Геокультурные исследования Хоринского наслега: к проблеме сохранения национальной культуры | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №7 (27) июль 2019 г.

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Банькова Л. М., Габышева Т. Т. Геокультурные исследования Хоринского наслега: к проблеме сохранения национальной культуры // Юный ученый. — 2019. — №7.1. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/young/archive/27/1580/ (дата обращения: 26.01.2020).



 

Актуальность. Село Хоринцы — центр Хоринского наслега Олекминского улуса. Расположено на левом берегу реки Лена, в 76 километрах к северо-востоку от города Олекминска. Относится к категории отдаленных и труднодоступных местностей республики. В подчинении наслежной администрации находятся сельские насленные пункты Балаганнах и Мекимдя.

Общая площадь земель 864, 23 тысяч гектаров, земель лесного фонда — 854,6, водного фонда — 2,183, сельхозназначения — 4,077 тысяч гектаров. [3; с. 174].

Рельеф местности плоскогорный, таежный, много речек и ручьев, впадающих в реку Лена.

Точная дата образования наслега в архивных данных не найдена. В 1872 году жителем Мальжагарского наслег М. Артахиным была построена Хоринская Михайло-Архангельская часовня, и именно с этого времени начинаются метрические записи данных о проживающих в наслеге людях [3; с. 176].

До советской власти наслег состоял из маленьких участков — Намана, Чегойдох, Харыйалах, Мальжагар. В селениях Харыйалах и Намана существовали почтовые станции Иркутско-Якутского почтового тракта. На карте-схеме расположения первых первых 28 почтовых станций на средней Лене, учрежденных Захаром Баишевым в 1743 году, отмечена станция Намана. Харыялахская станция появилась в 1847 году. По итогам крестьянской переписи 1884–1885 годов, на станции Наманинская было 15 дворов, где проживало 83 человека русского населения (ямщики и их семьи); а на Харыялахской — 11 дворов и население составляло 68 человек. Кроме почтовой гоньбы, они занимались земледелием, выращивали пшеницу, ячмень, овес, ярицу и картофель [3; с. 176].

Сегодня происходит постепенное осмысление этнокультурного наследия не только как системы духовных ценностей, но и признание его в качестве имиджевого инструмента, способного оказывать направленное влияние на развитие территории. Исследование образов географического пространства дает возможность изучить культурное наследие не только Хоринского наслега, но и Олекминского района, который является частью богатой истории нашей Республики.

Цель: изучить геокультурные образы Хоринского наслега.

Задачи:

1)    изучить научные труды по Олекминскому району и Хоринскому наслегу;

2)    на основе собственных исследований раскрыть образ Хоринского наслега как одного из геокультурных ландшафтов Олекминского района;

3)    составить программу для брендинга территории с целью сохранения и популяризации национального геокультурного пространства.

Объект исследования: геокультурный ландшафт Хоринского наслега.

Предмет исследования: образыгеокультурных моделей Хоринского наслега.

Основная методологическая база: впервые вводится метод культурной географии, разработанный Д. Н. Замятиным, персональные понятия данного метода. Культурная география — одно из пока формирующихся направлений географии, признаваемая при этом, как ни парадоксально, одним из «самых авторитетных». Культурная география — это окультуренность пространства, которая, в свою очередь, состоит из культурных образов. Также в работе используется методологический подход, биографический метод, метод микроистории, метод культурной антропологии, комплексный анализ, системный и структурный анализ. В ходе экспедиции и сбора полевых материалов использованы метод опроса, включенного наблюдения, обработка и анализ информации и данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что геокультурные исследования и метод культурной географии являются новыми в истории изучения не только территории Республики Саха (Якутия), Олекминского района, но и мировых культур в целом, и используются лишь несколькими исследователями, что дает уникальность каждой работе, которая разрабатывается на ее основе. В данной работе мы попытаемся раскрыть геокультурный ландшафт и образы территорий на примере Хоринского наслега.

Источниковая база исследования представлена теоретической литературой и собственными исследовательскими материалами. В работе использованы статистические данные, материалы периодической печати, выступления, доклады, статьи исследователей. Отдельную группу источников составляют записки, дневник, фотографии, отчет и другие исследовательские материалы.

Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована для пособия, также для брендинга и ребрендингаХоринского наслега.

Образ это максимально дистанцированное и опосредственное представление реальности. Образ в широком смысле выявляет «рельеф» культуры, являясь одновременно культурой в ее высших проявлениях. Образ — часть реальности; он может меняться вместе с ней. В то же время образ — фактор изменения, динамики реальности [1; с. 82].

Геокультура — процесс и результаты развития географических образов в конкретной культуре, а также «накопление», формирование традиции культуры осмысления этих образов. Определенная культура «коллекционирует» определенные географические образы, приобретая при этом те или иные образно-географические конфигурации. Современная геокультура представляет собой серии геокультурных (культурно-географических) образов, интерпретирующих локальные геокультурные пространства [1; с. 83].

Геокультурное пространство — система устойчивых культурных реалий и представлений на определенной территории, формирующихся в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических структур восприятия и функционирования картин мира [1; с. 83].

В ходе исследования нами были рассмотрены топонимы и гидронимы Хоринского наслега. Данные названия местностей можно разделить на 3 категории:

 

 

Категория

Наименования топонимов и гидронимов

1

Названия якутского происхождения

Хоро, Солоосун, Намана, Сёдэркэ-Мырана, Кюёх-Ойоос, Чуолагас, Буоппал-Маара, Кырдай, Арыы-Баса, Согуруу-Сатыы-Талах, Орто-Сатыы-Талах, Ынах-Ото, Кюёсэнтэй, Абаасылаах, Хоту-Сатыы-Талах, Токур Бекчерек, Кутурук, Тымныы-Уулаах, Тюмэсэ, Былыттаах, Урун-Сырай, Баччыкы-Улахан, Баччыкы-Куччугуй, Киччикиин, Хатын-Атах, Хорбут, Булчут-Кюёлэ, Усун-Кырдай, Ойун-Уолбут, Эбэ-Тёрдё, Тигиилээх, Балаганнаах, Сана-Ойоос, Эбэ, Бёлкёй, Маадьаагар-Кюёлэ, Эмээхсин-Кюёлэ, Ёлён, Ус-Муннук, Дьыгынай, Дьыгынай-Ойоосо, Хатын-Арыы, Улахан-Арыы, Сана-Арыы, Сыгынньах, Сэтэгэй, Сайылык, Кысынды, Кюёх-Ойоос, Кытыл, Оттоох, Сутуруо, Туойдаах, Омоллоон, Сир-Ортолоох, Намылдьылаах, Хара-Уу, Намылдьылаах-Кюёлэ, Улаах-Маар, Туойдаах

2

Названия русского происхождения

Пионерская, Протока, Порт, Пристань, Петров, Советское, Лена, Болтушка, Дордушка, Ипподром, Мавра, Пилорама

3

Названия смешанного якутско-русского происхождения

Черемкалаах, Краснай, Микиисэ, Макаар, Самсон-Кюёлэ, Школа-сирэ

 

По данному исследованию нами было выделено три основных геокультурных образа:

–        геокультура якутского народа;

–        геокультура русского народа;

–        геокультура пашеной культуры.

По данной таблице мы видим, что преобладают якутские названия в топонимах и гидронимах наслега. Но, чтобы лучше узнать, в каком состоянии сейчас находится якутская национальная культура, мы провели опрос и записали фольклорные жанры, которыми владеют наши односельчане.

 

Возрастная категория

Жанры фольклора

Старшее поколение (от 50 лет)

Легенды, мифы, сказки, бывальщины, якутские народные песни, русские народные песни, частушки, считалки, дразнилки

Среднее поколение (от 35 до 50 лет)

Легенды, мифы, бывальщины, сказки, якутские народные песни, частушки, считалки, дразнилки

Студенты и молодежь (от 18 до 35 лет)

Легенды, сказки, бывальщины, считалки, дразнилки

Школьники

Бывальщины, считалки, дразнилки

 

По данной таблице мы отчетливо видим тенденцию к потере фольклора, устной народной традиции, а, значит, и национальной культуры. Мы считаем, что проблема потери национальной культуры заключается в нескольких факторах, но потеря интереса молодежи к своей родной культуре — главная из них.

В Хоринском наслеге проживает 887 человек. Из них более 90 % населения — якуты. В школе учится 91 ребенок. Из них 96 % учащихся также являются якутами.

Таким образом, можно прийти к выводу, что национальная культура Хоринского наслега — якутская. Но также стоит отметить наличие, так называемой, «пашеной» культуры, присущей населенным пунктам Олёкминского района.

Для того, чтобы не потерять нашу национальную культуру, мы предлагаем применить метод ребрендинга к Хоринскому наслегу и сделать его более интересным не только для туристов, но и в глазах собственного населения, чтобы подрастающее поколение проявило интерес к родной культуре и истории.

Например, первое, что можно сделать, это назначить дату основания Хоринского наслега и праздновать его каждый год, проводя не только культурные мероприятия, но и научно-практические конференции и семинары. Поменять названия улиц или назвать учреждения именами известных людей, которые многое сделали для нашего села: Михаила Артахина — основателя Хоринской Михайло-Архангельский церкви; Захара Баишева — основателя Наманинской станции Якутско-Иркутского почтового тракта.

Даже такие маленькие изменения послужат для того, чтобы дети начали интересоваться историей родного наслега и своей национальной культурой.

 

Литература:

 

  1. Замятин Д. Н. Географические образы в гуманитарных науках. // Человек. 2000. № 5. С. 81–88.
  2. Замятин Д. Н. Образ страны: структура и динамика. // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 107–115.
  3. Николашкина А. Н. Топонимия Олекминского улуса. Якутск: Сфера, 2017. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Хоринский наслег, Олекминский район, национальная культура, образ, культурная география, Намана, Лена, родная культура, культура, станция.


Похожие статьи

Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших классов...

Одним из наиболее интересных ключевых концептов культуры представляется концепт «родина», так как он присутствует в любой этнической культуре и является универсальным. Интерес к составляющим концепта родина, возник не сегодня: еще академик В. В. Виноградов...

Традиционная культура народов Севера в современном сельском...

Данная статья выполнена при поддержке гранта РГНФ проект №11-11-14002 а/Т «Арктическое село: история и этнографическая реальность (на примере аборигенных этносов Севера Якутии) (междисциплинарный дискурс)».

Традиционная культура в контексте приоритетов региональной...

Ключевые слова: традиционная культура, культурная политика, культура народов Дагестана. Культура России — единая целостная система, органично включающая в себя все многообразие национальных культур. Одним из основных направлений культурной политики государства...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия.

Саныяхтах — ямщицкая станция. История одного села

Саныяхтах — сельский населённый пункт, центр Саныяхтахского наслега Олёкминского улуса.

Станция Саныяхтах входила в Якутский округ. На нее поселили Суханова Никифора

Работа была частично опубликована в книге «Саныяхтахский наслег Олекминского района...

МБОУ «Хоринская СОШ» Олекминского района РС (Я) с. Хоринцы

Геокультурные исследования Хоринского наслега: к проблеме сохранения национальной культуры. Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г. — Томская С

Фауна пчел (Hymtnoptera, Apoidea) Олекминского района. Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г. — Сафонова А. В., Лепчикова Т. Г.

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

В-третьих, культура обских угров впитала в себя многие элементы мировой культуры, сформировавшиеся в среде

Таким образом, начиная со времен мезолита до средневековья, на достаточно ограниченной территории процесс формирования культуры обско-угорских...

Духовная культура малых народов Севера | Статья в журнале...

Работа посвящена анализу значения культурных традиций и ценностей этнических меньшинств. Автором проанализированы механизмы их природной и социальной адаптации. Выявлена роль культурных образований в процессах самосохранения и развития этнических меньшинств...

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

Культура (в особенности ее региональная уникальность и самобытность) создает целостность привлекательного образа, формирует климат для инвестиций, привлекает туристов, и вместе с тем, в значительной мере влияет на жизнь и комфортность проживания в городе.

Похожие статьи

Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших классов...

Одним из наиболее интересных ключевых концептов культуры представляется концепт «родина», так как он присутствует в любой этнической культуре и является универсальным. Интерес к составляющим концепта родина, возник не сегодня: еще академик В. В. Виноградов...

Традиционная культура народов Севера в современном сельском...

Данная статья выполнена при поддержке гранта РГНФ проект №11-11-14002 а/Т «Арктическое село: история и этнографическая реальность (на примере аборигенных этносов Севера Якутии) (междисциплинарный дискурс)».

Традиционная культура в контексте приоритетов региональной...

Ключевые слова: традиционная культура, культурная политика, культура народов Дагестана. Культура России — единая целостная система, органично включающая в себя все многообразие национальных культур. Одним из основных направлений культурной политики государства...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия.

Саныяхтах — ямщицкая станция. История одного села

Саныяхтах — сельский населённый пункт, центр Саныяхтахского наслега Олёкминского улуса.

Станция Саныяхтах входила в Якутский округ. На нее поселили Суханова Никифора

Работа была частично опубликована в книге «Саныяхтахский наслег Олекминского района...

МБОУ «Хоринская СОШ» Олекминского района РС (Я) с. Хоринцы

Геокультурные исследования Хоринского наслега: к проблеме сохранения национальной культуры. Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г. — Томская С

Фауна пчел (Hymtnoptera, Apoidea) Олекминского района. Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г. — Сафонова А. В., Лепчикова Т. Г.

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

В-третьих, культура обских угров впитала в себя многие элементы мировой культуры, сформировавшиеся в среде

Таким образом, начиная со времен мезолита до средневековья, на достаточно ограниченной территории процесс формирования культуры обско-угорских...

Духовная культура малых народов Севера | Статья в журнале...

Работа посвящена анализу значения культурных традиций и ценностей этнических меньшинств. Автором проанализированы механизмы их природной и социальной адаптации. Выявлена роль культурных образований в процессах самосохранения и развития этнических меньшинств...

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

Культура (в особенности ее региональная уникальность и самобытность) создает целостность привлекательного образа, формирует климат для инвестиций, привлекает туристов, и вместе с тем, в значительной мере влияет на жизнь и комфортность проживания в городе.

Задать вопрос