Но знайте — старше станете
И, зарекаясь ошибаться впредь,
От собственной жестокости устанете
Е. Евтушенко
Правда жизни… Какая она? Горькая… У каждого она своя.
Каждому придется познавать этот мир самому. Методом проб и ошибок. Это очень сложная задача. Вот почему думающим молодым людям важен жизненный опыт бывалого человека. Поэтому мы обратились к биографии и литературному наследию Виктора Петровича Астафьева.
Имя Виктор означает «победитель». Виктор Петрович Астафьев с честью пронес своё имя через сиротское детство и отрочество, через опалённую войной юность, через долгую человеческую жизнь.
В. П. Астафьев — участник Великой Отечественной войны. Воинский призыв 1924 года…. Виктор Астафьев с осени 1942 года на фронте; участвовал в боях за освобождение Украины, Польши. После тяжёлого ранения в 1945 году вместе с женой Марией, тоже фронтовичкой, отправился на Урал, на её родину. Как и тысячи других мобилизованных солдат устраивали быт, родили детей, построили свой первый дом…
Всё давалось так тяжело, и порою такою беспросветной была жизнь, но не ожесточились сердца, наоборот, научились ценить каждый прожитый день, каждую встречу с новым человеком. Виктор Петрович работал чернорабочим, слесарем, грузчиком. Учился в вечерней школе. Начал писать. Яркость таланта писателя заставляла читателей с нетерпением ждать новых произведений.
Прожив долгую жизнь, состоявшись как писатель, на закате дней своих снова вернулся В. П. Астафьев к теме войны. Его повесть «Весёлый солдат» была написана в 1987- 1997 годах, на родине, в селе Овсянка.
Нам интересен образ солдата, созданный писателем-фронтовиком через многие годы. Здесь нет юношеской бравады, нет стремления приукрасить действительность. Мудрость старца, чувство долга перед убитыми, совесть, не дающая покоя. Именно совесть, совестливость лежит в основе русского характера. Она превращает солдата-победителя в мирного труженика. Нам кажется, что именно этим и интересна повесть «Весёлый солдат».
Повесть состоит из двух частей: «Солдат лечится» и «Солдат женится». Это повесть — исповедь, проклинающее войну: «Нечего сказать, мудро устроена жизнь на нашей прекрасной планете, и кажется, «мудрость» эта необратима, неотмолима и неизменна; кто-то кого то всё время убивает, ест, топчет, и самое главное — вырастил и утвердил человек убеждение: только так, убивая, поедая, топча друг друга, могут сосуществовать индивидуумы земли на земле».
Мне кажется, что эту повесть можно было бы назвать «Совестливый солдат». Её герой не может забыть, что однажды на войне убил пожилого немца, похожего «на всех обыкновенных людей». Палец, которым он нажимал тогда на спусковой крючок, потом, после войны, был покалечен подъёмником. Этот палец превратился в свидетеля, напоминающего об убитом немце: «Из памяти занозу не вынешь».
Собственно, в повести два главных героя. Это и тот молодой солдат, идущий дорогами войны и строящий послевоенную жизнь. Это и автор — тот же солдат, но уже проживший эту мирную жизнь дедушка, спешащий успеть высказать всё ту же выстраданную горькую правду жизни: «О-о, русская доля, которую в старину называли точнее — юдолью, где же тот, кто наслал её нам? И за что он её нам наслал и насылает? Ведь без причины ничего на этом свете не происходит».
Солдат-победитель едет с войны на родину молодой жены. Там его никто не ждёт. Ни новые родственники, ни военкомат, ни сама мирная жизнь. Сколько мытарств ожидает молодых на крутых жизненных поворотах: «Мирная жизнь не начиналась. Мирная жизнь брала за горло и заставляла действовать, иначе пропадёшь с голоду».
Израненные, измученные в госпиталях солдаты сутками ждут очереди в военкомате, чтобы встать на учёт и получить хлебные карточки. Чем прокормиться? Где раздобыть дрова? Как устроиться на работу? Как выжить среди такого же голодного, вволю нахлебавшегося горюшка в войну народа? Вот почему первый мирный день начинается с таскания брёвен. А потом такой же тяжёлый труд, смерть первой дочки Лидии, болезни. И строительство первого своего дома, на окраине, у кладбища.
Щедро одарила жизнь героя встречами с разными людьми. Русские солдаты, эти чудо-богатыри — саперы, лётчики, танкисты, разведчики — как живые, даже со своими подлинными именами, встают со страниц повести: Анкудин Анкудинов, Федя Спицын, Ваня Шангин…
У каждого своя судьба и свой характер, из которых и складывается могучий русский дух.
Но главная в жизни встреча сама пришла в гнилую развалюху, в которой солдат в советской гимнастёрке варил картошку и ждал прихода жены. Это был пленный немец, одетый во всякое тряпьё. Вот тогда по-русски от души угостил хозяин незваного гостя варёной картошкой с хлебом и солью. И снова, как когда-то на войне звали его однополчане, немец назвал его весёлым солдатом.
Как символична эта встреча! В ней проявляется главная черта характера русского солдата — жизнелюбие. Только душевная щедрость, доброта помогли герою закончить войну — вот здесь, за этим столом, за хлебом и солью.
Виктор Астафьев пишет: «Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей. К тому, что написано я как солдат никакого отношения не имею. Я был на совершенно другой войне. Полуправда нас измучила».
Страна, «измученная полуправдой», распалась, так же как когда-то в древности исчезли великие империи тюрков или скифов, оставив после себя не курганы с золотом, а братские могилы с солдатскими медальонами.
В. П. Астафьев никогда не был созерцателем. Каждой новой книгой, каждым эпизодом он задаёт вопрос: что же происходит с человеком? Мера ответственности современника за всё сущее на земле — вот основная идея его произведений. Он солдат, проживший долгую жизнь, но нет в его произведениях героя-победителя. Обнажённые просторы сиротского детства и отрочества описаны в «Последнем поклоне». Опалённая войной юность звенит в книге «Прокляты и убиты». Они ведут бесконечную перекличку с современностью. Тревожат и жгут душу искренностью. Кажется, что автор сам измучен вопросами, не дающими покоя ни днём, ни ночью. «Живые всегда виноваты перед мёртвыми, и равенства меж ними не было и во веки веков не будет. Так заказано на сознательном человеческом роду, а роду тому пока что нет переводу», — это строки из повести «Весёлый солдат», из которых становится ясно, что автор всю свою жизнь прожил с чувством вины перед погибшими на той войне, за то, что он вернулся живым. Раненым, контуженным, но живым! Видимо, светлая душа бабушки Катерины Петровны хранила внука во всех бедах. Ведь это она научила находить отраду в труде. Именно бабушка, следуя в воспитании традициям русского народа, разбудила в Викторе Петровиче стремление к постижению взаимоотношений человека и общество, человека и природы. Созданный в «Последнем поклоне» образ бабушки Катерины Петровны не просто освещает всё творчество Астафьева, но и в читателе воспитывает ощущение ценности жизни.
Виктор Петрович Астафьев один из немногих писателей-фронтовиков прожил долгую творческую жизнь. Каждое его произведение было событием в литературе
Виктор Астафьев один из тех, что показывают нам пример своей многотрудной жизнью и творческой судьбой. Ибо основа его характера — это совесть, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми. Он смог в отведённое ему время создать «вечные книги», в которых автор ведет неторопливую, но важную беседу на «вечные темы». Ведь современники В.Астафьева — это фронтовики, их дети, их внуки и правнуки.