образом, в ходе выполнения исследования я определила и изучила повреждения плодовых деревьев в зимний период. При этом на деревья воздействуют солнечные ожоги, сильный иссушающий и холодный ветер, мороз, и отсутствие снежного покрова.
Литература:
- Константинов Л. К. Защита сада от резких колебаний температуры и заморозков. Л.: «Гидрометиоиздат», 1985. 112 с.
- Соловьева М. А. Атлас повреждений плодовых и ягодных культур морозами. К.: Урожай, 1988. 48 с.
- Дорошенко Т. Н. и др. Устойчивость плодовых и декоративных растений к температурным стрессорам: диагностика и пути повышения. Краснодар: Кубанский ГАУ, 2014. 117 с.
- Резвякова С. В. Теоретические и практические основы повышения биоресурсного потенциала устойчивости садовых культур к температурным факторам: дис.... докт. сельскохоз. наук. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет, 2016. 385 с.