В последние годы во всем мире наблюдается стремительное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет. Изменения, вызванные стремительным развитием ИКТ, происходят практически во всех сферах деятельности, и сфера образования — не исключение.
На сегодняшний день актуальными являются формы уроков с применением ИКТ. В нашей гимназии эти формы используются около 10 лет, что дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует повышению интереса к изучаемым предметам, а также позволяет учащимся гимназии раскрывать себя посредством ставших привычными современных технологий.
Применение ИКТ на уроках литературы предоставляет широкие возможности в изучении творческих биографий писателей и поэтов.
Создатель современного русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относится к тем поэтам, чье творчество можно четко разделить на периоды, обусловленные влиянием различных литературных течений, его внутренней эволюцией, а также обстоятельствами личной жизни [1]. Юность поэта — время раннего ухода из родного дома, время взросления — это лицейские годы поэта. Именно этот период творчества А. С. Пушкина часто характеризуют как подражательный [2, 3]. Юный поэт ищет свой идеал в уже установившихся формах и образцах. Лицей давал превосходное образование, в котором превалировали гуманитарные дисциплины. Некоторые из соучеников Пушкина с детских лет пристрастились к литературе и сочиняли стихи, но Пушкин далеко их опередил не только в знании французской литературы, но и в понимании политических проблем. Еще дома он слышал рассказы об убийстве Павла I и причастности Александра I к заговору против отца. В 1814 первое его стихотворение было опубликовано в журнале «Вестник Европы», и еще до окончания лицея в 1817 он стал участником литературного кружка «Арзамас», где познакомился с видными русскими литераторами.
Значение Пушкина в истории русского литературного языка так же, как и в истории литературы, определяется, главным образом, деятельностью его как поэта-художника. Ею объясняется и его несомненное превосходство над предшествовавшими ему деятелями в истории русского языка — Ломоносовым и Карамзиным.
Ломоносов действовал как ученый. Заслуга его по отношению к литературному языку состояла в том, что он верно определил главные его источники, именно языки: книжный славянский и устный русский народный. Карамзин действовал как литератор. Его заслуга заключалась в том, что он сблизил литературный язык с устным, разговорным языком образованного общества. Пушкин действовал как поэт-художник. Он дал прочное основание для правильного и успешного развития литературного языка, указав для прозаической его формы начало художественной простоты, а для стихотворной — начало художественной смелости выражений.
Не секрет, что няня Пушкина, Арина Родионовна, оказала огромное влияние на формирование юного поэта. Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя лучше, и передавала она его очень оригинально. Большую часть былин и песен, которые Пушкин знал, слышал он именно от своей няни. Можно с уверенностью сказать, что он обязан ей первым знакомством с источником народной поэзии и впечатлениями от нее, которые были заметно ослаблены его последующим воспитанием. Следует также упомянуть бабушку Марию Алексеевну Ганнибал, которую также считают первой наставницей Александра в русском языке. Но, к сожалению, документальных подтверждений этому нет.
Кроме няни, на юного Пушкина повлияли его частые поездки летом в небольшое село Захарово, зажиточные крестьяне которого не боялись веселиться: песни, хороводы и пляски пелись и плясались там часто. А неподалеку было богатое село Вязёма, которое принадлежало Борису Годунову, и память о котором хранится и по нынешнее время там. Юному Александру часто приходилось слышать рассказы о прежнем царе. Услышанные им истории впоследствии были оживлены его гением.
Отец и дядя поэта были душой общества, неистощимы в каламбурах, остротах и шутках. Дома у Пушкиных часто собирались многочисленные гости, в числе которых были Карамзин и Батюшков. Молодой Пушкин прислушивался к их разговорам, знал этих корифеев словесности не по одним их произведениям, а и по живому слову, выражающему характер человека и западавшему часто в юный ум невольно и неизгладимо.
Данная работа является учебным видеофильмом по курсу литературы 7-го класса на тему: «Лицейский период в жизни А. С. Пушкина».
Объектом исследования является лицейский период в творчестве А. С. Пушкина.
Предмет исследования — детские годы поэта, его учеба и жизнь в Царскосельском лицее, а также стихотворения, написанные в этот период.
Цель работы заключается в исследовании лицейского периода А. С. Пушкина, а также в доказательстве или опровержении того факта, что в эти годы творчество поэта является подражательным.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- Познакомиться с лицейским периодом в жизни А. С. Пушкина.
- Изучить лирику данного периода.
- Исследовать творческие биографии писателей и поэтов начала XIX века, с которыми был знаком А. С. Пушкин.
Для отражения результата исследования, а также с целью повышения интереса учащихся к лицейскому периоду творчества А. С. Пушкина возникла идея создания учебного видеофильма «А. С. Пушкин. Лицейский период. Первые встречи».
Для реализации проекта была использована среда Adobe Flash.
Созданный видеофильм освещает некоторые факты из лицейского периода А. С. Пушкина. В нем представлены самые яркие моменты жизни поэта в Царскосельском лицее, фрагменты стихотворений А. С. Пушкина и его юношеские портреты. Кроме того, видеофильм содержит ответ на вопрос, является ли выбранный период творчества подражательным.
Результат исследования, а именно: видеофильм «А. С. Пушкин. Лицейский период. Первые встречи» может использоваться на уроке литературы во время изучения темы, а также для самостоятельной работы. Он может быть полезен не только для учителей-словесников, учеников, но и для любого заинтересованного этой темой.
Ознакомиться с фильмом можно по ссылке: https://youtu.be/8qxZf-_-xN8
Литература:
- Тынянов, Ю. Н. Пушкин. — М.: Художественная литература, 1987 г.
- Рубинштейн, Л. В садах Лицея — М.: Детская литература, 1969 г.
- Биография А. С. Пушкина. Лицейский период [Электронный ресурс] / LitExplorer. — Режим доступа: http://www.litexplorer.ru/litexps-695–1.html — 05.12.2014 г. — Загл. с экрана.