Тема якутской литературы в фалеристике | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Кондаков, Д. Н. Тема якутской литературы в фалеристике / Д. Н. Кондаков, Р. И. Уйгурова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5.1 (57.1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/2995/ (дата обращения: 16.11.2024).



I . Введение.

1. Актуальность исследования.

Одно из самых распространённых хобби в мире — коллекционирование орденов и медалей. Это называется фалеристика. Название произошло от лат. фале́ра — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия) из греч. фа́лара — металлические бляхи, побрякушки) — награды римских легионеров.

Термин «фалеристика» впервые был употреблён в 1937 году чехословацким коллекционером наград Олджихом Пильцем, а в русский язык термин ввел историк из Баку, известный коллекционер и исследователь, специалист по наградам Р. В. Шейн в статье «Фалеристика — сестра нумизматики», опубликованной в 8-м номере журнала «Декоративное искусство СССР» за 1965 год.

Термин фалеристика обозначает два понятия:

  1. Коллекционирование орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков (в том числе почетных, юбилейных, ведомственных, об окончании учебных заведений и т. д.)
  2. Наука, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории этих предметов, их систем и их атрибуций.

В СССР фалеристика была популярна еще с пятидесятых годов, в то время, когда началось расширение межгосударственных связей и туризма. Именно в тот момент начался массовый выпуск различных памятных знаков.

И в наши дни фалеристика имеет множество приверженцев в нашей стране. Ежегодно в России выпускают полторы тысячи различных видов знаков. Они изготавливаются на Монетном дворе Гознака и на сувенирных фабриках. Появляются все новые значки, которые изготавливаются в различных мастерских из разных материалов.

2. Цель и задачи:

Цель работы: изучение темы якутской литературы в фалеристике.

Задачи: 1. Собрать материал о фалеристике;

2. Изучить историю создания уникального значка;

3. Выявить значение реалий значка.

Новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка изучения истории создания знака, посвященного 135-летнему юбилею одного из основоположников якутской литературы Анемподиста Ивановича Софронова.

II . Основная часть.

В коллекциях фалеристов можно встретить значки совсем крохотные и размером с пачку сигарет. Значки сделаны из разнообразных материалов: стали, пластмассы, дерева, стекла, кожи, ткани и др. Целью коллекционирования становится собирание значков, имеющих художественную и историческую ценность. Коллекции могут стать для своих обладателей памятью о том, где они путешествовали. Объектом фалеристики может стать практически любой предмет, но, как правило, каждый вид такого коллекционирования строится на определенных принципах: портретистика, геральдика, история, спорт, архитектура и др. В фалеристике огромное количество знаков, поэтому и тематик тоже хватает. Особое место в фалеристике занимает якутская тематика. Она, в свою очередь, делится на отдельные темы: города, природа, культура, спорт и т. д. Тема якутской литературы представлена небольшим количеством значков, в основном это значки, посвященные съездам и конференциям писателей. Но совсем недавно выпущен знак тиражом всего 13 экземпляров, посвященный юбилею одного из основоположников якутской литературы Анемподиста Ивановича Софронова.

Примечательна история создания самого знака. Он был создан по инициативе директора Жохсогонской школы имени А. Е. Кулаковского — Өксөкүлээх Өлөксөй Таттинского улуса Василисы Даниловны Петровой. В изготовлении знака материальную помощь оказал глава Жохсогонского наслега Петр Егорович Захаров. Изготовил знак молодой, но уже известный ювелир Р. Р. Неустроев. Знак был вручен в торжественной обстановке на мероприятии наслега, посвященном 135-летию А. И. Софронова людям, внесшим вклад в увековечение памяти Алампа:

  1. Архипову Михаилу Лукичу — первому главе Жохсогонского наслега, учредившему специальнцю премию имени А. И. Софронова-Алампа;
  2. Архиповой Светлане Климентьевне — ветерану педагогического труда, учителю якутского языка, литературы, культуры, автору книги-альбома “Алампа”;
  3. Арылаховой Галине Егоровне — в годы работы директором Жхсогонской школы работавшей над изданием книги-альбома “Алампа”;
  4. Бочонину Ивану Михайловичу — автору пьесы “Алампа, Алампа”, победителю республиканского конкурса, посвященного А. И. Софронову;
  5. Давыдовой Галине Константиновне — ветерану педагогического труда, учителю якутского языка, литературы, автору книги-альбома “Алампа”, соавтору сборников “Алампа — детям”, “Алампа”;
  6. Другиной Галине Николаевне — библиотекарю, руководителю литературного объединения “Куорсун”;
  7. Жараевой Изабелле Семеновне — директору Дома народного творчества имени А. И. Софронова — Алампа;
  8. Колотинской Варваре Федосьевне — учителю русского языка и литературы, изучающей параллели творчества Алампа с русской литературой;
  9. Лебедевой Нюргуяне Михайловне — заместителю директора школы по учебной части, увековечившей имена ветеранов войны и тыла.
  10. Поповой Татьяне Львовне — педагогу дополнительного образования, автору проекта “Үйэлэри уҥуордаан”;
  11. Саввиной Ларисе Михайловне — педагогу-библиотекарю, организатору республиканских конкурсов, викторин, посвященных творчеству А.И Софронова;
  12. Сивцевой Марии Владимировне — учителю якутского языка, литературы, автору книги-альбома “Алампа”, соавтору сборников “Алампа — детям”, “Алампа”;
  13. Татариновой Тамаре Ивановне — за разностороннюю деятельность по увековечению памяти Алампа;

Знак очень уникален. Он изготовлен из серебра, на нем изображена пуночка, внизу — надпись «Алампа». Алампа — так называли Анемподиста Ивановича на якутский лад, он известен широкому кругу читателей под этим именем. Можно предположить, что изготовители значка не случайно выбрали в качестве материала для значка серебро, так как серебро у народа саха, как и у многих тюркских народов, ассоциируется с чистотой. Не зря наши предки украшения для девушек изготавливали из серебра. На знаке изображено перо — символ писательской деятельности. Центральной фигурой значка является пуночка — туллук. Какое значение имеет пуночка в творчестве якутского писателя? Об этом можно узнать из воспоминаний Анны Николаевны Жирковой, ветерана педагогического труда, ветерана тыла, отличника просвещения РСФСР, Почетного ветерана системы образования РС(Я), 1920 года рождения. Ее воспоминания были записаны в 2017 году Утум Захаровым.

Отец Анны Николаевны Николай Жирков был знаком с Анемподистом Ивановичем еще до революции, они вместе работали у купца Кирилла Спиридонова. Мать — Анна Жиркова дружила с женой Анемподиста Ивановича Евдокией. Но сама Анна Николаевна отрицательно отзывается об Евдокии, порицает ее за отношение к Анемподисту Ивановичу, за то, что ушла от него к другому. Об уходе Евдокии к Степану Гоголеву написано и в книге народного писателя Якутии Егора Неймохова «Алампа», где описывается сам момент ухода Евдокии с Гоголевым. А Анна Николаевна вспоминает, что она, будучи маленькой девочкой, ходила вместе с матерью в гости к Софроновым. Однажды, увидев, что пришла ее подруга, Евдокия сразу сказала ей: «Не надо ничего говорить, уговаривать меня, это все равно пустой звук». Видимо, это было как продолжение разговора, в котором речь шла о том, что Евдокия собирается уйти к другому. Анна Николаевна с горечью говорит о том, что не простит Евдокии то, что она отказала в последней просьбе тяжелобольного Анемподиста Ивановича хотя бы пройти под его окнами, чтобы он смог ее увидеть в последний раз. А он ее боготворил, несмотря ни на что. «Үрүҥ туллук ини мөлбөстүүр..”. — это стихотворение Алампа, посвященное своей любимой жене Евдокии, стало народной песней и символом лирического творчества поэта.

III. Выводы:

Фалеристика — увлекательное и долговременное занятие. Изучая значки, медали можно узнать много интересного об их истории, событиях, связанных с их выпуском. Поэтому можно утверждать, что фалеристика является источником знаний.

Некоторые особо редкие значки существуют в единственном экземпляре или выпускаются очень малыми тиражами. История их создания представляет особый интерес для широкой общественности.

История создания знака, посвященного 135-летнему юбилею одного из основоположников якутской литературы Анемподиста Ивановича Софронова уникальна и достойна занять почетное место в истории якутской фалеристики.

Литература:

  1. Данилов А. Ю. Российская фалеристика. Учебное пособие. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т., 2002. — С. 8. — 123 с.
  2. Иванов И. С. Фалеристика. Академические нагрудные знаки за окончание учебных заведений. — М.: Триумф, 2014. — 76 с.
  3. Ильинский В. Н. Значки и их коллекционирование. — М.: Связь, 1977. — 192 с.
  4. Неймохов Е. П. Алампа — Дьокуускай: Бичик, 2006–2009. — 424 с.: ил.
  5. Писатели Якутии: биобилиографический справочник.-Якутск:Бичик, 2019.- 720 с.
  6. https://www.sakhaparlament.ru/sa/ostuoruja/


Задать вопрос