Как самим научиться составлять пословицы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 1018 раз

Библиографическое описание:

Новичков А. В., Овчинникова Н. А. Как самим научиться составлять пословицы // Юный ученый. — 2016. — №1.1. — С. 44-45. — URL https://moluch.ru/young/archive/4/382/ (дата обращения: 23.01.2020).



Не только я, но и все окружающие, наверное, часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка и мама знают много разных пословиц, которые часто используют в общении со мной и моим братом. Однажды я задумался, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. И решил узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.

Так же на этапе постановки проблемы я решил выяснить, что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того, чтобы это узнать, я решил провести в классе анкетирование, где попросил ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах. В анкетировании участвовали 86 учащихся 2–6 классов, результаты следующие.

1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 96 %учащихся, 3 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица — это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство анкетированных учащихся.

2. Найти пословицу среди загадок и скороговорок смогли 80 учащихся, что составило 93%.

3. Выбрать правильное объяснение пословицы смогли лишь 47 человек, а 39 указали на неверное объяснение.

4. Применяют в своей речи пословицы 70 человек, в то время как16 учащихся не используют их в своей речи.

5. На самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» только 2 ответили положительно и 84 — отрицательно.

Таким образом, мною было установлено, что большая часть респондентов знают пословицы, имеют представление о них, иногда используют их в речи, но не составляют их сами. Поэтому одной из задач моего исследования стало выделение основных приемов и создание алгоритма составления пословиц.

В толковом словаре Ожегова термин пословица означает — краткое народное изречение с назидательным содержанием. В других источниках пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения. Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь». Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин, Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль.

На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:

- Пословицы о труде

- Пословицы о здоровье и гигиене

- Пословицы о временах года и природных явлениях

- Пословицы об учении

- Пословицы о войне и мире

- Пословицы, в содержании которых используются числа

- Пословицы о добре и зле

- Пословицы о любви и дружбе

После того, как картотека пословиц была создана, я решил разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это сделано для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались. Так я разделил пословицы на три большие группы: рифмованные пословицы («Без труда не выловить и рыбку из пруда»); пословицы, в которых нет рифмы («У семи нянек дитя без глазу»); пословицы, в которых есть противопоставление («Одна голова хорошо — а две лучше»). Разделив пословицы по форме их написания, я попробовал составить алгоритм составления пословиц. За основу я решил взять пословицы, основанные на противопоставлениях.

Алгоритм составления пословиц

  1. Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
  2. Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
  3. К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
  4. Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
  5. Поставить в середину союз «а»

Например:

Признак объекта 1

Действие или свойство объекта 1

Признак объекта 2 (антоним)

Действие или свойство объекта 2

добрый

любит

злой

губит

Вот такие пословицы у меня получились.

Голодный хочет есть, а сытый лечь.

Весёлый улыбается, а грустный мается.

Щедрый даёт, а жадный берет.

Красивый наряжается, а страшный обижается.

Умный обещает, а дурак выполняет.

Добрый любит, а злой губит.

Богатый спит, а бедный работает.

Друг помогает, а враг обижает.

Глупый только свистнет, а умный уже мыслит.

С помощью данного алгоритма и картотеки антонимов пословицы может придумать каждый, главное уметь фантазировать и рифмовать.

Работая над своим исследованием, я понял, что пословицы — это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной.

Основные термины (генерируются автоматически): пословица, учащийся, признак, речь, действие, алгоритм составления пословиц, краткое народное изречение.


Похожие статьи

Роль пословиц в воспитании детей | Статья в журнале...

Пословица — один из жанров словесного творчества, компактная, глубоко

Пословицы должны быть четкими, краткими, выразительными и образными, и должны

В образовательной силе пословиц ребенок может правильно определить свой образ мыслей и действий.

Использование пословиц и поговорок в становлении личности...

Пословицы и поговорки, являясь по содержанию отражением культуры, быта, традиций народов, в образной, сжатой и меткой афористической форме запечатлели опыт народа и суждения, почерпнутые из его трудовой деятельности, общественно-исторических отношений.

Сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок

С.И. Ожегов определяет пословицу как краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка не содержит...

Значение пословиц в духовно-нравственном воспитании...

Целью данной статьи является воспитание молодого поколения продолжателями нашей национальной культуры, а также в ней речь идет о значении пословиц, как неразрывной части узбекского устного народного творчества...

Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы...

Малые формы народного творчества, воплощенные в пословицах и поговорках, представляют собой маркированные лексические единицы и продукты языковой деятельности народа, кодирующие духовные ценности общества и окружающие художественные ценности языка.

Использование пословиц как дидактического материала...

Пословицы и поговорки — древний жанр народного творчества. «Очень трудно определить, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения

Особые свойства сделали и пословицы, и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи».

Сравнительный анализ пословиц и поговорок России и стран...

Пословицы и поговорки — широко распространённый жанр устного народного творчества. Пословица — жанр фольклора, афористическое сжатое, образное и грамматически законченное изречение с поучительным смыслом. Поговорка — образное выражение, оборот речи, метко...

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи...

И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. Поговорка – это образный, выразительный по своей форме элемент суждения.

Молекулярная физика в пословицах | Статья в журнале...

Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм [1, с.733].

Возвратила в мир народных пословиц и поговорок, построенных на наблюдательности людей. Я пришла вот к какому выводу: народные пословицы и поговорки...

Похожие статьи

Роль пословиц в воспитании детей | Статья в журнале...

Пословица — один из жанров словесного творчества, компактная, глубоко

Пословицы должны быть четкими, краткими, выразительными и образными, и должны

В образовательной силе пословиц ребенок может правильно определить свой образ мыслей и действий.

Использование пословиц и поговорок в становлении личности...

Пословицы и поговорки, являясь по содержанию отражением культуры, быта, традиций народов, в образной, сжатой и меткой афористической форме запечатлели опыт народа и суждения, почерпнутые из его трудовой деятельности, общественно-исторических отношений.

Сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок

С.И. Ожегов определяет пословицу как краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка не содержит...

Значение пословиц в духовно-нравственном воспитании...

Целью данной статьи является воспитание молодого поколения продолжателями нашей национальной культуры, а также в ней речь идет о значении пословиц, как неразрывной части узбекского устного народного творчества...

Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы...

Малые формы народного творчества, воплощенные в пословицах и поговорках, представляют собой маркированные лексические единицы и продукты языковой деятельности народа, кодирующие духовные ценности общества и окружающие художественные ценности языка.

Использование пословиц как дидактического материала...

Пословицы и поговорки — древний жанр народного творчества. «Очень трудно определить, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения

Особые свойства сделали и пословицы, и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи».

Сравнительный анализ пословиц и поговорок России и стран...

Пословицы и поговорки — широко распространённый жанр устного народного творчества. Пословица — жанр фольклора, афористическое сжатое, образное и грамматически законченное изречение с поучительным смыслом. Поговорка — образное выражение, оборот речи, метко...

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи...

И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. Поговорка – это образный, выразительный по своей форме элемент суждения.

Молекулярная физика в пословицах | Статья в журнале...

Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм [1, с.733].

Возвратила в мир народных пословиц и поговорок, построенных на наблюдательности людей. Я пришла вот к какому выводу: народные пословицы и поговорки...

Задать вопрос