Добро и зло в трилогии Дж. Р. Р Толкиена «Властелин колец» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (60) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.09.2022

Статья просмотрена: 730 раз

Библиографическое описание:

Козлов, А. М. Добро и зло в трилогии Дж. Р. Р Толкиена «Властелин колец» / А. М. Козлов, А. Н. Джафарова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 8 (60). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/young/archive/60/3207/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена изучению того, как Дж. Р. Р. Толкиен видит добро и зло и какое место, и роль отводит действиям добра и зла в своей трилогии. Для этого мы проанализировали хронологию основных событий и определили, как проявляется борьба добра и зла в трилогии «Властелин колец» на примере конкретных героев. А также оценили значение и роль добра и зла в этом произведении.

Ключевые слова: добро и зло, герои, борьба, сила, Кольцо Всевластья.

Что такое добро и что такое зло? Со времен написания и открытия философских школ Древней Греции и по настоящее время задаются этим вопросом. И это далеко не случайно. Эти два понятия имеют несколько измерений. С одной стороны, у этих понятий есть глубокое философское содержание, но в то же время это эмоциональная составляющая. И в этом предмет продолжающегося научного осмысления добра и зла. С другой стороны, у этих понятий есть и чисто практическое, прикладное, но от этого не менее важное измерение. Их соотношение в реальном мире, между людьми в каждом человеческом поступке, в каждой человеческой мысли определяет качество жизни и направление развития людей на планете Земля.

Добро и зло проявляют себя не только в конкретных поступках, но и имеют своим началом движение мыслей каждого человека. Из чего следует, что источником, началом добра или зла является сам человек, а поступки, это лишь проявление «победившей» в его голове мысли. Но человек не является пассивным сосудом, в котором «варятся» мысли, любое действие — решение, волевой акт, который каждый принимает сам и поэтому несет ответственность за него.

Добро и зло — два противоположенных полюса, которые не могут сосуществовать мирно. Каждый из этих полюсов стремится занять все существующее пространство мысли и поступков людей. Поэтому они существуют в непрерывной борьбе друг с другом, то ярко разгораясь в войнах и конфликтах, то уходя в тень и в борьбу разных мыслей и идей. А поле этой битвы — люди планеты Земля. История человечества является красочным подтверждением этой борьбы, которая, однажды начавшись, идет до настоящего времени и будет идти в будущем.

Добро и зло в трилогии Дж. Р. Р. Толкиена проявляются в действиях, поступках, намереньях мыслящих существ. Добро и зло являются результатом внутреннего рассуждения, выбора и даже борьбы, которую ведут герои произведения. На этот выбор влияют их происхождение и жизненный опыт.

Героев эпопеи можно условно разделить на несколько групп. К первой группе относятся создания, которые окончательно перешли на сторону зла и являются его источником и воплощением в Средиземье. К ним относятся: Саурон, Шелоб, орки, назгулы. Ко второй группе относятся те, кому свойственно совершать как добрые, так и злые поступки, и судьба которых определяется в процессе развития эпопеи. К ним относятся: Боромир, Дэнетор. К третьей группе относятся те герои, которые проделали путь внутренней борьбы и сохранили верность добру. К ним относятся: Гэндальф, Радагаст, Галадриэль, Селерберн, Элронд, Фарамир, Теоден, Эомер, Гимли, Леголас, Арагорн, Пин, Мерри, Сэм, Фродо, Бильбо.

Гэндальф — это один из самых главных героев эпопеи. Он майар. Гэндальф предстает в Средиземье образе старца. Он принимает участие во всех ключевых событиях, которые разворачиваются в произведении. Он не был всемогущим и не мог заранее знать о планах врага и уничтожать его силой мысли или предотвращать печальные для народов Средиземья события. Ему приходилось думать, анализировать, сводить воедино множество фактов и событий, свидетелем которых он был сам, или о которых доносили ему его верные соратники. Выполняя свою миссию, а именно помогая народам Средиземья в борьбе со злом, Сауроном, он лично выясняет причины произошедших событий, постоянно путешествует по Средиземье и участвует в опасных предприятиях, проясняя таинственные и запутанные события. Чтобы разгадывать коварства врага и его подручных, Гэндальф изучает предания и легенды древности разных народов Средиземья. Он выступает мудрым советчиком как для правителей, так и для обычных жителей Средиземья, но при этом делает это аккуратно, не давя на них своей силой и авторитетом, а пытаясь убедить их своими аргументами и глубоким знанием вопросов. Он одинаково легко общается как с князьями и правителями, так и с обычными хоббитами. Благодаря этому он имеет добрые отношения практически со всеми народами Средиземья

Следующий герой — Арагорн. Он человек и наследник объединенного королевства Арнора и Гондора. Он рано осиротел и воспитывался в Раздоле в семье Элронда. Там многое узнал и многому научился. Элронд воспитывал его как своего собственного сына. Когда Арагорн вырос Элронд раскрыл ему его происхождение и его настоящее имя, а также предсказал ему, что он восстановит королевство Арнора и Гондора. Как и Гэндальф он много путешествовал по западным землям преследуя и уничтожая приспешников и посланцев темного властелина, тем самым срывая планы Саурона. В этих путешествиях он встретил Гэндальфа подружился с ним и стал ему помогать. Во всех событиях эпопеи Арагорн был на стороне добра, делая правильный внутренний выбор несмотря на то, что он был человеком и имел все человеческие слабости. Он стал величайшим из людей своей эпохи и после победы над Сауроном он объединим Арнор и Гондор как и предсказывал Элронд.

Заметную роль в развитии сюжета также сыграли три персонажа. Это были наместник Гондора Дэнетор и его сыновья Боромир и Фарамир. Боромир был сильным и опытным воином, любимым сыном Дэнетора. Он считал Гордор наследником великого королевства Нуменор. Он очень гордился, что принадлежит к высшей касте рыцарей Гондора. Будучи воином, он хорошо понимал опасность, которая грозила Горндору, поэтому ради победы над темным Властелином считал возможным использование любых средств для борьбы. Именно поэтому на совете у Элронда он единственный кто настаивал на использовании Кольца против его же хозяина Саурона. Он не мог понять всю полноту опасности такого действия, потому что он был ослеплен желанием спасти Гондор. Исходя из такого образа мысли, а также под воздействием чар Кольца он пытался отобрать кольцо у Фродо силой. Этим поступком он чуть было не запятнал свое имя и память о себе, но вовремя осознал свою ошибку и героически погиб в одиночку защищая хоббитов Мэрри и Пина от целого отряда орков.

Младший сын Дэнетора Фарамир тоже был смелым и бесстрашным воином. В отличие от своего старшего брата, он обладал более тонким проницательным умом, был осмотрительнее и более взвешен в своих поступках. Фарамир прислушивался к советам Гэндальфа, изучал древние свитки в обширной библиотеке Гондора. И именно эти черты характера помогли ему справиться с большим соблазном отобрать Кольцо Всевластия у Фродо и Сэма.

Эльфы появились в Средиземье раньше людей. Главным отличием эльфов от людей является то, что эльфы бессмертные создания. За счет своего бессмертия эльфы превосходят людей в знаниях и мудрости и с годами их мудрость лишь растет Главными представителями эльфов, которые встречаются в произведении являются Галадриэль и Селерберн — правители Кветлориэна, Элронд — правитель Раздола и Леголас сын Трандуила короля эльфов Лихолесья. Первые три героя являются самыми мудрыми и могущественными представителями третьей эпохи. Долгая жизнь, огромный жизненный опыт и гигантский объем знаний позволили эльфам основательно и четко определиться на какой они стороне. На стороне добра или зла. Нам кажется, они очень давно выбрали сторону добра. Основными событиями, в которых эльфы показали себя как положительные герои являлись: Элронд исцелил Фродо от раны нанесенной моргульским клинком; эльфы Раздола перековали меч Элендила Андрил для Арагорна; Леголас вступил в братство кольца и учувствовал во всех битвах против Сауроном; Леголас участвовал в погоне за орками, которые взяли в плен Пина и Мерри; Галадриэль создала Белый Совет, в котором участвовали мудрейшие для борьбы с Сауроном.

Далее необходимо упомянуть хоббитов, которые сыграли ключевую роль в победе над Сауроном. Такие хоббиты как Бильбо, Фродо, Сэм, Пин, Мерри активно участвовали в войне с Сауроном. Начало всему положил Бильбо, который нашел Кольцо Всевластия в недрах Мглистых гор. Он долго хранил его у себя в Хоббитании. Уходя из Хоббитании, он оставил кольцо Фродо, на долю которого приходится самое главное испытание. Фродо стал хранителем Кольца и донес его до горы Ородруин, но сам не смог его уничтожить. Неся Кольцо Всевластия Фродо, испытывал огромные страдания от постоянной борьбы с кольцом. Но это была в главном борьба с самим собой. Добрая часть Фродо боролась со злой, которую поддерживало и вытягивало на поверхность кольцо. В конце пути в пещере Саммат-Наур горы Ородруин обессиленный и измученный Фродо сдался решил оставить Кольцо Всевластия себе, и если бы не случай, то все могло бы закончится бы трагически. Рассказывая о хоббитах и их приключениях, хочется задать вопрос: а почему Гэндальф выбрал в хранители кольца именно хоббита, а не какого-то богатыря или мудреца? И дело здесь не во внешности и физической силе, а скорее всего в их внутренних душевных качествах и силе характера, которые не проявлялись до поры до времени, но которые сумел разглядеть в них маг. И не только разглядеть, но доверить им судьбу всего мира Средиземья.

Сейчас мы переходим к описанию персонажей, которые были на стороне зла. Первый и самый главный из них — Саурон. Он был одним из майар и поначалу также как и все майар помогал Валлар обустраивать мир. Отсюда возникает вопрос, ответ на который может помочь раскрыть сущность Саурона. Почему Саурон перешел на сторону зла? В эпопее «Властелин Колец» прямого ответа на этот вопрос нет. Но мы можем предположить, что в древние времена Саурон вступил в конфликт с Валлар по причине его властности и желании делать все по-своему. Дальнейший путь его падения не описан и в произведении, он уже представлен как воплощение зла в виде яркого ока в Мордоре. Целью Саурона было полное покорение Средиземья и превращение всех его народов в рабов. Он не остановился бы ни перед чем, пока не покорил бы каждый свободный народ, каждое существо. Для осуществление своих целей он организовывал нападения на поселения эльфов и людей, вывел новую расу орков Урук-Хай и развязал большую войну, на которой был побежден. Но главным его злодейством является создание Кольца Всевластья, которое принесло много бед и чудь было не погубило народы Средиземья.

Еще одним важным героем произведения, который изначально был на стороне добра, но в процессе развития сюжета перешел на сторону зла стал Саруман. Основой его могущества были знания и дар убеждения, который проявлялся через колдовской, чарующий голос. Он также как и Гэндальф был из майар и являлся главой Белого Совета мудрых. Саруман обладал самыми обширными познаниями о Кольцах Власти. Но чем больше он жил в Средиземье, чем больше, как ему казалось, он понимал народы Средиземья, и чем больше он разбирался в природе Саурона и Кольцах Власти, тем больше он становился незаметно для самого себя высокомерным и надменным по отношению ко всем, кто стоял ниже него. Исключением были только Гэндальф и Саурон. Саруман пытался уговорить Гэндальфа вместе с ним взять власть в Средиземье и тем самым принять сторону зла. Хотя сам Саруман не считал это злом, а считал это новым справедливым порядком, где все должны подчиняться мудрейшим, к которым относил в первую очередь себя.

Одним из главных отрицательных персонажей такжеп является. Он напоминает шакала с небольшим отголоском человеческого интеллекта, все мысли которого кружатся вокруг его «прелести». Все, что совершает Горлум, является злодейством и предательством ради обладания Кольцом Всевластия. В пещере Саммат-Наур горы Ородруин Горлуму на миг удалось овладеть предметом своего вожделения, дальше он сорвался в пропасть и сгорел вместе с этим Кольцом. Таким образом, сам не ведая того, он в конце своей жизни сыграл ключевую положительную роль в истории войны Кольца.

Необходимо отметить несколько уровней борьбы добра и зла в произведении Толкиена. Первый уровень — открытое военное противостояние. Например, битва при Хельмовой Крепи, сражение за Гондор и много других более мелких, но не менее важных сражений. И без этого была бы невозможна окончательная победа над силами зла. Второй уровень — это внутренняя борьба сил добра и зла внутри каждого мыслящего и разумного существа в Средиземье. Это битва с самим собой, это оценка своих поступков, это внутренняя борьба за правильный выбор. Само наличие такой борьбы говорит о том, что герой еще не порабощен злом. Зло уничтожает само себя. Кольцо, победив Фродо, было уничтожено Горлумом, которого оно полностью поработило.

Битва добра и зла проходит красной нитью и является основой, вокруг которой разворачивается все повествование. Перед нами образы разных героев со своей судьбой, которая раскрывается в сюжетных хитросплетениях эпопеи. Они принимают множество решений, стараясь поступить правильно, но у них не всегда получается сделать правильный выбор. Но даже среди злых героев большинство изначально были добрыми. Так откуда появилось зло в Средиземье и почему эти герои перешли на сторону зла? Прямого ответа на первый вопрос в произведении нет. В Средиземье Саурон предстает главным источником и воплощением зла как данность. Но тогда, исходя из нашего понимания сюжета эпопеи, можно предположить, что зло всегда присутствует во всех разумных героях Средиземья. Оно изначально есть у всех, а вопрос, связанный с тем, проявится оно или не проявится, зависит от самого героя. У каждого злого героя свой путь падения. Но между злодеями есть одна общая важная черта — они проигрывают свою борьбу сами себе.

Толкиен, имея огромный и трудный жизненный опыт, хотел донести до нас возможно самую главную мысль о том, что борьба со злом начинается внутри каждого из нас, и от результатов этой борьбы зависит — будет в мире больше добра или зла.

Литература:

  1. Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец: трилогия: [для ст. шк. возраста] / Джон Р. Р. Толкин; [пер. с англ. А. Немировой]. — М.: Пушк. б-ка; [Харьков]: Изд-во АСТ; 2004 Кн. 3: Возвращение короля. — 2004 (1-я Обр. тип.). — 427, [2] с.; ISBN 5–94643–205–2 (НФ «Пушк. б-ка»)
  2. Шурмиль Э. А. Антиномия Добро-Зло в произведениях Дж.Р. Р. Толкиена и У. Ле Гуин. // w HYPERLINK «http://www.kulichki.com/«ww.kulichki.com /tolkien/archiv/manuscr/ shur99.shtml
  3. Валовень О. Н. Особенности образов зла в творчества Дж. Р. Р. Толкиена // https://elib.psu.by/handle/123456789/11266 ;
  4. Стерхов А. А. «Переходные» персонажи в эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» // https://elibrary.ru/item.asp?id=38166974 .


Ключевые слова

борьба, сила, герои, добро и зло, Кольцо Всевластья

Похожие статьи

Мотивы утопии и антиутопии в творчестве Дж. Р.Р. Толкина (на примере трилогии «Властелин колец»)

В данной статье рассматриваются мотивы утопии и антиутопии в творчестве Дж. Р. Р. Толкина на примере трилогии «Властелин колец». Предметом исследования является проблема определения факторов проявления утопических и антиутопических черт мира Хоббитов...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Передача описания внешности персонажей с концептом цвета «black» при переводе романа Дж.Р. Р. Толкиена «Властелин колец»

В статье рассматриваются переводы описания внешности персонажей с концептом цвета black. Анализ сделан на материале трех самых популярных переводов романа Дж.Р. Р. Толкиена «Властелин колец» — Н. Григорьевой и В. Грушецкого, В. А. Маториной, А. Кистя...

Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяж...

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций персонажей романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот»

Автор статьи исследует негативное эмоциональное состояние СТРАДАНИЕ в прозе Ф. М. Достоевского. Выбор романов «Преступление и наказание» и «Идиот» в качестве материала исследования обусловлен рядом общих тем и мотивов, связанных со страданием персона...

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц»

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связа...

Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны»

Данная работа посвящена готическому роману, его предпосылкам и особенностям. В ходе работы была предпринята попытка ответить на вопросы: в чём заключается притягательность готического романа, чем объясняется интерес людей ко всему фантастическому и в...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Проблемы перевода метафор и влияние индивидуальных особенностей переводчиков в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в переводах Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л.

Данная статья посвящена проблеме перевода метафор в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в трудах известных переводчиков: Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л. В статье раскрывается актуальность произведения для современ...

Живопись как способ выражения художественной условности в драматургии Т. Уильямса

Статья посвящена исследованию живописи как одному из наиболее ярких способов выражения художественной условности в драматургии известного американского писателя ХХ столетия Т. Уильямса. Автор показывает, как использование различной цветовой гаммы в х...

Похожие статьи

Мотивы утопии и антиутопии в творчестве Дж. Р.Р. Толкина (на примере трилогии «Властелин колец»)

В данной статье рассматриваются мотивы утопии и антиутопии в творчестве Дж. Р. Р. Толкина на примере трилогии «Властелин колец». Предметом исследования является проблема определения факторов проявления утопических и антиутопических черт мира Хоббитов...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Передача описания внешности персонажей с концептом цвета «black» при переводе романа Дж.Р. Р. Толкиена «Властелин колец»

В статье рассматриваются переводы описания внешности персонажей с концептом цвета black. Анализ сделан на материале трех самых популярных переводов романа Дж.Р. Р. Толкиена «Властелин колец» — Н. Григорьевой и В. Грушецкого, В. А. Маториной, А. Кистя...

Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяж...

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций персонажей романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот»

Автор статьи исследует негативное эмоциональное состояние СТРАДАНИЕ в прозе Ф. М. Достоевского. Выбор романов «Преступление и наказание» и «Идиот» в качестве материала исследования обусловлен рядом общих тем и мотивов, связанных со страданием персона...

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц»

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связа...

Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны»

Данная работа посвящена готическому роману, его предпосылкам и особенностям. В ходе работы была предпринята попытка ответить на вопросы: в чём заключается притягательность готического романа, чем объясняется интерес людей ко всему фантастическому и в...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Проблемы перевода метафор и влияние индивидуальных особенностей переводчиков в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в переводах Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л.

Данная статья посвящена проблеме перевода метафор в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в трудах известных переводчиков: Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л. В статье раскрывается актуальность произведения для современ...

Живопись как способ выражения художественной условности в драматургии Т. Уильямса

Статья посвящена исследованию живописи как одному из наиболее ярких способов выражения художественной условности в драматургии известного американского писателя ХХ столетия Т. Уильямса. Автор показывает, как использование различной цветовой гаммы в х...

Задать вопрос