Образы городов в мировой литературе
Мишина Лидия Сергеевна, учащаяся 9 класса;
Дубовка Анастасия Максимовна, учащаяся 9 класса
Научный руководитель: Хусяинова Гюзель Ильдаровна, учитель литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 183»
Оказывается, есть и такое наслажденье —
брести по пустым улицам наугад, не зная пути.
Чужой, непонятный город.
Чужая, непонятная жизнь.
Зато настоящая.
Самая что ни на есть.
Борис Акунин
Город как место пребывания человека, всегда интересовал литературных деятелей. Для некоторых писателей город — средство формирования его типа человека, для других — самостоятельное тело, живущее и имеющее равные права со своими обитателями. Обращение писателей к теме города порождает появление так называемых «городских текстов», которые и включают в себя образ города в художественных произведениях.
Первые, кто писал о городах, были Аристотель и Платон. Они создавали образы идеальных государств. К примеру, Аристотель был убеждённым защитникомправ индивида, и его взгляды не совпадали со взглядами Платона. В дальнейшем такое направление в литературе разошлось по всему миру.
Образ Санкт-Петербурга — особый образ города в русской литературе. Его описывали многие, например, в поэме «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин описывает его как место, воздвигнутое на болотах по воле монарха ценой бесчисленных человеческих жизней и оттого враждебного чувствам и счастью «маленьких людей». Но также у Пушкина в других произведениях совершенно другое описание этого же города. Он это делает с особой целью, это зависит от замысла автора.
По-другому описывает Петербург Н. В. Гоголь в повести «Шинель».Образ города является очень значимым не только для понимания самого произведения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла «Петербургских повестей». Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести «Шинель» близок к тому, каким он представлен в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Таблица 1
Сравним два описания
Санкт-Петербург Гоголя |
Санкт-Петербург Достоевского |
«Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а, тем более, вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже — масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные дома, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки». [2, c. 3] «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их». [2, c. 11] |
«...Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.» [1, c. 1] «...На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.» [1, c. 1] |
С самого начала складывается ощущение того, что город хочет выгнать людей, он отторгает их. Но не всех. Страдают, в первую очередь, такие как Акакий Акакиевич. Враг всех чиновников с мизерным жалованием — петербургский мороз. Холод в повести символизирует еще и пространство смерти, прежде всего духовной. Ведь ни у людей, окружающих Башмачкина, ни у него самого нет никаких других интересов, кроме как вещи. Атмосфера духоты в романе Ф. М. Достоевского пронизывает все повествование. Город словно усугубляет отношения между людьми, давит на них, уничтожает и съедает их. В таком городе Раскольников еще больше чувствует себя ничтожеством.
Санкт-Петербург в ХIХ веке предстает пере нами как мрачное, холодное место. Мистика в повести связана не только с появлением в конце произведения привидения, но и самим городом, который отвергает людей, он враждебен. Петербург в повести «Шинель» призван показать авторскую оценку, а также помогает понять основной замысел произведения. Именно благодаря описанию городского пейзажа, читатель понимает всю жестокость, бесчеловечность, бездушность среды, в которой есть такие жалкие люди, как Акакий Акиевич Башмачкин.
Столица Франции всегда особо ценилась деятелями разных видов искусств. Конечно, можно ли пройтись, не затаив дыхание, по старинным улочкам среди полуразрушенных исторических памятников? Все прекраснейшие панорамы этого города поневоле побуждают в нашей душе некий творческий порыв. Париж обогатил и литературу. Можно часам вспоминать знаменитых поэтов и писателей, которых вдохновил этот полный призраков и тайн город: Владимир Маяковский, Эрнест Хемингуэй, Алексей Толстой, Марина Цветаева… Каждый из них увидел Париж по-своему. Так ли замечателен Париж в видениях писателей, как в наших?
Алексей Толстой описывает Париж в своем рассказе «О Париже» как город, который умирает. «Франция спустилась к туманной пропасти» [1, c. 1], — именно этими строками автор начинает свой рассказ. Он рассказывает о том, как жители этого города теряют все национальное достояние, честь. Они уже не заинтересованы в искусстве — они нравственно «скатились». Толстой убежден, что «Франция обречена на гибель» [1, c. 3] и этого никак нельзя предотвратить — можно лишь оттянуть. Читая этот рассказ, по коже бежит дрожь и холод, ведь так не хочется самый романтичный город на нашей планете пятнать столь мрачными моментами…
В своем стихотворении «В Париже» не находит себе места и Марина Цветаева. Находясь в Париже, она лишь во сне видит его красоты, которые мы все вспоминаем при упоминании этого города. Казалось бы: шум, вечер, кругом прогуливаются пары — жизнь вечернего Парижа кипит, но поэтесса чувствует себя одиноко, она скучает по Москве. Она описывает, как за яркой мишурой веселья и красоты может прятаться холодная скука и одиночество.
В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока. [1, c. 12]
Действия романа Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» также разворачиваются в Париже. Главный герой — беженец из Германии, нашедший лучшую жизнь во Франции, будучи спокойным во время нацистских идей государством. Ремарк нам описывает, что в Париже готовы приютить всех — от бродяг до элиты. Здесь люди спокойно живут, осуществляют свои замыслы, находят свою любовь, взбираются по карьерной лестнице. Словом, Ремарк дает полностью противоположное нашим соотечественникам описание Парижа, делая город оплотом мирной жизни: «Париж — единственный в мире город, где можно отлично проводить время, ничем по существу не занимаясь». [c. 256], «Обычно лето — мертвый сезон. А в этом году словно сумасшествие какое-то на всех нашло. Посмотрел бы, как бойко торгует бар! Можешь себе представить — даже французы заказывают шампанское!» [c. 295].
Анализируя такие разные описания одного и того же города, можно с уверенностью сказать лишь одно: за красотой и праздностью Парижа скрывается сотни тайн и загадок. Мы никогда не сможем прийти к одному целому, более подходящему, как нам кажется, описанию Парижа потому, что одного из нас затянет яркая сторона столицы Франции, а другой поникнет в разочарования и тоску. Один город — миллионы впечатлений и отпечатков на душе.
Особый интерес представляют вымышленные города. Например, город Грин Таун — это копия реально существующего города Уокигана, места рождения автора повести «Вино из одуванчиков» Рэя Бредбери.
Сам Грин Таун — небольшой городок, в котором разворачивается весь сюжет книги «Вино из одуванчиков». Он имеет немецкую баптистскую церковь, много маленьких жилых домов и огромный страшный овраг. Этому оврагу уделяется большое внимание в повести. Как мне кажется автор делает акцент на овраге, чтобы сделать книгу более мистической и загадочной, также чтобы раскрыть второстепенного героя, Тома. Когда он находился рядом с оврагом, то размышлял о глубоких и сложных темах.
«На свете миллион таких городишек. И в каждом так же темно, так же одиноко, каждый так же от всего отрешен, в каждом — свои ужасы и свои тайны. Пронзительные, заунывные звуки скрипки — вот музыка этих городишек без света, но со множеством теней. А какое необъятное, непомерное одиночество! А неведомые овраги, что засасывают, как трясина! Жизнь в этих городишках по ночам оборачивается леденящим ужасом: разуму, семье, детям, счастью со всех сторон грозит чудище, имя которому Смерть». [1, c. 57]
Это описание города глазами одного из главных героев повести, брата Дугласа, Тома. Такое описание дано, чтобы мы смогли узнать город с другой стороны, узнать насколько таинственное это место. Таким образом, автор добивается объективности суждений. Мы рассматриваем город с разных сторон и сами можем оценить его, представить и даже выбрать любимое место.
Грин Таун представляется читателю очень уютным, но со своими тайнами городком.
Мы можем согласиться с учеными, выделяющими описание пространства как отдельный элемент художественного произведения. В каждом из рассмотренных нами произведении описание города дается детально, подробно и точно, жители города с ним тесно связаны и психологически он влияет на них, их поступки и чувства.
Образ города помогает писателю глубже окунуть своего читателя в мир персонажа (реальный или вымышленный), объяснить мотивы его поступков, служит канвой для основного сюжета произведения.
Литература:
- Брэдбери Р. «Вино из одуванчиков». Издательство: Эксмо, 2015 г.
- Гоголь Н. В. «Шинель». Издательство: Астрель, Полиграфиздат, 2012 г.
- Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Издательство: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, Харвест, 2008 г.
- Жилина Т. «Семантика художественного пространства в романе Дж. Джойса «Портрет художника в юности». http://www.james-joyce.ru/articles/semantika-hudozhestvennogo-prostranstva.htm
- Каширина С. В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста.Вестник Оренбургского государственного университета. Выпуск № 9 (59).2006 г.
- Пушкин А. С. «Медный всадник». Издательство: Детская литература, 2013 г.
- Ремарк Э. М. «Триумфальная арка». Издательство: АСТ, 2014 г.
- Толстой А. Н. «О Париже». Издательство: ФТМ
- Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления. М.: Художественная литература, 1973 г.
- Цветаева М. И. «В Париже». Издательство: Азбука, 2015 г.