Женщина Ренессанса в трагедиях Шекспира | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №1 (31) январь 2020 г.

Дата публикации: 02.01.2020

Статья просмотрена: 1567 раз

Библиографическое описание:

Солоницына, С. П. Женщина Ренессанса в трагедиях Шекспира / С. П. Солоницына, С. Ю. Стешина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 1 (31). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/31/1845/ (дата обращения: 17.12.2024).



Общеизвестно, что мировоззрение, способность «идти в ногу со временем», «не гнуть спину под грузом эпохи» в значительной степени оказывают влияние на творчество любого писателя и, соответственно, ценностный потенциал и уровень талантливости определяют содержание и жанровое своеобразие авторской художественной практики.

Шекспира называют крупнейшим гуманистом эпохи Позднего Возрождения, одним из величайших писателей мира. Представители многих литературных школ и течений в разные времена обращались к его произведениям в поисках актуальных нравственных и эстетических решений. Это связано с тем, что творчество великого английского мастера слова отличается своей масштабностью.

Так, только в его пьесах нашли отражение огромное разнообразие типов и характеров, положений и сословий, эпох и общественных формаций, личных и вселенских трагедий. Шекспир изображает расцвет человеческой личности и богатство жизни во всем многообразии ее форм и красок, которое не только приведено им в единство, но и отражает высокий культурологический потенциал.

Вышеизложенное определило актуальность и целесообразность выбранной темы исследования, разработка которой предусматривает расширение читательского кругозора, развитие соответствующих компетенций, диалог культур в контексте включения в пространство европейской литературы.

Цель исследования — путем анализа и сравнения выявить природу и образную модель женских характеров в трагедиях В. Шекспира, рассмотрев их на основе наиболее известных драматургических произведений автора.

Параметры задач исследования: Эпоха Возрождения, женщина Ренессанса как объект литературного творчества, интерпретация и сравнительный анализ женских типов, творческого подхода и авторских инноваций в некоторых трагедиях Шекспира.

Новаторство драматурга в создании обозначенных литературных образов логично рассматривать как предмет исследования.

Итак, Эпоха Возрождения (Ренессанс) — название периода в истории культуры, сменившего Средние века и отмеченного гуманизмом, расцветом искусств.

Для лучшего понимания отличий обозначенных эпох сравним ведущие параметры их характеристик (см. Табл. 1):

Таблица 1

Сравнительная характеристика эпох Средневековья и Возрождения

Параметры сравнения

Эпоха Средневековья

Эпоха Возрождения

Центр Вселенной

Бог

Человек

Концепция устройства мира

Основа всего — вера.

Основа всего — разум.

Философия жизни

Достижение царства Божьего — это конечная цель и смысл человеческого существования.

Апофеоз искусства и культ художника-творца.

Человек в мире

Смысл человеческого бытия состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в спасении души, единении с Богом.

Культ сильного человека, который не зависит от воли небесных сил, а сам творит свою судьбу.

Трактовка любви

Любовь — высокое христианское чувство, обращенное к Богу и его воле. Чувственная любовь греховна.

Любовь распространяется не только на Бога, но и на земных людей — родных и близких, женщину.

Как видим, самая яркая отличительная черта эпохи Ренессанса — антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. В отличие от эпохи Средневековья культура приобретает все более светское начало, литературные образы, в частности, — обыкновенные, узнаваемые люди или исторические личности, но не канонизированные.

И в этом контексте герои шекспировских трагедий поражают титанической силой страстей и характеров, глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем. Шекспир принес в драму важные новые художественные принципы, которых до него вообще не было в искусстве. Действующие лица в древней драме обладали лишь одной какой-нибудь важной чертой. Гением автора бессмертных трагедий созданы образы, наделенные чертами духовно богатой, а главное − живой личности, показанной в развитии и непосредственном отражении жизни. Эти художественные нововведения обогатили не только искусство, но и понимание природы человека. А. С. Пушкин писал: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры»5, с.210.

Героини произведений Шекспира − необычные люди, наделенные титаническими душевными силами. Они ошибаются, падают, совершают фатальные ошибки, и все же, если они не всегда вызывают сочувствие, то, безусловно, вызывают интерес. У них есть такие человеческие качества и силы, которые не могут не привлечь к ним внимания читателя. Женщины в произведениях большого драматурга − волевые, сильные, решительные натуры, которые пытаются противостоять неумолимым жизненным обстоятельствам и не сломаться в водовороте жестокой судьбы. С непревзойденным мастерством художественного слова автор изображает сложные, противоречивые характеры своих героинь, которые действуют под воздействием внутренних переживаний и эмоций. Главной движущей силой их существования является большое всеобъемлюще чувство ненависти, любви, желание мести, ради которого они готовы на любые необдуманные поступки. Целостность и сила характера отличает шекспировских героинь, которые особенно восхитительны в своей любви, стойки в жизненной борьбе, чувственны и остроумны в страстях.

Образы женщин в трагедиях В. Шекспира, например. Пинский Л. Е. классифицирует так:

Жертвы. Для таких образов характерна замкнутость, им трудно выстоять перед проблемами и преступлениями окружающего мира, это очень уязвимые, чувственные натуры, которые сильно переживают под воздействием эмоций. Они, как правило, очень сильно привязаны к своим близким и любимым людям и не способны бросить вызов трагическим обстоятельствам судьбы или условностям современно им общества.

Протагонисты смело бросают вызов всем условностям ради отстаивания своих самых сокровенных чувств и стремлений. Они способны противостоять семейной вражде, мстить и совершать поступки, которые противоречат нормам и правилам современной им действительности.

Приспособленцы считают необходимым приспособиться к существующим в обществе и мире порядкам, чем изменять его в соответствии с душевными стремлениями и порывами 4.

К первому типу образов исследователь относит Офелию и Гертруду из трагедии «Гамлет», что у автора исследования вызывает сомнения. Считая более ярким типажом группы Дездемону из «Отелло», ставшей жертвой клеветы и домостроя. Иначе видится Гертруда − то скорее прототип третьей группы. Рассмотрим контраргументы.

В трагедии У. Шекспира «Гамлет» очень мало женских образов, что обусловлено самим сюжетом — сын должен отомстить убийце своего отца, родному дяде. Тем не менее, образы Гертруды, королевы Датской, и Офелии, дочери королевского советника Полония, играют в трагедии весьма значимую роль. В этих двух образах не просто нашли воплощение многие типичные для женского характера черты — как достойные, так и не очень. В процессе общения с этими женщинами глубже раскрываются характеры Гамлета и его врага, короля Клавдия, а также отчасти и характеры покойного отца Гамлета и Полония, который ради королевской благосклонности готов поставить под удар собственную дочь.

Как отмечает выдающийся шекспировед А. А. Аникст, образ Гертруды «… выписан Шекспиром не вполне ясно». 1, с.156 Действительно, образ королевы в пьесе достаточно неоднозначный. Ее обожал покойный король, ради любви к ней Клавдий пошел на преступление, сыновняя любовь Гамлета прорывается даже сквозь его негодование против ее измены. И то, что любовь, возбуждаемая ею, побуждает не только к добру, но и к злу, отражает глубочайшую двойственность ее характера. Мы никогда не узнаем, была ли она причастна к тайному убийству первого мужа. Вероятнее всего, с точки зрения юридической ее следует признать невиновной. И все же есть нечто ядовитое, отравляющее в ее красоте, и мы не можем не чувствовать того, что зло таится где-то и в глубине души этой царственной красавицы. Лучшая сторона ее натуры проявляется в материнской заботе о Гамлете. Худшая − в том аромате чувственности, который она распространяет вокруг себя. В ней более, чем во всех других персонажах, проявляется то особое состояние человеческой натуры, при котором грань перехода от добра к злу становится неуловимой. С этого и начинается падение человека. Зло подкрадывается незаметно. Пример матери, более чем что-либо другое, вызывает настороженность Гамлета по отношению ко всем окружающим людям. Его недоверие к ним имеет своим источником не столько прямое злодейство Клавдия, сколько смутную неуловимую вину Гертруды. Отсюда и отказ Гамлета от любви Офелии. Она тоже становится невольной пособницей зла. Приспособленка? Безусловно!

Образ Офелии − одно из мастерских созданий Шекспира. Офелия может служить примером предельной экономии, с какой Шекспир достигает необыкновенной живости художественного образа. Это показывает простейший подсчет: вся роль Офелии насчитывает лишь около 150 строк текста. Между тем Шекспир сумел раскрыть нам посредством этих полутораста строк характер, полный необыкновенного обаяния, и показать поистине трагическую судьбу героини. В. Г. Белинский писал о шекспировской героине Офелии: «Представьте себе существо кроткое, гармоническое, любящее, в прекрасном образе женщины; существо, которое умрет от любви отверженной или, что еще скорее, от любви сперва разделенной, а после презренной, но которое умрет не с отчаянием в душе, а угаснет тихо, с улыбкою на устах, с молитвою за того, кто погубил ее…». 2, с. 294

Все в Офелии озарено нежным девичеством. Любовь составляет основу ее натуры. Она предана семье − отцу и брату, любит Гамлета. Обстоятельства ставят ее в трагическое положение: она должна делать выбор между семейными привязанностями и любовью к принцу. Она не понимает, почему жизнь требует, чтобы одна любовь исключала другую. Ей хотелось бы примирить эти две сердечные склонности. На свидание с Гамлетом она идет, подсылаемая Клавдием и Полонием, думая, что ее любовь поможет исцелению недуга принца. Ни в малой степени не собиралась она предать своего возлюбленного. Она еще не понимает того, что Полоний вовлек ее в интригу против Гамлета, а принц убеждается в том, что ее, такую чистую и прекрасную, хотят сделать орудием его гибели. Он не издевается над ней, когда советует ей идти в монастырь. Жить в мире, каков он есть, и избежать его грязи невозможно: «будь ты целомудренна, как лед, чиста, как снег, ты не избегнешь клеветы»

Первый страшный удар постигает Офелию, когда Гамлет отказывается от ее любви. Второй, еще более страшный удар — убийство Гамлетом Полония. Возлюбленный убил ее отца! Этого она не может ни понять, ни простить, рассудок ее не в силах осмыслить происшедшее. Офелия знает лишь: то, что случилось, ужасно, и жизнь теряет для нее смысл. Поэтому-то она и сходит с ума. Мир, в котором один любимый ею человек мог убить другого, которого она по-своему тоже любила, чудовищно неразумен. Ум Офелии не справился с мучительными и неразрешимыми противоречиями.

Изображая безумие Офелии, Шекспир решил еще одну художественную задачу. Сцены безумия в пьесах его времени, как правило, воспринимались публикой в комическом плане. Но едва ли воспринимались как смешные два появления безумной Офелии. Шекспир показал страшную драму прекрасной души, разбитой вдребезги ужасными противоречиями жизни. Офелия остается прекрасной и в своем безумии. Даже в состоянии умопомрачения пробивается нежность, присущая ее натуре, мягкий лиризм, выразительнее предстающий перед нами от контраста с легкомысленными песенками, которые поет лишившаяся рассудка девушка.

Трагедия «Ромео и Джульетта» стала символом красивой, но в то же время трагической любви. Главные герои очень юны, но глубина чувств, которая настигла их внезапно, сделала влюблённых не по годам взрослее. За пять дней Джульетта из наивного и послушного ребёнка стала взрослой женщиной, готовой принести себя в жертву во имя любви. Она еще очень юна, но уже достаточно умна и благопристойна. Девушка не проявляет непокорства по отношению к родителям, является символом послушания. Повстречав на маскараде Ромео, девушка преображается, становится более решительной. Полюбив Ромео, Джульетта становится борцом за свое счастье. Она уже не может принять решение родителей выдать ее замуж за богатого, но абсолютно не симпатичного ей человека. Чтобы избежать нежеланного брака, героиня принимает помощь брата Лоренцо. Священник достал снотворное девушке, выпив которое, она кажется неживой. Родственники относят ее в склеп, куда прибывает и ее Ромео. К сожалению, он не успевает получить письмо брата Лоренцо и не знает, что Джульетта просто уснула. Герой не хочет жить без любимой и выпивает яд. Когда девушка просыпается, то видит возле себя тело Ромео и принимает роковое решение — вонзает в себя кинжал.

Джульетта соединяет в себе несколько образов: искренней любви, жертвы необоснованной человеческой ненависти, покорности и в то же время протеста.

Образ, подобный Джульетте, не мог появиться в эпоху Средневековья. Девушка ослушалась родителей, посмела полюбить врага, тайно с ним виделась, встречалась, покончила жизнь самоубийством. Эти поступки и несвойственная Средним векам решительность, самостоятельность и свободолюбие могли появиться только в эпоху Ренессанса, когда человек изображался наделенный индивидуальными чертами характера, а не марионеткой в руках священнослужителя. Покончить жизнь самоубийством, по законам церкви, − тяжкий грех. Такой образ героини в эпоху Средневековья не приняли и не восприняли бы, а возмутил бы он многих. Джульетту бы осудили, но не сочувствовали бы ей. Созданный Шекспиром образ Джульетты — ярчайший показатель новаторства автора трагедии. «Даже трагедия «Ромео и Джульетта» и по обилию комических эпизодов и по жизнерадостной убежденности в том, что никакие темные силы старого мира не могут остановить наступление новых, свободных и гуманных отношений между людьми…».3, с.290

Шекспир создал бессмертные произведения, в которых человечество вот уже в течение четырех веков находит самое яркое воплощение самих себя. Большой мастер раскрытия характеров, с необычной силой показал трагедии жизни. Он отобразил все грани этого сложного процесса. В его произведениях перед читателем появляются как люди, еще склонные жить по старику, так и те, кто сбросил путы устаревшей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода никоим образом не дает права строить свое благополучие на несчастьях других. Героини пьес Шекспира − люди именно такого состава. Им присущие безудержные страсти, могучая воля, безмерные желания. Все они − выдающиеся натуры. Характер каждой героини оказывается с необычной ясностью и полнотой. Она сама определяет свою судьбу, выбирая в жизни тот или другой путь.

Литература:

  1. Аникст, А. А. Творчество Шекспира. Литературный комментарий. Книга для учителя. — М.: Просвещение,1986.—124 с.
  2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, тт. I—XIII, Изд. АН СССР, М., 1953—1959.
  3. Вильям Шекспир. Исследования. Под ред. Я. Н. Засурского. М., Изд-во Моск. ун-та. − 1977. −394 с.
  4. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — М.: Художественная литература, 1971. − 605 с.
  5. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962.
  6. Трагедии / Уильям Шекспир; [пер. с англ. Ю. Корнеева, М. Кузмина, Б. Пастернака]. — М.: Эксмо, 2010.
  7. Шведов Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. — М: «Искусство», 1975. — 695 с.
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, эпоха Средневековья, образ, трагедия, эпоха Возрождения, характер, страшный удар, эпоха Ренессанса, жизнь самоубийством, девушка.


Задать вопрос