В современном обществе проблема изучения своей семьи стала особенно актуальной. Так уж заведено в нашем динамичном мире, что современные семьи мало общаются друг с другом. И постепенно рвётсянить, связывающая поколения. Порой, изучая историю своей страны, у меня возникает ощущение, будто речь идёт о чём-то далёком, непостижимом и чужом, а как хочется увидеть в ней и судьбу своей семьи.
Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная и не гордясь своей родословной.
В данной работе я хочу рассказать какой след и моя семья оставила в истории страны, а точнее как моя семья способствовала становлению личности, зарождению таланта – Сафонова Юрия. Я выбрал эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.
Актуальность данной темы вижу в том, что каждый человек должен знать о своих корнях, не забывать о жизни своих родственников, большинство из них прожили достойную жизнь, оставив после себя добрый след в истории своей жизни. Получая знания о своих корнях, показывая какой вклад внесла твоя семья в историю, чувствуешь себя звеном большой исторической цепи.
Цель моей работы заключается в том, чтобы лучше узнать свою родословную, показать какое влияние может оказать семья на становление личности, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи:
– собрать сведения о жизни предков через общение с живыми свидетелями истории, познакомиться с сохранившимися вещественными источниками;
- выяснить какое влияние оказывает семья на становление личности человека;
- сопоставить историю семьи и историю страны.
Работая над темой исследования, мы выдвинули гипотезу: «Может ли семья влиять на развитие таланта в ребенке?»
Объект исследования: моя родословная.
Предмет исследования: влияние семьи на развитие таланта в ребенке.
Методы исследования:
1.Опрос родственников.
2.Изучение семейных архивов, документов, фотографий, картин и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
3.Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
Практическая значимость данного исследования в том, что я смогу рассказать о наших предках, о тех людях, которыми может гордиться моя Родина, брать пример. Работа может быть востребована в школьном музее, на внеклассных мероприятиях.
Глава I. Что такое семья и как она влияет на становлении личности?
В словаре С.И. Ожегова понятие «Семья́» раскрывается как — социальный институт, базовая ячейка общества. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья – это особый мир, маленькое государство, со своими внутренними законами, главный из которых – любить друг друга, понимать, уважать, поддерживать и помогать. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка. Семья играет важную роль в становлении личности.
Именно в семье раскрываются природные способности ребенка, а родители должны создать условия для их развития.
В моей семье детей всегда воспитывали на собственном примере – добрым словом и трудом, своим уважительным отношением к людям, ответственным отношением к порученному делу. К сожалению, нельзя воспитывать детей нравственными, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо. Учить детей поступать так, а не иначе, нужно на собственном примере.
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня мой папа и моя мама, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
А что же говорится в научно-популярной литературе о влиянии семьи на развитие таланта?
Как показывают исследования (К.Ю. Белая, Н.Е. Веракса, Н.С. Денисенкова, Т.В. Доронова, Л.Б. Шнейдер и др.), в современном российском обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие родственники) проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка.
Кандидат психологических наук Н.С. Денисенкова в своей работе «Влияние семьи на развитие способностей ребенка» утверждает, что уникальность и неповторимость каждого человека во многом определяют его способности. Они начинают формироваться в раннем детстве и продолжают складываться всю жизнь.
Неповторимое сочетание и уровень развития способностей определяются двумя факторами: задатками и воздействием окружающей среды.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, данные природой при рождении. Немалую роль здесь играет наследственность.
Окружающая среда – понятие более широкое. В него входит вся совокупность условий, в которых мы живем: культура, социум, экология, образование, семья и многое другое. Ученые разных направлений, психологи, педагоги, социологи и др., сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья.
В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, какую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь развитию интеллекта и креативности ребенка.
Психологи и педагоги отмечают, что «для развития ребенка большое значение имеет и жизненная позиция семьи». Положительное, активное отношение к жизни, открытость миру оказывает стимулирующее влияние на развитие способностей детей.
Таким образом, можно сказать о том, что семья, где не только одобряются познавательные и творческие устремления ребенка, но и прилагаются значительные усилия для активного развития его способностей, имеет все шансы воспитать способного, интересного и творческого человека, открытого для познания окружающего мира.
Изучив научно-популярную литературу, мы выяснили, что на развитие одаренности ребенка в основном влияет семейный пример.
Глава II. История страны в биографиях моих предков
Не откладывайте на завтра то,
что можно узнать из
истории семьи сегодня,
особенно, если эту
информацию хранят люди
преклонного возраста…
(из книги В.С. Мартышина
«Твоя родословная»)
В моей родословной есть люди, достойные и уважаемые, те, кто вдыхал дым боёв, те, кто несмотря на свой юный возраст не щадил сил и трудился на благо Отечества. Мой прадедушка, по материнской линии, ветеран Великой Отечественной войны Подымахин Афанасий Иванович. Родился он в 1905 году в Казаченско-Ленском районе Иркутской области деревне Ключи, в семье казака. В 20 годах жил в Ленинграде, работал чекистом. По долгу своей нелёгкой службы был командирован в холодную Якутию для поимки опасной банды Пепеляя. После ареста всей группировки получил от Ф.Дзержинского наградной пистолет. К сожалению, все документы и наградной пистолет были утеряны во время пожара в музее города Олёкминска. После долгой службы обзавёлся семьёй и остался поднимать хозяйство в селе МачаОлёкминского района. В те годы пришлось приложить немало усилий для создания хороших условий для жителей села. В сентябре 1942 года был мобилизован Бодайбинским РВК в стрелковый полк. С января по август 1943 года был курсантом 10 учебной бригады, затем был переведён в 76 гвардейскую дивизию миномётчиком, не раз ходил в разведку. О его тяжёлом боевом пути говорят награды: медаль за отвагу, медаль за боевые заслуги, медаль за победу над Германией.
Мой прадедушка, по отцовской линии, Яныгин Евгений Захарович так же является ветераном Великой Отечественной войны. Июнь сорок первого застал моего прадеда в лесоучастке Сосновый бор, откуда был призван Олёкминским РВК на Забайкальский фронт в должности сержанта. С 9 августа по 3 сентября 1945 был командиром отделения при 1045 стрелковом полку.
Документ с сайта «Подвиг народа»
За свои заслуги он имеет Орден Отечественной войны 2-й степени, медаль «За отвагу», «За победу над Японией», «Почётную грамоту Президиума Верховного Совета ЯАССР». Сколько прадедам пришлось пережить. Какими же они были богатырями своего времени, сильные духом и несгибаемые телом. Даже после тех тяжёлых дней и в мирное время он продолжал показывать стойкость характера и силу духа в должности председателя Нохтуйского сельского совета.
Мой дедушка Заводский Лев Михайлович не принимал участия в боях, так как был очень мал, но и он оставил частичку себя в истории нашей Родины. В эколого-краеведческом музее МБОУ «Жедайская СОШ» находятся картины Льва Михайловича, которые способствуют эстетическому воспитанию жителей села Чапаево.
Итак, на примере моей родословной мы убедились, что немаловажную роль в развитии таланта ребенка играет семейное воспитание, личный пример предков.
Глава III. Юрий Сафонов – талант, рождённый в семье
В семейном кругу все корни твои,
и в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем
основа основ – родительский дом.
Талант — это дар, который может проявляться в различных сферах деятельность человека, чаще всего — в искусстве. Талантливый человек способен создавать прекрасные творения, которыми восхищается весь мир. В нашей семье есть талантливый человек, мой брат Сафонов Юрий.
Сафонов Юрий — художник, руководитель "SafonoffArtStudio", доктор философии, профессор. Дата рождения 6 марта 1971г.. Образование Московский университет искусств, факультет станковой живописи и графики. С 1995 года профессор Московского университета искусств, академик Международной академии информатизации, академик Балтийской академии информатизации, глава отдела культуры Балтийской академии информатизации. Участник пяти персональных выставок в Риге и выставок за рубежом, картины мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в частных коллекциях по всему миру (в том числе М. Горбачева и графа С.Вронского). Две персональные выставки проведены совместно с Государственной Третьяковской галереей. Один из 20 лауреатов конкурса английской фирмы "Стенли Гиббоне" и московской фирмы "Астико", работы которых помещены в альбом российской живописи, изданный в Англии. Лауреат конкурса Латвийского союза писателей (1995 год). Публикации книг "Ваш ребенок — гений'', "Изобразительное искусство Российской империи: от истоков до наших дней".
Заключение
Изучая историю своей семьи, я много узнал о жизни близких и дорогих мне людей, проникся чувством гордости за свою семью. Я понял, как много значит для меня семья, родительский дом, где меня всегда поймут и поддержат. Я счастлив, что родился и живу в семье, где любят друг друга, уважают старших, прислушиваются к их мудрым советам, где из поколения в поколение передаются семейные обычаи и традиции. Жить рядом с такими людьми – это счастье, общаться с ними – это учиться мудрости, постигать вечные нравственные ценности.
В ходе исследования мы выяснили, что талант рождается в семье. На ребенка влияют многие факторы: наследственность, культура, социум, экология, образование, семья, самообразование и многое другое. Однако главная роль на развитие таланта ребенка отводится семейному примеру. Семейное воспитание значимо во все времена.
Литература:
- Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном обществе // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. – М.: МОСУ, РПО, 2000. – С.19-22.
- Крэйн У. Теории развития. СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
- Семейный архив (фотографии, документы);
- Сайт: pamyatnaroda.ru. Подвиг народа. Министерство обороны Российской Федерации