Заслуженно ли забыт писатель В. А. Слепцов? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (38) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.08.2020

Статья просмотрена: 703 раза

Библиографическое описание:

Никифорова, Д. П. Заслуженно ли забыт писатель В. А. Слепцов? / Д. П. Никифорова, З. Г. Дуринова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 8 (38). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/young/archive/38/2144/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная работа посвящена изучению жизни и творчества незаслуженно забытого самобытного, талантливого писателя XIX века В. А. Слепцова. В статье говорится об особенностях произведений писателя, которые наполнены богатством литературных приемов, точностью художественных деталей, своеобразием манеры повествования. Обращается внимание на необычность повествования художественного текста, которое присуще, по мнению автора, только Василию Слепцову.

Произведения В. А. Слепцова написаны простым, доступным языком.

Говорит с читателем интеллигентно, понятно, доступно для понимания. Достойны уважения жизнь и творчество самобытного писателя. Наряду с великими именами Н. А. Радищева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина имя В. А. Слепцова должны знать, его произведения читать.

XIX век был богат плеядой выдающихся русских писателей. Имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, Н. А. Некрасова и многих-многих других поэтов и писателей знают не только граждане Российской Федерации, но и образованное общество всего мира. На мой взгляд, изобилие ярчайших имен с их несравненными художественными произведениями способствовало “уходу в тень”, забвению некоторых не менее талантливых писателей. Среди них оказался Василий Алексеевич Слепцов.

Это имя я встретила случайно, готовясь к уроку литературы на тему: «Образ писем в русской литературе». Я с большим интересом прочитала цикл его очерков «Письма об Осташкове». Жанр произведения для меня не нов — это дневниковые записи, или путевые заметки. Наряду с определением жанра предстают передо мной знаменитые имена писателей XIX века: Радищева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. И подумала: увлекательно чтение «Путешествия из Петербурга в Москву», «Кому на Руси жить хорошо», не менее увлекательно «Письма об Осташкове», но почему же имя В. А. Слепцова не упоминается среди имен ярких представителей русской литературы XIX века? Н.Якушин — ученый-литературовед, автор ряда книг, посвященных русской литературе XIX века пишет о В. А. Слепцове как об «активном участнике демократического движения 1860-х годов и одном из самых талантливых и самобытных писателей-демократов» [6].

Забыт В. А. Слепцов… Заслуженно ли забыт писатель?

Василий Алексеевич Слепцов — столбовой дворянин, но из обедневшей семьи. По словам Н. А. Некрасова, «Слепцов с юных лет стал одним из тех, кто по свету рыщут, дела себе настоящего ищут». Он был любознательным, интересующимся разными жизненными вопросами. Это постоянный поиск чего-нибудь нового отразилось в его скитаниях с одного места на другое, от одного занятия к другому. Василий Слепцов учился в Пензенском дворянском институте, затем собирался пойти волонтером на русско-турецкую войну, но опоздал. После этого поступил на медицинский факультет Московского университета и, не окончив его, увлекся театром, некоторое время играл в Ярославле. Осенью 1860 г. Этнографическое общество предложило Слепцову собрать в Подмосковье произведения устного народного творчества и записать народные обряды, обычаи и традиции. Слепцов отправился в путешествие по Владимирке — печально-знаменитой дороге каторжников и ссыльных, посещал заводы и фабрики, которые встречались на его пути. Успевал в дороге знакомиться с жизнью крестьян, фабричных рабочих, строителей московско-нижегородской железной дороги. Увиденное на столько поразило и шокировало его, что он не мог думать ни о каких песнях и сказках. С этого момента В. А. Слепцов решил всерьез и навсегда заняться изучением социальных и экономических процессов в стране накануне отмены крепостного права. Результатом этого «похода» явился цикл очерков о жизни крестьян и рабочих «Владимирка и Клязьма». В самом начале повествования автор устраивает нам встречу со священником, затем ямщиком «в изорванном полушубке», жителями деревни Ивановск, умирающей старушкой, буфетчиком (поваром, половым), московскими мещанами в трактире, местными крестьянами и другими людьми, встретившимися на его пути. Эти встречи напоминают сюжет поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Но в описании Слепцова, мне кажется, есть чувство «масштабности», т. е. это рассказ не об одном населенном пункте, а выходит за его пределы, например, деревни Ивановск, или городка Богородска, Городищи на берегу Клязьмы и т. д. Из коротких рассказов жителей городков и деревень мы видим обездоленную жизнь крестьян: не на что жить, нечем прокормить семью, «дров даже ни одного полена», «спину тебе всю разломит, глаза словно вот застилает чем, грудь примется ныть, ноги отекут» [В.А.Слепцов.] Перед нами предстает ужасающая картина бесчеловечной эксплуатации рабочих на фабриках, социальное расслоение деревни, городов. Даже песни, которые поют герои Слепцова, показывают статус поющего. Поет подгулявший фабричный: «Ты Париж ли Парижочек! Париж, славный городок…». Рожок из деревни Ивановск поет: Вот мы день-ат работаем,// Ночь на улице гуляем,// По трактирам, кабакам,// По питейным домам». На просьбу спеть фабричную, Рожок пытается что-то придумать бессмысленное. В. А. Слепцов мастерски тонко намекает: работа на фабрике не воодушевляет на песни, о фабрике душа не поет. Неоспоримое достоинство этого произведения в том, что писатель дает историческую информацию об особенностях строительства домов, церквей; стоимость производимых товаров. Бумагопрядильная и бумаготкацкая фабрика Волкова завела у себя в имении чугунолитейный завод, который стал отливать ткацкие станы, прядильные, чесальные и прочие аппараты. Это достижение получило успех благодаря трудолюбию, целеустремленности Волкова. Дело в том, что до 1844 г. в поддержку отечественного производителя ввоз машин в Россию был воспрещен. Фабриканты должны были пользоваться отечественными машинами или выписывать из-за границы механиков и производить машины дома, что обходилось очень дорого. Волков, основатель фабрики, с помощью механика, англичанина Сольтера завел чугунолитейный завод.

Это произведение наполнено богатством приемов, точностью художественных деталей, своеобразием манеры повествования. Уже здесь проявился самобытный писательский талант Слепцова. Но самое главное — он, наконец, почувствовал, что нашел свое настоящее «дело», и с этого времени навсегда связал свою судьбу с русской литературой.

В «Письмах из Осташково» (первоначальное название) Слепцов, продолжая умело пользоваться жанром дневниковых записей, так же, как Н. А. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» говорит суровую правду о народе — его бедности, трудолюбии, невежестве.

Осташково — это уездный город, в котором автор побывал в 1861 году. Об этом городе в те времена очень часто писали как о передовом уездном городе с «пожарной командой, библиотекой, театре и проч., то есть о таких предметах роскоши, о которых другие уездные города пока еще не смеют и подумать» [8]. Именно в Осташкове появилась первая публичная библиотека. Интересно герою-путешественнику увидеть все это своими глазами: «Бульвар в Осташкове устроен очень мило и содержится в большом порядке: все березки подстрижены, дорожки усыпаны песком…» [8] Осташковские радости ожидают читателя на каждом шагу: пристань, театр, заводы. Удивляет порядок во всем. Звучит убедительная просьба к жителям города, где «покорнейше просят цветов и деревьев не ломать и собак не водить» (чем не объявление нашего времени?).

Надо обратить внимание на необычность повествования художественного текста, которое присуще, я считаю, только Василию Слепцову. Во-первых, описание городка не столь мрачно и безнадежно, как у Некрасова или Радищева. Прекрасно понимая условия существовавшего строя, тяжелую жизнь крестьян, при чтении испытываешь какую-то долю радости. Радость в рассказе Слепцова — упоминание градоначальников, которые не чета градоначальникам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова — Щедрина. Это Кондратий Алексеевич Савин — отец нынешнего главы Осташкова. Их деятельность можно подытожить надписью на столбе: «Кто нарушает правила, установленные для общего блага, тот есть общий враг всех». Выделить словосочетание «ОБЩЕЕ БЛАГО». После чтения произведений Н. А. Некрасова, Н. А. Радищева, М. Е. Салтыкова — Щедрина «Письма из Осташково» Слепцова несут прогрессивные взгляды на изменение жизни крестьян. А еще, в чистом, удобном дворе дома благотворительных заведений общественного банка Савина у самых ворот «стоит ящик вроде бюро». Оказалось, что этот ящик выставляется на ночь за ворота для подкидышей. И колокольчик проведен от ворот «в странноприимное отделение». Существует забота о людях. Не важно, что внутри ящика постелена солома. Уместно вспомнить пословицу «Знал бы, где упаду — соломку постелил». Все — таки это мягко, предотвращает силу удара. Так и здесь. Значит, есть светлое будущее у простого народа. Во — вторых, в отличие от других знаменитых писателей, которые были бы рады увидеть прогресс уездного города, Слепцов показывает сомневающегося путешественника, визит которого запланирован «обличить», «развенчать» все то, что пишут в прессе. Его «Письма» наполнены неприязнью ко всему хорошему, что есть в этом городе: граждан города называет «туземцами», колокольня осташковского собора предстает перед ним «безобразнейшей», цинично высмеивает наивные юношеские стихи в найденной им тетрадке. Возможно, есть этому объяснение: очерк рассказов «Владимирка и Клязьма», где автор говорит о беспросветной жизни простых людей. Мне не понятно его настроение. Но если учесть работу Н. И. Якушина «Крупный, оригинальный талант», где пишет: «Если он (Слепцов) верил, то верил беспредельно. Если что-то отвергал, то не шел ни на какие компромиссы и отвергал страстно и до конца», можно постараться найти объяснение этому моменту. В — третьих, отметим, герой — гость Осташково — нигилист: «в городе жизни — то нормальной нет». В русской литературе появление нового человека — нигилиста показано Тургеневым в образе Евгения Базарова в романе «Отцы и дети». Базаров — резкий, грубый, не терпящий суждений, отличных от его собственных. Слепцов по — своему изображает человека, отказывающего верить в то, во что нельзя не верить. Герой спокойный, не имеющий резких высказываний, пытающийся найти истину, но придерживающийся своей точки зрения. Нельзя не отметить, как пишет Н.Якушин, и в юности, и в зрелом возрасте Слепцов никогда и ничего не делал вполовину, нигде и ни в чем не искал середины. Эта особенность характера Слепцова, я считаю, стала мировоззрением писателя. Летом 1860 года он передал брату свою часть имения, доставшуюся ему после смерти отца, и отныне стал добывать средства к жизни только собственным трудом. По своим убеждениям и положению становится типичным разночинцем. Мы помним, что Базаров, герой И. С. Тургенева, считавший себя нигилистом был разночинцем. Это во многом объясняет его отношение к народу и равнодушие к прекрасному, к благу. В последующие годы Слепцов пишет ряд очерков и рассказов о народной жизни: «Уличные сцены», «На железной дороге», «Питомка», «Ночлег» и другие.

Произведения В. А. Слепцова написаны простым, доступным языком. Использование диалогов придает произведению ощущение читательского участия в процессе событий. Разговор с ямщиком: «…проезжай немного по городу: мне хочется посмотреть улицы» — «Да, да, да. Так бы вы и говорили. Значит, вам очень лестно посмотреть» показывает состояние гордости жителя своим городом. И авторское отступление от диалога в форме умозаключения: «И, обрадованный возможности похвастаться родным городом, ямщик вывозит нас на площадь». С помощью необычного авторского повествования читатель является свидетелем сцен и абсолютно спокойно дает оценку говорящим. Писатель передает с юмором простонародную речь своих героев, сцены народного быта. Показывает социальные картины прореформенного состояния, мотивы поведения, но и раскрывает с помощью психологического анализа демократическую прозу. Уникальность произведений В. А. Слепцова в его неповторимости художественного стиля, манере написания, уважительного отношения к читателю, к его чувствам. Очерки и рассказы имеют широкую, открытую душу, настроены на дружбу с читателем. Он, путешествуя по населенным пунктам, бережно держит за руку нас, читателей, и рассказывает о жизни людей той эпохи. Дает много исторической информации. Говорит интеллигентно, понятно, доступно для понимания. Достойны уважения жизнь и творчество самобытного писателя. Я уверена, наряду с великими именами Н. А. Радищева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина имя В. А. Слепцова должны знать и его произведения читать. Он незаслуженно забыт.

В советский период популяризации творческого наследия В. А. Слепцова много содействовали А. М. Горький, К. И. Чуковский. В 1960-е годы большую работу проделала ленинградский литературовед М. Л. Семанова, по инициативе и при активном участии которой был подготовлен и издан в 1963 году 71 том «Литературного наследства: Василий Слепцов. Неизвестные страницы». В 1968 г. она, преподаватель кафедры русской литературы ЛГПИ имени А. И. Герцена, защитила диссертацию на тему: «В. А. Слепцов — художник и публицист».

Познакомившись с творчеством неизвестного (забытого) писателя, я решила провести опрос среди двух возрастных групп:

1 группа — мои одноклассники, в среднем 16-летние, приняло участие 27 человек;

2 группа — от 40 до 50 лет, приняло участие 30 человек. Опрос 2 группы проходил среди знакомых и прохожих в микрорайоне Университетский.

Вопросы: 1. Знакомо Вам имя писателя — В. А. Слепцов?

2. Сможете назвать произведения В. А. Слепцова?

Результаты опроса 1 группы:

Ответы на 1 вопрос:- Да (знают)- 3 чел.; нет (не знают)-24 чел. Ответы на 2 вопрос: Да-0 чел.; нет-27 чел

Результаты опроса 2 группы:

Ответы на 1 вопрос: Да-6 чел.; нет-24 чел. Ответы на 2 вопрос: Да-6 чел; нет-24 чел.

1 возрастная группа

2 возрастная группа

Выводы:

– Мои одноклассники (будущий 11 класс) за исключением 7 человек не проявляют особого интереса к изучению писателей и их творчества, фамилии которых не находятся на слуху.

– В основном творчество Василия Алексеевича знают люди старшего возраста, профессия которых связана с гуманитарной наукой или преподаванием русской литературы.

– Примерами произведений Слепцова были приведены: такие произведения, как «Питомка», «Мертвое тело», «Трудное время», «Хороший человек», «Ночлег», «Казаки».

Учитывая результаты опроса и обладая определенными знаниями о жизни и творчестве В. А. Слепцова, я решила создать брошюру для одноклассников с целью печатного просвещения. Планируется, что брошюра будет содержать интересную информацию о жизни и творчестве писателя, в особенности, оригинальность изложения мыслей; творческий почерк автора и интеллигентность его общения с читателем.

Я убеждена, что необходимо расширять границы изучения отечественных литературных произведений, публицистов и критиков, чтоб меньшее количество прекрасных писателей уходило в тень.

Литература:

  1. ЛитМир-Электронная библиотека. Слепцов Василий Алексеевич-Письма из Осташково
  2. Семанова М. Л. Творчество В. А. Слепцова //Проза писателей-демократов шестидесятых годов XIX в.-М., 1962
  3. М. Л. Семанова В. Слепцов. Неизвестные страницы // Лит. наследство. Т. 71. М., 1963.
  4. Слепцов В. А. Трудное время: Очерки, рассказы, повесть-М., «Современник», 1986. (Классическая библиотека)
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория: Русские_писатели_XIX_века
  6. http://libelli.ru/works/yakush.htm
  7. https://www.livelib.ru/author/360035-nikolaj-yakushin*
  8. https://www.litmir.me/br/?b=115579&p=1


Похожие статьи

Владимир Даль «справедливый». Совсем не знакомый автор не только словаря

Не найти, пожалуй, ни одного человека в цивилизованном мире, как в России, так и за её пределами, который не слышал бы о Владимире Ивановиче Дале и не ассоциировал бы это славное имя с изданием крупнейшего Толкового словаря. Между тем, масштаб личнос...

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя)

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и о...

Воспитание и образование дворянских детей в первой половине XIX века на основе анализа произведений А. С. Пушкина

Когда говорят о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, то отмечают многогранность его произведений и широту тематики. Поэтому не удивительно, что тема воспитания и образования нашла своё отражение в творчестве писателя. Для исследования в рамках д...

Стихотворение А.-Ч. Суинберна «В саду» как часть «садовой трилогии», объекта наивысшего интереса русских переводчиков (XIX-XXI вв.)

Данная статья посвящена анализу восприятия стихотворения А.-Ч. Суинберна «В саду» русскими поэтами-переводчиками конца XIX — начала XXI века. Проведенное исследование позволяет утверждать, что переводы К. И. Чуковского и И. Д. Копостинской характериз...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова «Черный монах»

В статье ставится задача рассмотреть эффект преломления в творчестве А. П. Чехова его редкой разносторонней одаренности: врач и писатель. Автор предлагает увидеть рассказ «Черный монах» глазами медиков и филологов с целью выявления роли интегральной ...

Ницшеанские интенции в прозе И. А. Бунина 1920-х годов

Статья посвящена исследованию ницшеанских идей в прозе И. А. Бунина 1920-х годов. Осуществлена попытка охарактеризовать героя рассказа «Безумный художник» с точки зрения мыслительной парадигмы Ф. Ницше; освещена проблематика постмодерного мировосприя...

Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)

В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Руссо и Байрон

В статье исследуется вопрос о прикосновении, близости и общности этих двух мыслителей в поисках идейно-нравственных ценностей. Воспевание мира, свободы и равенства, верность общечеловеческим идеалам, единство слова и действия – вот то, что их объедин...

Похожие статьи

Владимир Даль «справедливый». Совсем не знакомый автор не только словаря

Не найти, пожалуй, ни одного человека в цивилизованном мире, как в России, так и за её пределами, который не слышал бы о Владимире Ивановиче Дале и не ассоциировал бы это славное имя с изданием крупнейшего Толкового словаря. Между тем, масштаб личнос...

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя)

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и о...

Воспитание и образование дворянских детей в первой половине XIX века на основе анализа произведений А. С. Пушкина

Когда говорят о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, то отмечают многогранность его произведений и широту тематики. Поэтому не удивительно, что тема воспитания и образования нашла своё отражение в творчестве писателя. Для исследования в рамках д...

Стихотворение А.-Ч. Суинберна «В саду» как часть «садовой трилогии», объекта наивысшего интереса русских переводчиков (XIX-XXI вв.)

Данная статья посвящена анализу восприятия стихотворения А.-Ч. Суинберна «В саду» русскими поэтами-переводчиками конца XIX — начала XXI века. Проведенное исследование позволяет утверждать, что переводы К. И. Чуковского и И. Д. Копостинской характериз...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова «Черный монах»

В статье ставится задача рассмотреть эффект преломления в творчестве А. П. Чехова его редкой разносторонней одаренности: врач и писатель. Автор предлагает увидеть рассказ «Черный монах» глазами медиков и филологов с целью выявления роли интегральной ...

Ницшеанские интенции в прозе И. А. Бунина 1920-х годов

Статья посвящена исследованию ницшеанских идей в прозе И. А. Бунина 1920-х годов. Осуществлена попытка охарактеризовать героя рассказа «Безумный художник» с точки зрения мыслительной парадигмы Ф. Ницше; освещена проблематика постмодерного мировосприя...

Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)

В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Руссо и Байрон

В статье исследуется вопрос о прикосновении, близости и общности этих двух мыслителей в поисках идейно-нравственных ценностей. Воспевание мира, свободы и равенства, верность общечеловеческим идеалам, единство слова и действия – вот то, что их объедин...

Задать вопрос