Иллюзия или обман? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (44) март 2021 г.

Дата публикации: 09.04.2021

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Инсапов, М. Д. Иллюзия или обман? / М. Д. Инсапов, Т. Н. Балабанова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3.1 (44.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2456/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье исследуется вопрос изучения существующих видов зрительных иллюзий, объясняется природа иллюзий, приводятся доказательства того, что зрительные иллюзии существуют, а также своими руками создается зрительная иллюзия.

Ключевые слова: зрительная иллюзия, исследование, создание.

Зрительная иллюзия это не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей строения нашего зрительного аппарата. В процессе поиска информации о видах иллюзий мне удалось найти следующие виды зрительных иллюзий:

Зрительные искажения (рис. 1.) иллюзия, которую мы можем разобрать на примере иллюстрации «Параллельны ли горизонтальные прямые?».

Длинные горизонтальные прямые параллельны, но поскольку они пересекаются поперек, то кажутся расходящимися в разные стороны.

Зрительные искажения

Рис. 1. Зрительные искажения

Иллюзии восприятия размера эта иллюзия показывает, что светлые предметы всегда кажутся больше.

Кажущиеся фигуры вэтом случае мозг автоматически достраивает недостающие линии, и мы видим то, чего не существует. Такие объекты возможны только на бумаге, в реальной жизни их не существует.

Восприятие глубины (рис. 2.) этот вид иллюзии представляет собой рисунки на плоском листе или любой другой плоскости, например асфальте, но за счет игры света и тени создается эффект объема, глубины и перспективы пространства.

Восприятие глубины и пространства Восприятие глубины и пространства

Рис. 2. Восприятие глубины и пространства

Двойственные образы это оптическая иллюзия, которая использует графическую схожесть и свойства зрительной системы интерпретации двух и более различных форм изображения.

Перевертыши (рис. 3.) картинки, на которые мы смотрим и сразу понятно, что там изображено. Но стоит перевернуть картинку вверх ногами — и мы увидим совершенно другой рисунок!

Перевертыши

Рис. 3. Перевертыши

Фигуры и фон. Стереокартинки (от др.-греч. объёмный, пространственный»)— изображение, вызывающее иллюзию объёма, то есть ощущение рельефности и протяжённости в глубину за счёт особенностей зрения.

Иллюзия движения (рис. 4.) изучая рисунок, глаза совершают мелкие движения, переключаются между линиями и цветами. В результате мозг видит движение, которого нет.

Иллюзия движения

Рис. 4. Иллюзия движения

Не исключено, что я исследовал не все виды существующих зрительных иллюзий. Но уже сейчас понятно, что зрительных иллюзий значимое множество и природа их возникновения многообразна.

Попытаемся разобраться, почему и в какой момент возникают иллюзии и насколько они необходимы в нашей жизни. Когда мы на что-нибудь смотрим, свет проникает в глаз через зрачок, потом проходит через хрусталик и на сетчатке, расположенной в задней части глаза, возникает изображение предмета — почти как на экране в кинотеатре!

Сетчатка состоит более чем из ста миллионов чувствительных к свету клеток, которые называются палочки и колбочки. Палочки чувствуют свет, даже если его совсем немного, но не могут различать цвета. Зрительный нерв передаёт информацию от сетчатки мозгу. Тот осознаёт, что же увидел глаз. Изображение, которое создаётся на сетчатке, двухмерное. Но у нас два глаза, и каждый из них видит предмет под своим углом: изображение, которое получает левый глаз, немного отличается от того, которое получает правый.

Мозг использует оба изображения, соединяет их и создаёт трёхмерную (ЗD) картинку. Глаза и мозг отлично работают вместе, и обычно мы верим всему, что они показывают. Но запутать глаза и мозг можно с помощью иллюзии.

Вы спросите — какой толк в этих иллюзиях? Да если бы не они, то многих фокусов в цирке или на магических шоу мы бы никогда не увидели. Фильмы, не были бы такими эффектными и запоминающимися. Ведь мы уже давно после просмотров фильмов рассказываем, какие крутые спецэффекты мы видели. А это тоже иллюзия. Уже тысячи лет зрительные иллюзии используют в архитектуре для создания пространственных впечатлений при строительстве зданий и проектировании улиц, для создания номеров в цирке, для усиления эффектов в кино, в полиграфии при издании журналов, в рекламных роликах.

После изучения теории и видов оптических иллюзий я решил попробовать сделать оптическую иллюзию своими руками.

Имитация иллюзии пространства (рис. 5.) Для этого опыта я взял картон и сделал из него куб. Грани этого куба я разукрасил таким образом, что при рассмотрении его кажется, что стороны куба не ровные и плоские, как есть на самом деле, а имеют углы, вогнутые во внутрь. Этот эффект достигается за счет цветопередачи при раскрашивании.

Имитация иллюзии пространства

Рис. 5. Имитация иллюзии пространства

Трехмерная рука . (рис. 6.) Для этого эксперимента мне понадобился лист белой бумаги, цветные фломастеры и моя рука. Я обвел контур своей руки. Далее начертил прямые параллельные горизонтальные линии, которые немного закруглил в местах пересечения с рисунком моей руки. Потом закрасил весь лист разноцветными фломастерами по образцу горизонтальных линий. В итоге получил на плоском прямом листе объемный рисунок своей руки.

Трехмерная рука

Рис. 6. Трехмерная рука

Как же мне ответить на вопрос, который стал темой моего проекта «Иллюзия или обман?». Думаю — иллюзия, а не обман. Ведь во время моих опытов самостоятельного создания зрительной иллюзии я никого не обманул, я всего лишь сделал имитацию иллюзии пространства и восприятия глубины.

Иллюзия помогает нам погрузиться в мир волшебства и магии, рассматривая стереокартинки мы не только удивляемся тому, что вдруг из ниоткуда возникает объемная картинка, но и расслабляем мышцы глаза, делаем гимнастику, которая полезна как тем, у кого проблемы со зрением, так и здоровым людям.

Литература:

  1. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. / Пер. с нем. — М.: Институт компьютерных исследований, 2002.
  2. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: Мир, 1990.
  3. Яковлев-Будников А. А. Цветовое зрение//Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 27.


Ключевые слова

создание, исследование, зрительная иллюзия

Похожие статьи

О природе многозначности понятий дизайна и искусства

Многозначность понятий искусства и дизайна вызывает интерес к исследованию причин множественности толкований. С помощью предложенной в данной статье модели предпринята попытка понять природу этой многозначности, излагается представление о том, как ме...

Концепт «цвет» в языковой картине мира

В статье дана разносторонняя характеристика понятиям «концепт» и «языковая картина мира»; предпринята попытка выяснить, каким образом посредством концептов отображаются лингвоспецифические особенности менталитета; выявлены специфические черты устройс...

Симулякры и технология виртуализации в информационном обществе

В статье мы подробно рассмотрели основные характеристики понятий «информационное пространство» и «сикуляр». Также нами были изучена взаимосвязь сикуляров и виртуального пространства. Выделены проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуал...

Использование оптических иллюзий в живописи

Работа посвящена исследованию оптических иллюзий в изобразительном искусстве, рассмотренного в контексте связи науки, в частности оптических иллюзий, и искусства, в частности живописи. Приведена классификация работ на основе использования оптических ...

(ОТОЗВАНА) Модель нейронного мира как иллюзионистское объяснение реальности

В статье раскрываются основы нейрофилософской модели нейронного мира (МНМ), разработанной автором и предлагающей полное объяснение эмпирической реальности, моделируемой мозгом, т. е. нейронной модели объективной реальности.

Генезис онтологического пространства искусственной мифологии (на примере вселенной игры Warhammer 40.000).

В каждом акте творчества можно найти то, что отличает одного творца от другого, то, что делает одно произведение отличным от другого, или одну картину от другой. Это есть эманация внутреннего ментального, эмоционального и психологического состояния, ...

Причины существования мифов в современном мире

В этой статье автор выявляет те человеческие факторы, которые подвергают цивилизованное общество самообману, спекуляции и слепой вере в антинаучные феномены по сей день.

Философские основания страха войны в феноменологическом мире человека

В статье анализируется сущность войны с её исторических и философских оснований, её последствия на человека и его мира феноменов в дальнейшем. Ценность и новизна в использовании как стандартных источников по данной теме, так и источников современной ...

Понятие системы. Сложная системная интеграция

С единой методологической позиции рассматриваются проблемы самоорганизации сложных систем, передачи и использования биологической информации и другие волнующие задачи природы живого, не исключающей внимательного отношения к научной, философской и мис...

Использование трансформаций и организация учебного пространства в изучении иностранных языков

Данная статья посвящается использованию трансформации в научной речи (на материале русского и немецкого языков) а также организация пространства в изучении языке. Как известно, речь — это не самоцель, а средство достижения конкретного результата.

Похожие статьи

О природе многозначности понятий дизайна и искусства

Многозначность понятий искусства и дизайна вызывает интерес к исследованию причин множественности толкований. С помощью предложенной в данной статье модели предпринята попытка понять природу этой многозначности, излагается представление о том, как ме...

Концепт «цвет» в языковой картине мира

В статье дана разносторонняя характеристика понятиям «концепт» и «языковая картина мира»; предпринята попытка выяснить, каким образом посредством концептов отображаются лингвоспецифические особенности менталитета; выявлены специфические черты устройс...

Симулякры и технология виртуализации в информационном обществе

В статье мы подробно рассмотрели основные характеристики понятий «информационное пространство» и «сикуляр». Также нами были изучена взаимосвязь сикуляров и виртуального пространства. Выделены проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуал...

Использование оптических иллюзий в живописи

Работа посвящена исследованию оптических иллюзий в изобразительном искусстве, рассмотренного в контексте связи науки, в частности оптических иллюзий, и искусства, в частности живописи. Приведена классификация работ на основе использования оптических ...

(ОТОЗВАНА) Модель нейронного мира как иллюзионистское объяснение реальности

В статье раскрываются основы нейрофилософской модели нейронного мира (МНМ), разработанной автором и предлагающей полное объяснение эмпирической реальности, моделируемой мозгом, т. е. нейронной модели объективной реальности.

Генезис онтологического пространства искусственной мифологии (на примере вселенной игры Warhammer 40.000).

В каждом акте творчества можно найти то, что отличает одного творца от другого, то, что делает одно произведение отличным от другого, или одну картину от другой. Это есть эманация внутреннего ментального, эмоционального и психологического состояния, ...

Причины существования мифов в современном мире

В этой статье автор выявляет те человеческие факторы, которые подвергают цивилизованное общество самообману, спекуляции и слепой вере в антинаучные феномены по сей день.

Философские основания страха войны в феноменологическом мире человека

В статье анализируется сущность войны с её исторических и философских оснований, её последствия на человека и его мира феноменов в дальнейшем. Ценность и новизна в использовании как стандартных источников по данной теме, так и источников современной ...

Понятие системы. Сложная системная интеграция

С единой методологической позиции рассматриваются проблемы самоорганизации сложных систем, передачи и использования биологической информации и другие волнующие задачи природы живого, не исключающей внимательного отношения к научной, философской и мис...

Использование трансформаций и организация учебного пространства в изучении иностранных языков

Данная статья посвящается использованию трансформации в научной речи (на материале русского и немецкого языков) а также организация пространства в изучении языке. Как известно, речь — это не самоцель, а средство достижения конкретного результата.

Задать вопрос