Влияние личности Василия Львовича Пушкина на творчество Александра Сергеевича Пушкина | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 1672 раза

Библиографическое описание:

Казакова, Полина. Влияние личности Василия Львовича Пушкина на творчество Александра Сергеевича Пушкина / Полина Казакова, Е. И. Тершукова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1151/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье описывается жизнь и творчество В. Л. Пушкина, первого литературного наставника А. С. Пушкина.

Ключевые слова: творчество А. С. Пушкина.

 

Представьте, что Вы идёте к кому-то в гости первый раз. Переступаете порог и понимаете: всё, на что падает взгляд, начинает рассказывать Вам о живущих здесь людях.

Вот так и было тогда, когда я переступила порог дома, в котором в далёком XIX веке жил дядя А. С. Пушкина Василий Львович Пушкин.

Цель моего исследования – познакомиться с жизнью и творчеством Василия Львовича Пушкина, первого литературного наставника Александра Сергеевича Пушкина.

Кем же был дядя Александра Сергеевича Пушкина?

Василий Пушкин появился на свет 27 апреля 1766 года. Своим именем был обязан священномученику Василию. О детстве и юности В. Л. Пушкина практически не сохранилось сведений. Василий с братом Сергеем получили домашнее воспитание, в совершенстве овладели французским, английским, немецким, итальянским, латинским языками. А на французском они сочиняли стихи.

Василий Пушкин был принят в московском обществе и имел успех благодаря открытости, остроумию и умению писать стихотворные импровизации и декламировать. Публиковаться он начал с 1793 года, с 1797 года занимался литературной деятельностью. Но в русской литературной традиции остался как второстепенный поэт. Многие современники (включая В. А. Жуковского) отмечали талант переводчика, особую индивидуальность Василия Львовича.

В 1822 году выходит первое собрание стихотворений Василия Львовича. Его творчество позднего периода отмечено сильным влиянием племянника: стихотворная повесть «Капитан Храбров» (1829-1830) написана под впечатлением от «Евгения Онегина» и «Графа Нулина».

Василий Львович Пушкин оказался первым воспитателем таланта юного Александра Пушкина. Если бабушка учила родной речи, то дядя Василий учил русскому стиху.

«Парнасский мой отец!» – назовёт юный Пушкин своего дядю, учась в Лицее, потому что в греческой мифологии гора Парнас – это место, где Бог Солнца, поэзии, искусств Аполлон возглавлял собрание муз, был их предводителем.

Конечно, особенно близка дяде и племяннику была муза Поэзии.

Наверное, Вы все помните известный портрет Пушкина, в глубине которого художник Кипренский изобразил подставку, а на ней статуэтку музы. В руках у музы лира. Муза перебирает струны, раздаются чудесные звуки, они вдохновляют поэтов.

У Пушкина об этом сказано так:

…И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге.

Минута – и стихи свободно потекут. [3, с. 248]

А стихи в доме Пушкиных звучали часто.

Лучше всего для маленького Саши были дни, когда к ним приходили гости. И не просто гости. Знаменитые писатели Москвы: Иван Андреевич Крылов, Николай Михайлович Карамзин, и, конечно, дядя Василий Львович Пушкин.

Один из современников так вспоминает мальчика Александра Пушкина:

«Он никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стоял, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор…» [1, с.17].

После литературных вечеров в их семье Александр бывал в восторге. Как тут не попробовать и самому что-нибудь сочинить?!

Сочинял тогда Пушкин и басни и Героическую поэму про войны карликов. Одна из гувернанток (а гувернеры – это домашние учителя) на уроке отобрала тетрадку с поэмой и отнесла к старшему гувернеру. Тот открыл тетрадь с поэмой и затрясся от хохота.

У Пушкина брызнули слёзы. Он схватил тетрадку и швырнул в камин: от обиды не понял, что не над ним смеялись. Просто поэма была живая, с юмором.

Но, может быть, огонь – лучшая судьба для первых опытов гения?

А в том, что мальчик обладает поэтическим даром Василий Львович не сомневался.

Он настаивал на том, что племянник должен учиться в Лицее, в Царском Селе. Туда Пушкин выехал вместе с дядей Василием Львовичем в разгаре июля 1811 г. До Петербурга их везла почтовая карета. Дядя вызвался быть опекуном Александра. Он были рядом с ним во время экзаменов в Лицей, радовался его поступлению.

Прошли годы.

Окончив Лицей, Александр Пушкин стал служить чиновником в Коллегии иностранных дел. Он не вернулся в Москву, остался в Петербурге. Там он продолжал писать стихи.

В дом своего дяди Пушкин вступил уже взрослым человеком, известным поэтом.

Василий Львович очень любил читать. Во время своих путешествий за границей он собрал богатую библиотеку из иностранных книг, которой завидовали его парижские и русские друзья. И вот здесь, в этом доме, в этой библиотеке часто беседовали дядя и племянник, теперь – оба литераторы.

Пушкин вспоминал, как подростком пользовался знаменитой библиотекой Василия Львовича, как помогал ему дядя в овладении французским языком (ведь французский дворянские дети должны были знать не хуже родного языка), как следил за первыми поэтическими шагами.

Первая публикация Пушкина, подписанная настоящей его фамилией, произошла благодаря дяде, это он принес стихи юного поэта в журнал для публикации. Издатель журнала «Русский музеум» заметил, что талант молодого поэта очень много обещает в будущем. Василий Львович от души радовался тогда первому литературному успеху своего племянника.

Они, дядя и племянник, вспоминали Лицей, в котором Александр проучился 6 лет. Всё это время никуда из Царского Села отлучаться лицеистам было нельзя. Александр очень радовался, когда к нему приезжали родители, брат и сестра. И дядя не забывал племянника: бывая в Петербурге, он всегда навещал Александра.

Однажды Василий Львович привез в Лицей знаменитых поэтов: Николая Михайловича Карамзина, Василия Андреевича Жуковского и Петра Андреевича Вяземского. Василий Львович понимал, как это важно – познакомить с ними племянника. Александр продолжал сочинять стихи, решив стать поэтом, а друзья Василия Львовича были прекрасными стихотворцами, которые могли многому его научить.

А теперь дядя может по праву сказать:

Поэт-племянник, справедливо

Я назван классиком тобой!..

Твои стихи, поверь, читает,

С живым восторгом дядя твой… [4, с.122]

И сейчас, продолжая знакомиться с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, понимаешь, насколько был значителен вклад его дяди, Василия Львовича Пушкина, в становление нашего национального поэта.

 

Литература:

 

  1.                Александр Пушкин и дядя его Василий: рассказ /М.: Дет. лит., 2014. – 30 с.
  2.                Дядя на Парнасе // Литературная газета, №17, 27 апр-3 мая 2016.
  3.                Полное собрание сочинений А. С. Пушкина – Ленинград: Издательство Наука, 1977. Т.3.
  4.                Пушкин В.Л. Стихотворения. Москва, 2013.
  5.                www.vl.pushkinmuseum.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, дядя, Петербург, литературный наставник, Жуковский, дядя Василий, Лицей, первое, племянник, стих.


Ключевые слова

творчество А. С. Пушкина

Похожие статьи

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова

В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Богоборчество Лермонтова как художественное явление: предварительные заметки

В статье предлагается подход к изучению богоборчества в творческом мире М. Ю. Лермонтова как художественного явления и эстетического феномена.

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

В. А. Жуковский как создатель биографического мифа об А. С. Пушкине

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

В статье рассматриваются традиции Надсона на протяжение нескольких этапов развития пролетарской поэзии. Автор анализирует воздействие Надсона на первых пролетарских поэтов 80–90-х годов. Далее автором ставится вопрос о надсоновской традиции в пору та...

Александр Иванович Кирпичников — выдающийся русский историк литературы и филолог

В статье на основании изучения доступной биографической и публицистической литературы дается краткое описание жизненного пути и научно-творческой деятельности выдающегося русского историка литературы и филолога Кирпичникова Александра Ивановича, внес...

Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов

В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

Похожие статьи

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова

В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Богоборчество Лермонтова как художественное явление: предварительные заметки

В статье предлагается подход к изучению богоборчества в творческом мире М. Ю. Лермонтова как художественного явления и эстетического феномена.

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

В. А. Жуковский как создатель биографического мифа об А. С. Пушкине

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

В статье рассматриваются традиции Надсона на протяжение нескольких этапов развития пролетарской поэзии. Автор анализирует воздействие Надсона на первых пролетарских поэтов 80–90-х годов. Далее автором ставится вопрос о надсоновской традиции в пору та...

Александр Иванович Кирпичников — выдающийся русский историк литературы и филолог

В статье на основании изучения доступной биографической и публицистической литературы дается краткое описание жизненного пути и научно-творческой деятельности выдающегося русского историка литературы и филолога Кирпичникова Александра Ивановича, внес...

Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов

В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

Задать вопрос