«Большие надежды» как энциклопедия викторианского общества | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 463 раза

Библиографическое описание:

Никулин, В. С. «Большие надежды» как энциклопедия викторианского общества / В. С. Никулин, А. А. Гаспаров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3052/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена исследованию викторианского социума через призму романа Чарльза Диккенса «Большие надежды». Обосновывается идея, что в романе присутствуют все черты реалистического описания, а произведение «Большие надежды» можно смело назвать энциклопедией викторианского общества.

Ключевые слова : викторианское общество, викторианская Англия, этикет, искусство, английская литература, Чарльз Диккенс, энциклопедия викторианского общества, Большие надежды.

В литературе и науке в последние годы наблюдается огромный интерес к исследованию нравственных качеств и образу жизни англичан XIX века. На данный момент мы видим большое количество книг, научных статей и диссертаций по викторианской Англии, образу жизни, традициям и культуре нации той эпохи. Многие литературоведы отмечают, что это связано с творчеством Чарльза Диккенса, который вывел английскую литературу на мировую арену. Творчество Ч. Диккенса является до сих пор актуальным и до конца не раскрытым. Это можно обнаружить благодаря огромному количеству работ не только европейских исследователей (труды J. Forster, G. Gissing, P. Collins, H. House, U. Pope-Hennessy, A. Word, G. Orwell,), но и советских и российский литературоведов (исследования Н. Я. Абрамовича, В. В. Ивашевой, Ю. С. Камардиной, И. М. Катарского, Н. П. Михальской, Т. И. Сильман, Е. Л. Ланна, М. В. Урнова и др.). Новизна работы обусловлена тем фактом, что в науке на данный момент отсутствует комплексное, обобщающее исследование, посвященное изучению романа «Большие надежды» как энциклопедии викторианского общества. Мы предполагаем, что именно этот роман досконально затрагивает все аспекты викторианского общества. Как отмечает Жан Пьер Оль, в середине XX века французское жюри признало это произведение «лучшим иностранным романом XIX века» [3, с. 216].

Известен тот факт, что в России наблюдается модель, сформированная в рамках критического реализма 30-х гг. XIX века: произведение реализма — энциклопедия русской жизни , например, роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Наша гипотеза состоит в том, что симметричная модель встречается в «Больших надеждах» Ч. Диккенса. В романе прослеживаются следующие тезисы описания викторианского общества: быт и образ жизни каждого представителя социального класса — искусствоиэтикет джентльменство как национальная английская идея.

Необходимо отметить, что в книге подробно освещается субъективная сторона викторианского социума при помощи описания быта людей. Рассматривая концепт быта и образа жизни , можно обнаружить, что произведение несет в себе огромное количество примеров того, как живут настоящие англичане и какая у них своя жизненная философия, описанная по принципу биографического метода. Биографический метод — это обязанность главного героя прийти к каждому персонажу в гости, чтобы «домашняя обстановка могла быть описана в романе» [4, с. 316]. Начать стоит с самого яркого персонажа категории «маленьких людей», мистера Уэммика, характер и отношение к жизни которого интуитивно сочетаются с его лондонским бытом. Его философия построена на тезисе «мой дом — моя крепость». Это наблюдается, когда герой входит в стены своего жилища и сразу забывает все невзгоды работы. Автор мастерски описывает домашние хлопоты персонажа и его окружения: «Престарелый нажарил такую груду гренок, что его почти не было за нею видно; а мисс Скифанс наготовила столько чая, что свинья в хлеву за домом страшно волновалась и стала выражать желание принять участие в пире» [1, с. 285]. Писатель скрупулезно следит и за описанием еды в доме героя. Еда у Уэммика простая и домашняя, что дает читателю понять характер героя. У него не было изысканных блюд, тем не менее, весь ужин демонстрировал доброту самого Уэммика и его близких.

Однако автор не просто описывает, он противопоставляет быт и образ жизни каждого персонажа [2]. Неслучайно Т. С. Сильман упоминает, что в этом романе Ч. Диккенс «рисует людей такими, какими они каждый день и каждый час порождаются прозой капиталистического существования» [4, с. 316]. Это можно увидеть в сцене, когда Пип приходит на обед к начальнику Уэммика Джеггерсу. Стол Джеггерса отличается от того, что был у его подчинённого: «Первым блюдом оказалась прекрасная рыба, за ней последовало столь же превосходное жаркое из баранины, а потом — не менее превосходная дичь; соус, вина, все необходимые приправы и притом самого лучшего качества» [1, с. 205] — эти слова дают нам увидеть, насколько уверен в своих возможностях Джеггерс. Настолько изысканными он хотел видеть блюда у себя на столе. Как было упомянуто ранее, жильё, работа и даже еда способны рассказать многое об англичанине, и тот же Джеггерс не исключение. Всё в нём двойственно, от его характера и того, как он ведёт свои дела, до его «укрощённой тигрицы» в лице экономки.

Ч. Диккенс выстраивает целую галерею персонажей викторианского общества не только описывая ужин Уэмика/Джеггерса, но и разбирая досконально рождественский обед Гарджери/Пипа и Покета. Это связано с тем фактом, что автор не мог обойти стороной описание еды представителей среднего класса в провинции: «Обед нам предстоял поистине роскошный, — солёный окорок с гарниром и фаршированные куры; сладкий пирог и пудинг» [1, с. 22]. Данная цитата доказывает, что в XIX веке в деревне очевидным и самым дешёвым решением была домашняя еда. В то время как в Лондоне Герберту обед был привезен из трактира. Исходя из вышесказанного, становится очевидным факт медлительности и кропотливости деревенского образа жизни викторианской Англии в сравнении со стремительной городской.

Роман «Большие надежды» представляет нам описание англичанина не только сквозь их богатое разнообразие рациона питания, но и через изображение их жизни в целом. К примеру, Уэммик, держит от многих свою обитель в секрете, он понятным для всех языком отделяет работу от личной жизни, для мистера Уэммика, как уже было сказано выше, дом — его крепость. В отличие от своего подчиненного Джеггерсу нет нужды даже закрывать парадную дверь, так как он максимально уверен в своём авторитете, т. е. никакой вор даже не посмеет положить глаз на его золотые часы. Данное противопоставление позволило нам доказать, что «Большие надежды» — энциклопедия быта, нравов и образа жизни.

Рассматривая концепт искусства, можно также обнаружить развитие героя сквозь призму викторианского этикета. Пип как главный герой романа улучшает свои мужские качества через обучение этикету, манерам и через знакомство с правилами поведения в обществе. И здесь тоже наблюдается доказательство того, что весь роман — это огромная энциклопедия той эпохи. В произведении писателя собрано множество примеров этикета. В книге присутствуют люди, принадлежащие к совершенно разным общественным классам и обладающие различным уровнем достатка, образования и воспитания. Например, семья Гарджери — деревенские жители, Покеты — дворяне, Уэммик — городской житель среднего достатка, Джеггерс — городская элита. Диккенс умудряется придумать каждому персонажу уникальный стиль общения с разным уровнем и целью использования этикета. Ярким доказательством этих слов является Джо. В его разговорах с Пипом можно было редко увидеть культуру речи, чему сложно удивиться, учитывая отсутствие образования у него как такового. Однако же в нервных ситуациях Джо из страха или уважения к человеку более высокого социального статуса не может говорить спокойно, а из его уст вылетают такие слова, как «мистер», «мисс», «сэр». Таким способом персонаж старается соответствовать ожиданиям собеседника. Такую форму общения можно заметить у него с мисс Хэвишем, повзрослевшим Пипом и Гербертом.

Подводя итоги данной статьи, можно заявить, что в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» собран обширный набор героев, чьи жизнь, быт и даже идеалы схожи с теми, что были у людей эпохи XIX века, а само произведение можно смело назвать энциклопедией английского социума.

Литература:

  1. Диккенс Ч. Большие надежды / Послеслов. Б. И. Колесникова. — М.: Моск. рабочий, 1980. — 480 с.
  2. Катарский И. М. Диккенс. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — 272 с.
  3. Оль, Жан-Пьер Диккенс / Жан Пьер Оль; [Пер. с франц. Е. В. Колодочкиной]. — Москва: Молодая гвардия, 2015. — 296 с.
  4. Сильман Т. Диккенс. Очерки творчества. — Л.: Художественная литература, 1970. — 376 с.


Ключевые слова

искусство, этикет, английская литература, Викторианская Англия, Чарльз Диккенс, викторианское общество, энциклопедия викторианского общества, Большие надежды
Задать вопрос