В статье автор анализирует литературу, посвящённую личности и деятельности святого Лаврентия.
Ключевые слова: святой Лаврентий, Калуга, крымские татары.
Мне нравится город, в котором я живу. В 2015 г. митрополит Калужский и Боровский Климент предложил совместить гуляния в честь празднования дня рождения города с днем памяти покровителя Калуги. Мне стало интересно, кто же такой святой Лаврентий и, особенно, почему калужане его почитают.
Сведения о святом Лаврентии крайне отрывочны и зачастую противоречивы.
Д. А. Эристов полагает, что святой Лаврентий происходил из рода бояр Хитровых [10]. Иеромонах Леонид (Кавелин) подвергает сомнению данную точку зрения: для многих помянников отдельных родов характерны записи в начале списка имен особо почитаемых святых [6]. Современный исследователь О. Прошкин уточняет, что в помянниках родов Хитрово святой Лаврентий не упоминается. Следовательно, Лаврентий пользовался особым почитанием в кругу ближайших родственников Григория Семёновича Хитрово, а не принадлежал к этому роду [8].
Иеромонах Леонид (Кавелин) дал описание самой ранней иконы Лаврентия, находившейся над местом погребения в Лаврентьевском монастыре [6]. Современный исследователь В. Пуцко предполагает, что икона хранится в церкви Георгия «за верхом» [9].
На данный момент Лаврентьевский монастырь хранит несколько отличающееся иконописное изображение святого: правая рука святого просительно простёрта перед грудью, в левой — секира на тоном древке и раскрытый свиток, повествующий о Божьем милосердии князю Симеону по молитвам праведного Лаврентия.
Рис. 1
Святой Лаврентий «преставился» 10 августа 7023 (1515 г.). На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь.
С начала XIX века исследователи обращали внимание на единственное прижизненное чудо святого Лаврентия.
Современный исследователь И. Е. Горолевич утверждает, что Крымская орда в 1512 г. подступила с юга к Калуге, разорив которую, затем, намеревалась идти на Москву [4]. Калужане оказались в критическом положении, поскольку крепость на реке Яченке — «Симеоново городище» — стояла ещё недостроенной. Князь Симеон решил не допустить татар на левый берег Оки и бить их на переправе. Однако татар было больше, чем защитников Калуги, и они стали побеждать князя Симеона Ивановича. В этот момент русским воинам явился Лаврентий и вдохновил их на победу. В итоге агаряне были побеждены.
Исследователь М. А. Ефименкова акцентирует внимание на то единственное слово, которым Лаврентий ободряет погибающее калужское войско: «Не бойтесь!» [5]. Это слово не раз упоминается в Евангелии.
И еще одно наблюдение: битва с агарянами в 1512 году и участие в ней Лаврентия очень напоминает чудо явления Василия Блаженного персидским купцам, морской путь которых лежал на Москву.
Чудеса, свершившиеся у гроба святого Лаврентия:
- Исцеление от расслабления боярина Льва Андреевича Кологривова в 1621 году.
- Избавление «посадского (города Калуги) человека» Стефана от одержимости в 1622 году.
- Обретение девицей Евдокией зрения в 1630 году и другие.
Более того, святой Лаврентий был помощником и военном деле. Во время наполеоновского нашествия заступничество Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.
Личность святого Лаврентия покрыта тайной — исследователям до конца неизвестны биографические данные юродивого. До нашего времени сохранились только отрывочные и спорные данные о происхождении, внешности и факте смерти юродивого. Иначе быть и не может — он был юродивым Христа ради.
Все исследователи святого Лаврентия сходны во мнении, что Калуга и Россия в 1512 году были обязаны своим спасением от разорения крымскими татарами юродивому Лаврентию, который стал не только покровителем, но и чудотворцем нашего города, совершавшим многочисленные исцеления и помощь в ратном деле даже после смерти.
Литература:
- Амвросий. История российской иерархии. Ч. VI. М.: Синодальная типография. 1815
- Богданов Д. П. Князь Симеон Иоаннович Калужский. Калуга: типография Е. Г. Архангельской. 1913
- Вусович А. М. Калужская губерния: курс родиноведения для местных учебных заведений / А. Вусович. Калуга: Типография А. М. Михайлова. 1886 // http://www. rsl.ru/
- Горолевич И. Е. Сеча на водах Оки у Калуги // Московский журнал история государства Российского. 2011. № 11
- Ефименкова М. А. Юродивые Христа ради в духовной жизни Калужского края // Калуга в шести веках: материалы 7-й городской краеведческой конференции. Калуга: Полиграф-Информ. 2009
- Иеромонах Леонид (Кавелин). Историческое описание Калужского Свято-Лаврентьевского монастыря. Калуга: Издание Калужского Свято-Лаврентьевского монастыря. 2009
- Маркина И. Блаженный юродивый Христа ради Лаврентий Калужский в литературных источниках // Православный христианин. 2015. № 7
- Прошкин О. Белые пятна в истории святого Лаврентия // Калужские губернские ведомости Весть. 2010. № 209–212
- Пуцко В. Иконы калужских святых // Знамя. 1994. № 185
- Эристов Д. А. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб.: Тип. II отд-я собств. е. и. в. канцелярии. 1862. 2-е изд., испр. и доп.// http://www. rsl.ru/