Возрождение православной жизни в провинциальной России (по материалам г. Алатыря) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Исследование о родном крае Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 04.04.2022

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Аркаев, Д. Д. Возрождение православной жизни в провинциальной России (по материалам г. Алатыря) / Д. Д. Аркаев, А. В. Фролов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3010/ (дата обращения: 02.05.2024).



В 1985 г. к власти в СССР приходит М. С. Горбачёв, который начинает перестраивать советское государство и общество. Одним из пунктов программы Горбачёва была реабилитация Русской Православной церкви: вновь открывались храмы, церковные иерархи всё чаще стали появляться на общественных трибунах.

«Перестройка» коснулась и Чувашской Митрополии. Центром православной и русской культуры в Чувашии по праву считается г. Алатырь. На протяжении четырёх столетий город обустраивался и формировался как административный, духовный, культурный, торговый, а с начала XIX в. — промышленный центр достаточного большого по территории Алатырского уезда. С основания Алатыря в истории Поволжья начался отсчёт нового христианского времени. В городе было возведено 17 храмов и 2 монастыря [9].

После октябрьского переворота 1917 г. антицерковная политика новых властей не сразу нашла понимание у горожан, поскольку вся алатырская интеллигенция получала своё образование в Духовном училище г. Алатыря, большую часть горожан представляли православные верующие. Но тем не менее большевики постепенно закрывали храмы, запретили преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, изымали церковное имущество. В итоге предпринятых коммунистами мер, в городе к началу 30-х гг. в Алатыре остался лишь один действующий храм [9]. Тем не менее на протяжении всей советской эпохи в городе оставалась достаточно большая община верующих. В годы правления Н. С. Хрущева ситуация усугубилась: за посещение богослужений можно было лишиться рабочего места, многие горожане вспоминают о том, что на Рождество и на Пасху у дверей единственного действующего храма дежурили учителя городских школ, в задачи которых входила запись родителей и учеников, которые пришли в храм на службу. На основе этих записей исключали из различных организаций и лишали должностей.

Но времена изменились, и с приходом к власти М. С. Горбачёва ситуация начала меняться: теперь свободно можно было исповедовать свою религию. Что же касается самих храмов, то до 1993 г. в Алатыре по-прежнему был лишь один действующий храм, но в 1993 г. начинается набор послушниц в женский Киево-Николаевский монастырь, который начал своё возрождение [6].

В ноябре этого же года в ведение Чебоксарской и Чувашской епархии был передан Алатырский собор Рождество Богородицы [1 с. 429]. Как монастырь, так и вновь переданный собор находились в удручающем состоянии. На территории монастыря проживали гражданские люди, здания храмов были перестроены в склады. Перед монахинями встала очень сложная задача, которая состояла в возрождении монастыря. Собор Рождества Богородицы был частично разрушен: была снесена колокольня, кое-где обрушились стены. Новый настоятель протоиерей Владимир Теплов сразу приступил к сбору средств на восстановительные работы.

17 февраля 1994 г. состоялось торжественное богослужение по случаю открытия Киево- Николаевского Новодевичьего монастыря. Здесь частично был отреставрирован центральный храм Покрова Пресвятой Богородицы, в котором теперь начались регулярные богослужения [7]. Летом этого же года начал действовать и Собор Рождества Богородицы [1 с. 430].

В городе оставалось ещё достаточно много храмов, не переданных Русской Православной церкви, включая мужской Свято-Троицкий монастырь, который был практически полностью разрушен.

6 апреля 1995 г. произошло важнейшее для духовной жизни города событие: начинается возрождение Свято-Троицкого монастыря [1 с. 431]. Чувашской и Чебоксарской епархии было передано пока лишь одно здание бывшего храма. Его заложили еще в XVI в., до середины XVIII столетия он был деревянным, несколько раз горел, но затем вновь восстанавливался. Чуть позже возвели каменное строение, прирастили к нему двухэтажные настоятельские покои и кельи для послушников. К концу XIX в. монастырь имел школу для обучения людей, рядом плодоносил пышный фруктовый сад.

21 мая 1996 г. в Алатыре стало ещё на одну церковь больше: к действующим храмам в городе прибавилась церковь Якова Алфея [1 с. 433]. Данный храм находится в бывшем Ямском Посаде, построен был на средства жителей. В 30-е гг. как и многие храмы Алатыря подвергся разрушению. Новым настоятелем стал иеромонах Алипий Моторкин [5].

Ещё многое предстояло сделать, но православная жизнь в городе возрождалась, набирая обороты. С декабря 1998 г. в Алатыре стала выходить газета «Православный Алатырь» [1 с. 437]. Учредителем духовно-просветительского вестника стал Собор Рождества Богородицы. Первый номер вышел тиражом 300 экземпляров.

В августе 1998 г. в Алатыре вновь был открыт храм Св. Иоанна Воина [1. с. 437]. Данный храм располагается на территории не закрывавшегося при советской власти храма Воздвижения Креста Господня. Его открытие имело лишь формальное значение, поскольку данный храм практически бездействует.

В декабре 1999 г. в Алатыре происходит восстановление исторической справедливости: по ходатайству наместника Алатырского Свято-Троицкого монастыря, улица, на которой находится монастырь, была переименована из ул. Щорса в ул. Троицкую, тем самым ей вернулось историческое название [1 с. 438]. Это событие имело важное моральное значение.

2000 г. в Алатыре начался с заложения нового храма на городском кладбище [8]. Исторически сложилось так, что город в 30-е гг. остался без кладбищенской церкви, поскольку кладбище было перенесено в другую часть города, а на месте снесённых памятников и могильников построили кинотеатр, спортивную школу, детский парк и стадион. Новая кладбищенская церковь была освящена в честь иконы Божьей Матери Нечаянная радость. Одновременно с возведением этого храма, рядом была построена часовня Новомучеников и исповедников российских. Позднее здесь же был возведён мемориал в память о жертвах репрессий большевистской власти.

В 2001 г. в жизни Алатыря произошло знаменательное событие: 8 июля город посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II [2]. Патриарх прибыл в город на вертолёте, посетил Свято-Троицкий мужской монастырь, где отслужил Божественную литургию, после пребывал в Киево-Николаевском Новодевичьем монастыре. Во второй половине дня встретился с жителями города на площади перед администрацией. Его визит имел огромное значение для православных Алатыря, поскольку это был первый визит Предстоятеля русской церкви в Алатырь.

Церковь в Алатыре активно сотрудничает с Отделом образования г. Алатыря: за школами были закреплены священнослужители, которое проводят среди учеников и преподавателей просветительскую работу. В 2002 г. впервые в Алатыре прошли «Дни славянской письменности и культуры» в память о просветителях славян Кирилла и Мефодия [3]. В рамках данной недели прошёл целый ряд мероприятий направленных на духовно-нравственное воспитание горожан. Празднование «Дней славянской письменности и культуры» стало традицией, они проводятся ежегодно.

В 2002 г. начинает возрождение старейший в Алатыре храм: Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, в здании которого находился Краеведческий музей [5]. Сам храм был заложен ещё в 1552 г. Иваном IV при основании города. Сегодня в храме регулярно проводятся богослужения, имеется достаточно большой приход, при храме действует единственный в Чувашии Центр защиты семьи, детства и материнства «Благовещенье». Данный центр был создан по инициативе настоятеля храма протоиерея Андрея Савенкова в 2007 г. [5]. Его основной целью является помощь беременным женщинам, матерям-одиночкам и многодетным семьям, оказавшимся в кризисной ситуации. Вещи, питание, материальная поддержка, консультации юриста, психолога, врачей различной специализации, — по мере необходимости всё это предоставляется людям, обратившимся в центр. В 2011 г. при Центре начал свою работу приют временного проживания для беременных женщин, в силу жизненных обстоятельств оставшихся без жилья [5].

Также при Соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи действует Воскресная школа. Занятия носят в основном практический характер, детей учат управляться с домашним хозяйством и прививают некоторые строительные навыки.

В 2003 г. Русской Православной Церкви был возвращён храм Иверской иконы Божьей матери [5]. Инициатором и организатором восстановления был игумен Василий Паскье, создавший для этой цели общину православных верующих. 16 января 2005 г. храм был освящён Митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой [5], после чего там начались регулярные богослужения. Стараниями настоятеля членов общины храм стал самым красивым и благоустроенным в городе.

При храме действуют сразу две Воскресные школы. Первая — Детская, вторая — Родительская. Детская воскресная школа носит название «Ковчег», её посещают в основном дети прихожан. Основными направлениями обучения в школе являются: Закон Божий, Церковно-славянский язык, Рукоделие, театральные постановки. При школе работает кружок резьбы по дереву. Старшие ребята могут заниматься в православной дружине им. Святого праведного воина Феодора Ушакова, где их обучают военным дисциплинам. В летнее время ученики воскресной школы «Ковчег» имеют возможность посещать детский лагерь при храме.

Втора Родительская воскресная школа возникла в ответ на потребность в общении родителей, приводящих своих детей в Детскую воскресную школу. Предметом общения родителей является воспитание детей, семейная жизнь, возрастная и семейная психология.

По инициативе Василия Паскье духовная жизнь вошла в Алатырскую женскую исправительную колонию (ИК-2): на её территории был построен храм Св. Иоанна Воина, в котором священники Иверского храма проводят богослужения для заключённых.

К началу второго десятилетия XXI в. полноценная духовная жизнь вернулась в алатырские монастыри. В Свято-Троицком мужском монастыре восстановлено 7 храмов. Монастырь имеет хозяйственное подворье — Рождественский скит, расположенный в 15 км от города. Подворью принадлежит 400 га земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, овощные, плодовые культуры, имеют поголовье из более чем 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в пруду. На территории подворья действуют два храма [4 c. 101].

В 2006 г. на территории Алатырского Свято-Троицкого монастыря началось строительство надвратной колокольни, которое завершилось в 2008 г. Общая её высота составила 81,6 м [5]. Размер колокольни позволяет видеть её шпиль и слышать звон колоколов, из которых особо выделяется 18-ти тонный колокол, в любой части города. В 2013 г. завершилась реставрация Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря, монастырь имеет подворье в с. Стемасы в 7 км от города.

В 2012 г. в связи с бурно возрождающийся православной жизнью, в Алатыре была образована Алатырская епархия, находящиеся в подчинении у Чувашской Митрополии [5].

Таким образом, в следствии богатой духовной жизни и бурно развивающимся православием, Алатырь вернул себе право считаться центром православной культуры Чувашии. За два десятилетия Церковь в Алатыре преодолела практически все последствия антицерковной и атеистической политики советской власти. Но следует отметить, что работа всё же ещё не завершена, предстоит восстановить и другие культовые здания. В данный момент ведутся реставрационные работы в Пятницкой церкви, Духовой пустыне, ждёт своей очереди храм Рождества Христова, находящийся в исторической части города.

Литература:

  1. Алатырь: летопись города. Факты, события, воспоминания фотографии. Часть 2. — Алатырь: 2002. — 512 С.
  2. Алатырские вести. — 2001. — 3 июля. — № 65.
  3. Алатырские вести. — 2002. — 8 июня. — № 52.
  4. Захаров, Ю. Сподобь мя Господи в день сей без греха сохраниться / Ю. Захаров // Об Алатыре и алатырцах. — Алатырь: 2002. — 120 С.
  5. Сайт Алатырской епархии [Электронный ресурс]: http://alat-eparhia.ru (дата обращения 16.03. 2014).
  6. Советская Чувашия. — 1993. — 21 октября. — № 212.
  7. Советская Чувашия. — 1994. — 18 февраля. — № 35.
  8. Советская Чувашия. — 2000. — 11 января. — № 2.
  9. Фролов, А. Положение Русской Православной церкви в 1918–1920-е гг. (по материалам г. Алатыря) / А. Фролов // MATERIALY IX MEZINARODNI VEDECKO — PRAKTICKA KONFERENCE. — 2013 г. — С. 16.


Задать вопрос