Возможности выживания неподготовленного человека в дикой природе: ожидания и реальность | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Основы безопасности жизнедеятельности

Опубликовано в Юный учёный №5 (46) май 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Луговский, А. Д. Возможности выживания неподготовленного человека в дикой природе: ожидания и реальность / А. Д. Луговский, Д. П. Синолицын. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 5 (46). — С. 83-88. — URL: https://moluch.ru/young/archive/46/2518/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проанализированы принципы и навыки, необходимые для выживания в дикой природе. Дана оценка перспектив выживания неподготовленного человека в дикой природе. Представлен комплекс превентивных рекомендаций и разработан универсальный алгоритм, направленный на максимизацию шансов на выживание неподготовленного человека, оказавшегося в чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: выживание в дикой природе, принципы выживания, чрезвычайная ситуация, ориентирование на местности.

На сегодняшний день, тема выживания в дикой природе стала особенно актуальна. Это напрямую связано со всё большем отдалением человека от природы. Согласно статистике МЧС России, в последние несколько лет участились случаи пропажи людей в лесной зоне. Однако, изучив базовые моменты выживания, в критической ситуации мы сможем сохранить свою, а может и чужую, жизнь и здоровье.

Изучение теоретических основ и принципов выживания позволяет обобщить наиболее важные и неотложные задачи, возникающие перед человеком, оказавшимся вдали от цивилизации. Среди таких задач: преодоление стресса; оказание первой помощи; защита от непосредственных угроз жизни и здоровью; поиск источников питьевой воды и пищи; определение местонахождения и направления движения; подача сигнала бедствия. Решение перечисленных и других задач зависит от умения принимать решения в стрессовой ситуации и, конечно же, желания выжить.

Среди навыков, полезных для выживания в дикой природе, необходимо выделить:

– целеустремленность и мотивацию;

– поиск воды и ее очистка;

– разведение и поддержание огня;

– постройка временного убежища;

– ориентирование на местности.

Возможности выживания: ожидания и реальность. Мало кто из современной молодёжи знает, что такое посидеть с гитарой у костра, жить в по несколько дней вдали от цивилизации, видеть пересекающий бездонное ночное небо млечный путь с тысячами звезд, умеет ставить палатку, ходить по азимуту и варить уху.

Образ жизни современных людей сильно изменился и разительно отличается от того, который был всего полвека назад. Технологии сделали нашу жизнь комфортнее, но одновременно отдалили людей от природы, сделали их менее приспособленными к встрече с ней. Как пел кот Матроскин «…телевизор нам природу заменил».

Гаджеты заменили живое общение, телевизионные и YouTube каналы способны перенести пользователя в любой уголок земного шара, турагентства предлагают массу экскурсионных маршрутов на любой вкус и кошелёк.

Но одно дело смотреть на мир из окна экскурсионного автобуса, а другое — оказаться один на один с дикой природой без средств связи и навигации, воды и еды.

Рисунок 1 наглядно демонстрирует очевидную тенденцию. Подавляющее большинство опрошенной молодежи (до 18 лет) — 82 % никогда не ходило в походы, 14 % ходили хотя бы один или два раза и 4 % делают это периодически. Это довольно высокий показатель, и он позволяет надеяться, что связь с природой у молодого поколения еще не утрачена. В старших возрастных группах число лиц, никогда не бывавших в походах ниже и составляет 64 % и 48 %, соответственно.

Ходили ли Вы в походы, %

Рис. 1. Ходили ли Вы в походы, %

Базовые навыки ориентирования на местности (умение определять стороны света по Солнцу, звездам, кронам деревьев, мху и т. д.) имеются у 73 % опрошенных, продвинутые (работа с компасом, картой, GPS навигатором) — у 24 % и полностью отсутствуют только у 3 % респондентов (рисунок 2).

Умение ориентироваться на местности, %

Рис. 2. Умение ориентироваться на местности, %

Навыки выживания, насколько о них можно судить по данным опроса, имеются у 42 % опрошенных. Они знают где можно устроить ночлег, что делать при укусе змеи, как развести костёр, могут оказать первую помощь, избежать обморожения и т. д. Результаты представлены на рисунке 3.

Навыки выживания, %

Рис. 3. Навыки выживания, %

К сожалению, из результатов анализа следует вывод, что большинство людей хотя понимает некоторые аспекты выживания, но не способны выжить в дикой природе. Более того, опрос и реальная действительность могут существенно различаться, поскольку важную роль играют такие факторы, как самообладание, дисциплина, стрессоустойчивость, физическая подготовка, смекалка и многие другие, которые не поддаются количественному измерению.

Тем не менее, проведённый анализ позволяет хотя бы приблизительно оценить шансы на спасение и наметить алгоритм действий в чрезвычайной ситуации.

Практическое руководство по выживанию. Любую чрезвычайную ситуацию проще предотвратить или предвидеть, чем потом расхлёбывать последствия. Разумеется, это не всегда возможно, но по крайней мере нужно быть максимально готовым к ней.

Существует три основных варианта оказаться в дикой природе. Все они представлены на рисунке 4. Первый — непреднамеренный, когда у вас нет никакого снаряжения и приходится надеяться только на свои знания, умения и смекалку. Второй случай допускает возможность оказаться в чрезвычайной ситуации в дикой природе, например, заблудиться, гуляя по лесу, отстать от экскурсионной группы, подвергнуться укусу змеи или ядовитого насекомого.

Алгоритм выживания в дикой природе

Рис. 4. Алгоритм выживания в дикой природе

Собираясь на такую прогулку, настоятельно рекомендуется взять с собой заряженный телефон, воду и спички, а также сообщить друзьям (родственникам) о своих планах (куда пошли и когда планируете вернуться). И, наконец, третий вариант — вы намеренно отправляетесь в дикую природу (турпоход, экспедиция). Такое путешествие требует соответствующей подготовки (навыков выживания, работы с картой, ориентирования на местности, приготовления пищи и многого другого), как правило, она имеется. Однако случается, что новички переоценивают свои возможности и попадают в беду. Отправляясь в поход, следует зарегистрироваться в МЧС и не идти одному. При себе следует иметь воду, спички или огниво, средства связи, нож-мультитул, веревку, навигатор (компас и карту).

Вариантов непосредственного попадания в условия автономного существовании может быть много (заблудились, попали в авиакатастрофу, отстали от группы, оступились, сорвались со склона и др.), но неважно, что случилось, важно — что делать дальше. Самое главное — это мотивация — ваше желание выжить, потому что без психологической составляющей и боевого духа ничего не получится.

Оказавшись в чрезвычайной ситуации (рисунок 4), первым делом нужно перебраться в безопасное место (покинуть тонущий корабль, отойти подальше от останков самолета и т. п.) и помочь пострадавшим, если таковые имеются. Затем, при первой возможности, позвонить в службу спасения (родственникам). Позвонить (позвать на помощь) следует и в других случаях (заблудились, отстали, свалились в ущелье и т. п.).

Следует тщательно изучить место происшествия, осмотрев его на предмет полезных вещей (средств связи, аварийной сигнализации, инструмента, воды и т. д.). Ведь любая, даже на первый взгляд бесполезная вещь может пригодиться или быть может спасти вам жизнь. Даже пустая пластиковая бутылка.

После осмотра места происшествия следует охватить взором окрестности и, если посчастливится, вы сможете увидеть дорогу, хозяйственные постройки, линии электропередач или иные признаки человеческой деятельности. Если ничего обнаружить не удалось, то наступает одни из решающих моментов в вашей жизни. Вам нужно решить: остаться и ждать помощь или полагаясь на свои силы двинуться в путь в попытке найти признаки цивилизации. В подавляющем большинстве случаев для неподготовленного человека наиболее правильным выбором будет остаться на месте, поскольку риски усугубить ситуацию, покинув исходное место более высоки. Если вам удалось связаться с близкими, и вы знаете, что помощь близко, то выбор однозначен.

Если вы решили остаться, лучше всего заранее сложить костер или соорудить иной знак, который хорошо будет виден с воздуха, после чего приступить к подготовке укрытия. Важно изолировать себя от земли, так как даже летом на юге она достаточно холодная. Не сделав этого, вы также рискуете стать кормом для насекомых.

Далее следует заняться поиском воды, но не слишком далеко уходить от своего укрытия, чтобы не потеряться и успеть в случае чего подать сигнал бедствия (разжечь костер).

Если никто не знает о вашей пропаже и предполагаемом месте нахождения и шансы, что вас найдут ничтожно малы, то прежде чем принять решение выбираться самому, для начала следует хотя бы приблизительно определить своё местоположение и выбрать направление движения. Для этого можно использовать высокое дерево, гору или возвышенность.

Прежде чем покинуть место своего пребывания необходимо взять с собой полезные вещи, которые, однако, не должны стать обузой, оставить знак вашего нахождения (например, ненужную личную вещь, записку на камне, стволе дерева) и указать направление движения (начертить, выложить из камней и т. п.). Затем следовать в данном направлении, прокладывая маршрут на равнинной местности преимущественно вдоль русел рек, в горной — вдоль хребтов, троп, проселочных дорог, выбирая все более широкие. Также нелишним будет позаботится о воде и пропитании. Однако, не следует забывать главных приоритетов: на первом месте — непосредственная угроза жизни и здоровью (дикие животные, пожары, наводнения, лавины и др.), на втором — спасение (выйти к людям — значит выжить), на третьем — укрытие (ночлег) и лишь на четвертом и пятом вода и еда.

И наконец, главное правило выживания и лучший способ выбраться из проблемной ситуации — сделать всё, чтобы в нее не попасть.

Таким образом, результаты исследования состоят в разработке универсального алгоритма — практического руководства для неподготовленного человека по выживанию в дикой природе. В основе данного алгоритма — классификация причин возникновения чрезвычайных ситуаций и, как следствие, возможность их избежать или подготовиться заранее. Отправная точка выживания — мотивация. Без нее все теоретические модели и технические средства бесполезны. Ключевое решение, от которого зависит выживание, состоит в том, чтобы остаться и ждать помощь или выбираться самому. В большинстве случаев для неподготовленного человека первый вариант оказывается предпочтительнее. Следование данному алгоритму, по нашему мнению, существенно увеличивает шансы неподготовленного человека по выживанию в дикой природе.

Литература:

  1. Гриллс, Б. Жизнь в дикой природе. Инструкция по выживанию / Б. Гриллс. — Москва: Центрполиграф, 2013. — 232 с.
  2. Смирнова, Л. М. Технология и организация сопровождения туристов. Обеспечение безопасности: учебное пособие / Л. М. Смирнова, Г. М. Суворова, В. Н. Приходько, С. А. Морозов, А. В. Кузнецов. — Москва: Юрайт, 2020. — 195 с.
  3. Трусей, И. В. Особенности выживания человека в автономных условиях: учебно-методическое пособие / И. В. Трусей. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2017. — 192 с.


Ключевые слова

чрезвычайная ситуация, выживание в дикой природе, принципы выживания, ориентирование на местности

Похожие статьи

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом

Научная статья посвящена анализу особенностей и характеристики основных методов оценки стоимости бизнеса, которые выступают инструментами стоимостного подхода к управлению компанией. Перечислены основные факторы, которые имеют прямое влияние на выбор...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Инновационные подходы в организации профильного обучения старшеклассников: опыт и перспективы

В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие ...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Эффективные методы запоминания английских слов

Статья посвящена различным подходам изучения и запоминания лексики, основанным на психологических и мозговых механизмах запоминания. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к изучению английской лексики, учитывая особенности памяти и способ...

Представление обучающихся о методическом потенциале аутентичного песенного текста в процессе формирования иноязычных лексических навыков

В статье автор описывает представления обучающихся средней школы о методическом потенциале аутентичных песенных текстов, характеризует разработанный и использованный инструмент оценки, интерпретирует полученные результаты исследования и формулирует в...

Похожие статьи

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом

Научная статья посвящена анализу особенностей и характеристики основных методов оценки стоимости бизнеса, которые выступают инструментами стоимостного подхода к управлению компанией. Перечислены основные факторы, которые имеют прямое влияние на выбор...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Инновационные подходы в организации профильного обучения старшеклассников: опыт и перспективы

В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие ...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Эффективные методы запоминания английских слов

Статья посвящена различным подходам изучения и запоминания лексики, основанным на психологических и мозговых механизмах запоминания. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к изучению английской лексики, учитывая особенности памяти и способ...

Представление обучающихся о методическом потенциале аутентичного песенного текста в процессе формирования иноязычных лексических навыков

В статье автор описывает представления обучающихся средней школы о методическом потенциале аутентичных песенных текстов, характеризует разработанный и использованный инструмент оценки, интерпретирует полученные результаты исследования и формулирует в...

Задать вопрос