Изучение истории освоения родного края через историю своей семьи | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Новикова, Д. А. Изучение истории освоения родного края через историю своей семьи / Д. А. Новикова, А. М. Саратова, Н. Д. Коневец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/215/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…

А. И. Недогонов, советский писатель (1914–1948)

 

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Однако многие дети не знают даже истории своей семьи, как звали бабушек и дедушке, чем они занимались и чем прославили свой род.

Желание привлечь внимание к этой проблеме побудило меня выбрать именно эту тематику для более углубленного изучения в рамках реализации историко-краеведческого исследовательского проект. С некоторыми результатами реализации проекта хотим познакомить читателей.

Краеведение — это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта.

Приступая к работе над проектом мы, прежде всего, определили актуальность, цель и задачи, выбрали методы, с помощью которых их решали. Разработали календарный план предстоящих мероприятий. Информационно-аналитической базой для нас являлись материалы семейных архивов, Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, Приаргунского районного краеведческого музей (п. Приаргунск).

Отметим, что работа над проектом носила личностно-ориентированный характер и отражала важный, героический период освоения и развития Забайкальского края (до 2008 года — Читинская область). Так, мои прадедушка и прабабушка — Саратов Александр Егорович и Саратова Мария Федоровна, соответственно, были одними из первых первоцелинников, приехавших в Читинскую область «поднимать» целинные земли на юго-востоке.

Большую работу по расширению посевных площадей за счет освоения целинных и залежных земель предстояло провести и в нашей Читинской области. В условиях Забайкалья целинные и залежные земли являлись огромным резервом подъема урожайности зерновых хлебов и особенно ведущей продовольственной культуры — яровой пшеницы.

В 1954 году на широких просторах Казахстана и Сибири, а также в Забайкалье, началось наступление на целину. На освоение целинных и залежных земель в область приехала большая группа молодых энтузиастов из центральных областей Советского Союза. На работу в сельское хозяйство пришло значительное количество рабочих и служащих, специалистов промышленности и транспорта из городов и рабочих поселков области.

За годы войны состояние сельского хозяйства в Читинской области резко ухудшилось. Посевные площади в колхозах сократились на 45 %, урожайность зерновых упала до 2–3 ц зерна. Положение усугубила и небывалая засуха 1946 г. Несмотря на все усилия тружеников села, сохранить достигнутый до войны уровень сельхозпроизводства не удалось. Уменьшение сборов зерна и заготовки кормов привело к сокращению поголовья скота. Весной 1947 г. была объявлена борьба за повышение урожайности. Но, несмотря на некоторые успехи, уровень развития сельского хозяйства в Читинской области до 50-х гг. оставался невысоким: поголовье КРС было меньше, чем до войны, посевы зерновых так и не достигли довоенного уровня [2].

В марте 1954 года на пленуме ЦК КПСС было принято постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Пленум поставил всенародную задачу — резко повысить уже в 1954–1955 годах производство зерна в стране, а государственные заготовки и закупки хлеба увеличить на 35–40 процентов по сравнению с 1953 годом. Основной вклад по освоению целинных и залежных земель, внесли приаргунские земледельцы. В районы освоения целины были направлены тысячи тракторов, комбайнов, автомобилей и др. сельхозтехники, выделены значительные финансовые средства. В 1954–1956 гг. по комсомольским путёвкам в Сибирь отправилось 130 тыс. человек — более 1/3 всех целинников страны.

В 1954 г. началось освоение целинных земель и в Читинской области. Одним из первых, в 1954 году, в степных просторах был создан совхоз «Приаргунский» (пос. Молодежный). Первыми механизаторами и целинниками совхоза были Е. Д. Макаров, В. И. Мулин, А. Н. Конобрицкий, Н. К. Нескромных, В. А. Васильев, Н. Л. Перфильев, П. С. Манаев, П. И. Пискун, Л. И. Кутузов, А. Д. Гончар, А. Е. Саратов, Л. В. Гладких. Массовый же прилив целинников начался в январе — марте 1955 года.

Александр Егорович был первоклассным кузнецом, прабабушка же сначала работала агрономом, затем преподавала биологию в школе. Мой дедушка — Саратов Сергей Александрович, стал первым ребенком, родившимся в августе 1955 года в целинном поселке. Дедушка, со слов своей мамы рассказывал, что жили они в щитовом холодном домике и купали его в ведре. Условия проживания первоцелинников были очень тяжелыми, особенно в зимний период — жили и в землянках, и в вагончиках, и в щитовых домах. Часты были случаи, когда механизаторы не могли подняться утром с кроватей, так как у них примерзали волосы к обледенелым стенам вагончиков; были и трагические моменты, когда механизаторы не бросая в степи замерзшую технику оставались и замерзали сами.

Районная газета «Приаргунская правда» в номере от 6 марта 1955 года писала «В совхозе «Приаргунский» все шире развертывается строительство жилых и производственных помещений.

Одновременно с ростом производства строился и поселок первоцелинников — Молодежный, которых с годами стал одним из лучших сел области. В совхозе выросли настоящие мастера высоких урожаев, многие из них были удостоены высоких правительственных наград [1].

В октябре 1956 года в пос. Молодежный была открыта первая школа. Но не было учителя биологи и химии. И тогда на собрании рабочие решили послать учиться в г. Улан-Удэ Саратову Марию Федоровну. Агронома заменить было легче, чем найти учителя в школу. Всю свою жизнь Мария Федоровна отдала школе, где был создан живой уголок и пришкольный участок, на котором росли даже ягодные культуры.

В 2014 году исполнилось 60 лет освоения целинных и залежных земель в Забайкалье. К этой дате в сквере на одной из центральных улиц г. Читы был установлен памятник честь начала освоения целинных и залежных земель. Там же установлен плуг, которым пахали целину и по сей день сохранили труженики и ветераны совхоза «Приаргунский».

Успехи первой волны освоения целинных и залежных земель в Забайкалье стали отличным заделом на дальнейшее развитие сельского хозяйства, а высокая оценка тружеников вызвала новый прилив творческой энергии.

Изучение истории моей семьи помогло мне лучше понять историю своей малой Родины, прочувствовать героизм тех лет и гордость за своих земляков.

 

Литература:

 

  1.                Мое родное Приаргунье.-Чита: Поиск, 2008.-332 с.
  2.                Поклон землякам. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.- 157 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Читинская область, сельское хозяйство, Саратов, земля, Забайкалье, Сибирь, освоение.


Похожие статьи

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада

Познание родного края посредством эколого-туристической деятельности

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края

Изучение учащимися жизни и деятельности выдающихся земляков, деятелей культуры и науки на уроках обществознания

Патриотическое воспитание на уроках английского языка в начальной школе через изучение достопримечательностей родного края

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом

Патриотическое воспитание студентов на примерах изучения истории Великой Отечественной войны

Изучение боевого пути ветерана методом создания сайта

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Похожие статьи

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада

Познание родного края посредством эколого-туристической деятельности

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края

Изучение учащимися жизни и деятельности выдающихся земляков, деятелей культуры и науки на уроках обществознания

Патриотическое воспитание на уроках английского языка в начальной школе через изучение достопримечательностей родного края

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом

Патриотическое воспитание студентов на примерах изучения истории Великой Отечественной войны

Изучение боевого пути ветерана методом создания сайта

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Задать вопрос