Наш город имеет выгодное географическое положение, привлекательные для разных видов туризма природные особенности, однако образ города для развития внутреннего туризма четко не сформирован. Мы можем назвать символы Москвы и Санкт-Петербурга, Парижа и Лондона, даже не побывав в этих городах. А вот выбор символов родного города становится трудной задачей.
«Под имиджем города можно понимать исторически сложившийся образ города как субъекта социальных отношений в системе региона или страны, обусловленный национальными, социальными, культурологическими и собственно градосоставляющими факторами, который проявляется в сопутствующих коммуникативных атрибутах» [4].
Туристский имидж связан с символикой: представления о своеобразии может складываться благодаря рекламе отдельных объектов, которые привлекут туристов. Важно не просто привлечь туристов, но и побудить их приезжать регулярно, рекомендовать территорию для посещения своим знакомым [6].
Имидж региона и города сначала складывается стихийно, а не создается специально. Например, Санкт-Петербург называют «культурной столицей России» или «северной столицей», «северной Венецией», «городом на Неве», Иваново — «городом невест», а Тулу — «городом оружейников», с ней же связаны символы пряник и самовар, редкий турист не увезет из Казани фигурку кота или чак-чак. Почему возникли такие бренды городов? Бренд возникает на основе позитивного имиджа территории с уникальными возможностями.
Символ — это идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание, которое раскрывает характеристики изучаемого объекта и воспроизводит представления о нем по какой-либо части [3].
Городскую символику традиционно составляют:
— официальные символы города (герб, флаг и гимн);
— архитектурно-мемориальные символы и их изображения;
— словесные символы (название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания);
— гастрономические товары.
При разработке туристского бренда специалисты стремятся создать совокупность визуальных знаков, которые несут смысловую нагрузку (символ, цвет, слоган, картинки и др.) и позволяют устанавливать связь между туристским брендом и покупателями.
Что предлагают увидеть в Самаре? Каждый, кто путешествует, предварительно собирает информацию о маршруте или городе. Краткий образ Самары предлагает один из крупнейших сайтов для путешественников Tripadvisor. Здесь указано, что Самара является важным индустриальным и транспортным узлом, центром подготовки инженеров, туристы могут попробовать самые известные самарские продукты: водку, шоколад и пиво. Предлагается посетить русскую пивоварню, а затем спектакль или концерт, т. к. в Самаре много театров и концертных залов. Если захочется углубить свои познания в истории России, сходить на экскурсию в сталинский бункер или в дом-музей Ленина. И обязательно полюбуйтесь закатом с берегов Волги» [6]. Аналогичные рекомендации предлагает туристам и справочный сайт «Тонкости туризма» .
Как видим, образ довольно своеобразный и не самый приятный. Среди достопримечательностей, а значит, и символов указаны лишь музей «Бункер И. В. Сталина», а также Дом-музей В. И. Ленина. При этом регулярно, с 2013г., портал Tripadvisor включает Самару в 10–20 лучших туристических направлений путешествий по России.
Мы полагаем, что причина таких рекомендаций заключается в недостаточной рекламе наших природных и культурных достопримечательностей, в том числе их логотипов, и ограниченной возможности увезти из города в качестве «типичного» оригинальный самарский сувенир.
Однако перспективы развития Самары как туристического центра высоки. Самара включена в перечень маршрутов выходного дня сервисом One to trip .
Среди самых известных символов в пределах города Самары можно выделить несколько групп:
- Географические символы:
— Река Волга;
— Стрелка рек Волга и Самара.
- Архитектурные символы:
— Иверский женский монастырь (Волжский проспект, 1);
— Приход Римско-Католической церкви в честь Пресвятого Сердца Иисуса (Католический костел) (ул. Фрунзе, 157);
— Лютеранский храм Святого Георга («Кирха») (ул. Куйбышева, 115);
— Историческая мечеть (ул. Алексея Толстого, 61);
— Самарский академический театр драмы имени Горького (площадь Чапаева, 1);
— Особняк Курлиной (ул. Фрунзе, д. 159);
— Самарская хоральная синагога (ул. Садовая, 49);
— Дача купца Головкина («Дача со слонами» на ул. Советской Армии, 292);
— Площадь Куйбышева (Самая большая городская площадь Европы, 17,4 га)
— Бункер Сталина (площадь Чапаева, ул. Фрунзе, 167);
— Самарская соборная мечеть (ул. Стара-Загора, 54);
— Железнодорожный вокзал станции Самара (Комсомольская пл., 1);
— Монумент Ладья (символ Самары и Тольятти) и Самарская набережная;
— Особняк купца Ивана Андреевича Те-Клодта (ул. Куйбышева, 139А).
- Инженерные символы, монументы
— Монумент Славы в Самаре (площадь Славы);
— Ракета-носитель «Союз»;
— Малые скульптурные формы (Памятники «Буратино», «Солдат Швейк», «Бурлаки на Волге» и др.).
- Культурные символы
— Русская народная песня «Ах, Самара-городок».
Именно эти достопримечательности чаще других используют при создании логотипов нашего города или области. Бесспорными лидерами здесь являются монумент Ладья, самарская набережная реки Волга. А вот официальный символ города, образ дикой козы, используется значительно реже.
Специалисты по разработке символики и сувенирной продукции отмечают, что символ должен быть легко узнаваемым, например, Эйфелева башня в виде брелока, открытки, рисунка на майке или кружке будет восприниматься как символ Парижа, а не Москвы или Нью-Йорка. Для того, чтобы самарский символы стали узнаваемыми и интересными, необходимы усилия дизайнеров, маркетологов и, конечно, события, которые станут поводом для того, чтобы заявить о себе и своей привлекательности для туристов [4].
Туристский информационный центр проводил конкурс на разработку логотипов города и области с помощью сайта http://citycelebrity.ru/. Мы изучили работы, представленные на сайте, среди изображений на логотипах чаще всего встречается Ладья, река Волга, реже Жигулевские горы, популярен вид Самары с Волги на площадь Славы, на монумент Ладья [5]
В связи с проведением чемпионата мира по футболу вопрос выбора новых брендов рассматривался 22 января 2015 года на заседании рабочей группы Общественного комитета «ЧМ-2018», где выбрали 15 объектов, среди которых преобладают исторические и культурные (Таблица 1).
Таблица 1
Бренды Самары и области, выбранные к чемпионату мира по футболу 2018 г
Тип бренда |
Объект |
Символы |
Географический бренд места |
Самарская Лука |
Жигулевские горы, «Жигулевская кругосветка», село Ширяево (и его символика: музей, фестивали) |
Исторический бренд места событий |
Самара — запасная столица |
Ил-2, Музей «Бункер И. В. Сталина» Триумфальная арка на аллее Славы, памятник труженикам тыла и другие военные памятники |
Общественная патриотическая акция «Парад Памяти» |
Памятный знак на площади им. В. В. Куйбышева |
|
Бренд административного центра |
Самарская волжская набережная |
Река Волга, набережная, монумент «Самарская ладья», памятник князю Г. Засекину |
Самарский академический театр драмы имени М. Горького |
Образ архитектурного памятника культуры федерального значения |
|
Монумент Славы |
Образ архитектурного памятника |
|
Бренд производителя или территории происхождения |
Самара космическая |
Монумент ракета-носитель «Союз», Музейно-выставочный центр «Самара космическая» |
Волжский автомобильный завод |
||
Жигулевский пивоваренный завод фон Вакано |
Образ архитектурного памятника культуры федерального значения |
|
Государственный Волжский русский народный хор им. П. М. Милославова |
Музыкальные произведения коллектива |
|
Конкурс молодых музыкантов имени Д. Б. Кобалевского |
||
Международный фестиваль классического балета имени А. Шелест |
Образ архитектурного памятника Самарский академический театр оперы и балета |
|
Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина |
Музыкальные произведения и символика самого фестиваля |
|
Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» |
Символика самого фестиваля |
|
Областная общественная акция «Народное признание» |
Символика акции |
Официальная фирменная символика города, принимающего Чемпионат мира по футболу, также включала самые известные: козу, Волгу, ракету и монумент Славы.
Старые символы вдохновляют самарских дизайнеров создавать новые работы: стела «Я люблю Самару» изготовлена по проекту самарского дизайнера Александры Свирень. Другим значимым символом Самары стал стадион Самара-Арена.
Новые туристические символы включают как исторически обусловленные, так и те, что появились недавно. Они будут проверены временем: те, что полюбятся и будут активно продвигаться, станут «открыточными» и «сувенирными». Таким образом, символы и логотипы могут как создаваться для поддержки имиджа города, так и создавать его.
Литература:
- Города как бренды: десятка лидеров. [Электронный ресурс]. URL:
- http://www.news.by/505/2006–01–13/9850/126/ (дата обращения: 10.01.2018).
- Калиева О. М., Вакунова И. В., Марченко В. Н., Большакова Ю. С. Факторы, влияющие на формирование имиджа города // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 439–441.
- Калиева О. М., Вакунова И. В., Чарикова А. А. Символика и ее значение при формировании положительного имиджа города // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 526–529.
- Спирченко М. А. Образ, имидж и брэнд туристского города. [Электронный ресурс]. URL:https://goo.gl/D9Mk4F (дата обращения: 16.01.2019).
- Туристский бренд Самарской области. Конкурс Туристско-информационного агенства [Электронный ресурс]. URL:https://clck.ru/Kaiga (дата обращения: 20.10.2019).
- Tripadvisor [Электронный ресурс]. URL: https://goo-gl.ru/WgrOf (дата обращения: 21.10.2019).